О реализации приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Ипотека и арендное жильё».
Из стенограммы:
М.Мень: Я хотел бы несколько слов сказать о том, что обсуждалось по первому нашему приоритетному проекту – благоустройство и городская среда. Он настолько интересным оказался – очень серьёзная реакция идёт в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах, губернаторы, главы городов обращают внимание на важность этого приоритетного проекта.
Есть первые цифры по исполнению. 90% различных объектов (имеются в виду и дворовые территории, и знаковые объекты благоустройства, и парки) законтрактовано, то есть идёт активная работа. И порядка 40% этих объектов уже введено в эксплуатацию, там работа практически завершена. Это довольно неплохие цифры.
Ещё более трёх месяцев до конца года, и у нас пока нет оснований говорить, что какие-то регионы могут не выполнить эти программы. Я думаю, к концу года будет достаточно неплохой результат, тем более в муниципалитетах, начальники различного уровня видят, что этот проект под общественным контролем находится. Напомню, что общий объём финансирования – порядка 42 млрд рублей. Имеется в виду и федеральное финансирование, и из таких источников, как бюджеты субъектов Российской Федерации. Из федерального бюджета – 25 млрд рублей.
Теперь что касается некоторых изменений в нормативно-правовой базе в этой части. Мы подготовили и готовим к рассмотрению в Государственной Думе закон о наделении дополнительными полномочиями муниципалитетов. Муниципалитеты сталкиваются с тем, что, когда они учреждают некое правило благоустройства (например, не ставить на определённые газоны автомобили и так далее) и потом начинают штрафовать пользователей, то очень часто надзорные органы опротестовывают эти решения муниципалитетов. То есть сегодня стало очевидно, что у муниципалитетов, у местного самоуправления не хватает полномочий по благоустройству. Мы эту ситуацию до конца года исправим.
Помимо этого мы готовим в виде постановления Правительства изменения в наши правила предоставления средств, для того чтобы делать распределение по субъектам на 2018 год с учётом того, как отработали в 2017 году субъекты и муниципалитеты. Это очень важно для того, чтобы руководители субъектов были стимулированы и понимали, что будут определённые бонусы у тех, кто будет работать достойно и выполнит всё в соответствующие сроки.
Что касается нашего проекта, который связан с поддержкой жилищного строительства. Здесь у нас мощной поддержкой является то, что мы сегодня выделяем также 20 млрд рублей на то, чтобы строить социальную инфраструктуру в микрорайонах комплексной застройки территории. 32 субъекта участвуют уже в этом году в этой программе. Здесь строятся и объекты социальной инфраструктуры – школы, детские сады, поликлиники, и внутриквартальные дорожные развязки. По предварительным подсчётам, в целом это в текущем году даст дополнительно 6 млн кв. м жилья. Это достаточно неплохо, притом что поддерживаются только микрорайоны комплексного освоения территории.
Что касается общих цифр по объёму ввода, отставание в этом году от прошлого года есть. Оно объективно связано с тем, что сегодня вводятся в эксплуатацию те дома, на постройку которых выдавались разрешения в 2015 году, в такой сложный экономический период в стране. Конечно, тогда застройщики были очень осторожны в принятии решения, не обращались к региональным исполнительным властям за разрешением на строительство, даже если имели землю у себя в активах, они выжидали. Поэтому определённое падение (пока – на 6%) у нас есть, но мы видим, что ежемесячный рост, особенно по индустриальному жилью, присутствует, и это достаточно неплохо. Во всяком случае мы видим, что рынок восстанавливается.
Ещё одна цифра интересная: у нас по количеству объектов жилых, по квартирам и домам, примерно тот же уровень, с минимальным просто падением, относительно аналогичного периода прошлого года. Я имею в виду в штуках, в единицах жилья. А мы уже говорили о том, что сегодня будем вести параллельный подсчёт – и квадратные метры (миллионы квадратных метров), и единицы жилья. Потому что очень часто, встречаясь с людьми, работая в регионах, я сталкиваюсь с тем, что, когда мы говорим о миллионах квадратных метров жилья, это не очень понятно людям. А когда мы говорим о количестве единиц жилья, это более понятно, потому что за каждой единицей жилья стоит судьба, стоят люди, стоит семья. Поэтому, мне кажется, мы должны будем параллельно фиксировать этот наш приоритетный проект именно по этим показателям.
Вопрос: 1,2 млн?
М.Мень: Да, 1,2 млн единиц жилья было в прошлом году построено (квартир). И мы будем стараться давать и по миллионам метров тоже в разбивке по двум показателям: ИЖС и индустриальное жильё. Потому что все наши меры поддержки направлены в первую очередь на развитие индустриального жилья.
Вопрос: Дополнительные решения сегодня принимались по вашим проектам?
М.Мень: Нет. Сегодня Дмитрий Анатольевич пообещал нам помощь в поддержке по нормативно-правовым документам, которые мы разработали. Некоторые находятся на площадке Правительства, некоторые в Государственной Думе. И нам очень важна сейчас поддержка руководства Правительства, Председателя Правительства в первую очередь, именно в части продвижения нормативно-правовой базы. Мы с регионами на связи, видим, что в целом они понимают задачу. И, надеемся, справятся в сроки.
Вопрос: Владимир Путин поручил разработать процедуру переселения из вагон-городков. Когда могут быть готовы какие-то нормативно-правовые акты?
М.Мень: Мы пока работаем по 184-му федеральному закону по расселению из аварийного жилья. Безусловно, добавление дополнительных объёмов предполагает новые изменения в законодательстве. Потому что 184-й закон чётко нацелен на объём аварийного жилья, которое признано таковым на 1 января 2012 года. В течение этого и следующего года (именно на этот период решением Президента была продлена работа Фонда содействия реформированию ЖКХ) мы должны будем вместе с коллегами из парламента разработать новый и, самое важное, постоянно действующий механизм расселения из аварийного жилья. Туда же планируется (сейчас наши юристы смотрят как) погрузить это поручение. Там основная юридическая сложность заключается в том, что не всё жильё, о котором говорится, является де-юре жильём. Это одна из главных юридических проблем: мы не можем де-юре признать это жильём. Но сейчас юристы, надеемся, что-нибудь предложат, и тогда мы сможем внести это поручение в новый закон о постоянно действующем механизме расселения граждан из аварийного жилья.