Работа Правительства: факты и цифры.
Инвестиционная политика и развитие
частно-государственного партнёрства
Создание благоприятной бизнес-среды и снижение административных
барьеров
Малое и среднее предпринимательство. «Программа 6,5»
Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного
регулирования
Федеральная контрактная система. Государственные и
муниципальные закупки. Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических
лиц
Развитие механизмов оценки регулирующего воздействия и
повышения качества регуляторной среды
Совершенствование корпоративного законодательства
Совершенствование законодательства в сфере оценочной
деятельности
Совершенствование законодательства в сфере кадастровой
оценки
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности
Управление федеральным имуществом
Государственные и муниципальные услуги
Поддержка инвестиционных проектов на основе проектного
финансирования
Особые экономические зоны и другие территории со
специальным статусом
Моногорода
Интеграция и развитие Крыма
Внешнеэкономическая деятельность
Евразийский
экономический союз
Создание национальной системы поддержки несырьевого экспорта
и доступа на внешние рынки
Инновации.
Институты развития
Инвестиционная политика и развитие частно-государственного партнёрства
Проводится совершенствование законодательства по упрощению условий ведения бизнеса и созданию институтов, а также обеспечению необходимого качества правоприменения, поскольку ключевыми приоритетами являются развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды.
Результаты этой работы положительно отражаются на позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В 2016 году Россия заняла 40-е место, продвинувшись за 5 лет на 80 позиций.
В 2016 году Россия вошла в десять лучших стран в мировом рейтинге по направлению «регистрация собственности» (9-е место), а также в 50 лучших стран по показателям «регистрация предприятий» (26-е место), «подключение к электрическим сетям» (30-е место), «получение кредитов» (44-е место), налогообложение» (45-е место), «исполнение контрактов» (12-е место).
Второй год подряд Россия в рейтинге Всемирного банка опережает страны БРИКС.
Улучшение позиций произошло по 5 из 10 направлений рейтинга. При этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «регистрация предприятий» (рост на 15 позиций), «международная торговля» (рост на 30 позиций) и «защита миноритарных акционеров» (рост на 13 позиций).
Для увеличения объёмов внебюджетных средств в поддержание и развитие объектов публичной инфраструктуры ведётся совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). ГЧП – перспективный и эффективный механизм, позволяющий найти баланс интересов государства и бизнеса, одновременно упрощая условия ведения предпринимательской деятельности, сохраняя функциональное назначение объектов публичной инфраструктуры и право на разумный контроль со стороны государства.
В 2016 году была сформирована вся нормативная правовая база, необходимая для реализации проектов ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая подзаконные акты. Количество проектов ГЧП, особенно концессий, увеличивается. К 1 января 2017 года принято решение о реализации более 1600 проектов.
Кроме того, в 2016 году было усовершенствовано законодательство о ГЧП, предусматривающее в том числе:
реализацию проектов ГЧП в отношении объектов промышленности;
сокращение с 180 до 90 дней срока проведения уполномоченным органом оценки эффективности проектов;
исключение требования наличия лицензии при подаче заявки на конкурс;
передачу частному партнёру имущества, которое не входит в состав объекта («иное имущество»);
финансирование проектов консорциумом банков.
В том числе усовершенствовано концессионное законодательство, предусматривающее введение мониторинга концессионных соглашений, а также обязанность участия субъекта РФ в муниципальных соглашениях в качестве третьей стороны, если полномочия по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию.
Продолжается работа по методическому сопровождению
регионов и инвесторов по реализации проектов ГЧП. Так, разработаны методические
рекомендации по реализации проектов ГЧП со сборником лучших практик в
отраслевом разрезе. В августе 2016 года методические рекомендации направлены во
все регионы.
Создание благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы
Из 12 утверждённых ранее «дорожных карт» продолжается реализация 7, включающих 684 мероприятия (в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, корпоративного управления, содействия экспорту, совершенствования оценочной деятельности).
По пяти направлениям (в сферах регистрации предприятий, развития конкуренции, совершенствования регуляторной среды, доступа субъектов МСБ к закупкам и налогового администрирования) работа завершена, при этом исполнено 221 мероприятие.
В 2016 году повестка реформ обновлялась. Принята «дорожная карта» по корпоративному управлению. В «дорожную карту» по получению разрешения на строительство включены мероприятия по оптимизации технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. «Дорожная карта» по повышению доступности энергетической инфраструктуры дополнена мероприятиями по оптимизации подключения к газоснабжению.
Эффекты от реализации «дорожных карт»:
уточнён порядок предоставления требуемых у налогоплательщика документов и пояснений в электронном виде и предоставлена возможность использования электронных образов бумажных документов;
уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций – не ранее чем по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования;
предоставлено право гражданам и юридическим лицам участвовать в процедурах, связанных с планировкой территорий;
распространён общий порядок налоговых вычетов налога на добавленную стоимость по мере принятия на учёт приобретённых товаров (работ, услуг) и при наличии по ним счетов-фактур в отношении экспортёров, что позволило сократить средства, отвлекаемые из оборота;
установлены дополнительные требования к раскрытию информации о сделках, в отношении которых имеется заинтересованность, в частности, установлено требование о необходимости указания заинтересованных лиц, а также информации обо всех обстоятельствах заинтересованности;
предоставлено право гражданам и юридическим лицам участвовать в процедурах, связанных с планировкой территорий;
обеспечена возможность выдачи уполномоченными органами документов, необходимых в иных государствах для ввоза российской продукции, в том числе на иностранных языках и др.
Эффективность применения правовых актов оценивается на
основании перечня из 140 мероприятий, направленных на достижение целевых
эффектов от 175 правовых актов. В рамках мониторинга проводится анализ
статистической информации, представленной федеральными органами исполнительной
власти, опросов предпринимательского сообщества, в том числе в субъектах
Российской Федерации, и «контрольных закупок», проводимых АНО «Агентство
стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с ведущими
деловыми объединениями.
Малое и среднее предпринимательство. «Программа 6,5»
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на февраль 2017 года зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц – малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц – средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 074 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами – 2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%).
С 1 августа 2016 года по 10 февраля 2017 года наблюдалось увеличение числа субъектов МСП на 401 517 хозяйствующих субъектах (7,3%). Эта динамика связана в том числе с принятыми в 2016 году мерами.
Впервые в сфере развития малого и среднего предпринимательства утверждён документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Ориентиром этого документа является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40%).
Утверждена целевая модель по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Её внедрение в субъектах Федерации запланировано на 2017 год.
Кроме того, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрены положения приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающего реализацию в 2017–2018 годах мер поддержки как новых, так и действующих предприятий для увеличения численности занятых в сфере малого предпринимательства.
В законодательство РФ об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения. Эта мера позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей, сделать акцент на профилактике административных правонарушений.
Приняты решения, снижающие издержки предпринимателей в связи с соблюдением требований законодательства о контрольно-надзорной деятельности:
введён институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении проверяемым обязательных требований, поступившей в орган контроля (надзора);
обеспечена возможность применения проверочных листов, содержащих систематизированные обязательные требования, при проведении проверок в отношении типовых объектов, деятельность на которых осуществляется субъектами малого предпринимательства.
В процедуры оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия внедрены механизмы анализа влияния последствий принятия нормативных правовых актов на деятельность малых и средних предприятий («МСП-тест»).
Расширены возможности малых предприятий по применению специальных налоговых режимов. В частности, увеличен пороговый размер дохода (до 120 млн рублей), а также предельный размер стоимости основных средств (до 150 млн рублей) для применения упрощённой системы налогообложения.
До 1 января 2021 года продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, что создаст предсказуемые условия для деятельности свыше 2 млн налогоплательщиков.
Упрощено кадровое делопроизводство на микропредприятиях (с численностью занятых до 15 человек). Такие предприятия освобождаются от обязанности утверждать локальные акты по вопросам трудового права. Такое решение снизит финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.
В 2016 году регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов, создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства).
Расширена сеть региональных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: с учётом финансирования 2016 года создан 321 центр компетенции. Эти организации оказывают широкий спектр информационно-консультационных, социально ориентированных и финансово-кредитных услуг, услуг по поддержке экспорта и услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в области инноваций и промышленного производства.
Принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на совершенствование порядка передачи федерального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Ожидается кратное увеличение числа объектов недвижимости, включённых в перечень федерального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки малым и средним предприятиям.
Осуществлён запуск единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что обеспечило новый уровень доступности мер государственной поддержки: с 1 августа 2016 года предпринимателям не придётся доказывать свою принадлежность к малому или среднему бизнесу.
На 2017–2018 годы предусмотрено освобождение от уплаты налога на доход для самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по репетиторству, присмотру и уходу за отдельными категориями граждан, уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, направивших в налоговый орган соответствующее уведомление. При этом субъекты Федерации наделены правом на расширение перечня видов деятельности самозанятых граждан, доходы от осуществления которых освобождаются от налогообложения.
Приняты меры по развитию системы одного окна для предоставления услуг предпринимателям. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), предоставляющие услуги малым и средним предприятиям, включены в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Реализован пилотный проект с участием 39 субъектов Федерации по созданию и развитию сети МФЦ для бизнеса. Создано более 500 окон для предоставления услуг субъектам малого и среднего предпринимательства. Внедряются такие услуги, как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, приём заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других. Также расширяется практика предоставления комплексных услуг по принципу бизнес-ситуаций.
Для стимулирования спроса на продукцию малых и средних компаний увеличена квота по прямым закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у малых и средних предприятий с 10 до 15% (решение вступит в силу с 1 января 2018 года).
Определены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к их исполнению в рамках закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков. Номенклатура планируемых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 100 866 позиций. За 2016 год общий объём договоров, заключённых с малыми или средними предприятиями по результатам закупок (всеми способами), составил 1,5 трлн рублей.
В августе 2016 года АО «Корпорация МСП» осуществлён запуск информационной системы «Бизнес-навигатор МСП» – инструмента информационно-маркетинговой поддержки, позволяющего предпринимателям открывать и развивать новый бизнес.
В рамках формирования инструмента доступного финансирования для снижения процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, или «Программа 6,5».
Цель указанной программы – создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путём предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала через предоставление Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных поручительствами АО «Корпорация МСП».
Задача АО «Корпорация МСП» – обеспечить доступ к «Программе 6,5» субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через увеличение количества аккредитованных по «Программе 6,5» федеральных и опорных региональных банков. Льготное фондирование долгосрочных кредитов через уполномоченные банки предоставляется на срок до трёх лет.
Основными получателями финансовой поддержки в рамках «Программы 6,5» являются субъекты МСП, осуществляющие деятельность в производственном, агропромышленном секторах экономики, реализующие высокотехнологические проекты, направленные на импортозамещение и несырьевой экспорт. Кроме того, получателями кредитов в рамках «Программы 6,5» являются также лизинговые компании.
В 2016 году совокупный лимит по рефинансированию кредитов малому и среднему бизнесу по льготной ставке увеличен с 75 млрд до 125 млрд рублей. Одновременно принято решение о снижении минимального размера кредита, который может быть привлечён предпринимателем в рамках «Программы 6,5», с 50 млн до 5 млн рублей, а также процентных ставок (до 10,6% годовых для малых предприятий и до 9,6% годовых для средних предприятий).
По состоянию на 31 декабря 2016 года АО «Корпорация МСП»,
АО «МСП Банк» и региональными гарантийными организациями выдано свыше 10 тыс.
гарантий и поручительств на сумму свыше 100 млрд рублей, что позволило малым и
средним компаниям привлечь кредиты на сумму свыше 172 млрд рублей.
Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования
По результатам работы Минэкономразвития и ФАС России для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн рублей, установлен иммунитет по отдельным антимонопольным запретам (злоупотребление доминирующим положением и заключение отдельных видов соглашений). Одновременно предусмотрена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения антимонопольными органами внеплановых проверок в отношении малых предприятий.
В 2016 году проведена первая оценка внедрения стандарта
развития конкуренции в субъектах Федерации. Основные задачи в 2017 году по этому
направлению – определение лучших практик содействия развитию конкуренции и их
тиражирование на территории всех субъектов Федерации.
Федеральная контрактная система. Государственные и муниципальные закупки. Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц
Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок с 1 января 2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).
Введением ЕИС создано единое окно для работы заказчиков и поставщиков, контрольных и контрольно-счётных органов, общественных контролёров. В ЕИС размещается юридически значимая информация обо всех планируемых и осуществляемых закупках, реестры контрактов, банковских гарантий, библиотека типовых контрактов, отчёты об исполнении контрактов, нормативная документация, проводятся процедуры общественного обсуждения крупных закупок. Более 60% информации размещается в структурированном машиночитаемом формате. Обеспечен поиск информации по заданным параметрам.
Таким образом, ЕИС обеспечивает прозрачность закупок на всех этапах их планирования и осуществления. Система содержит ряд встроенных контроллеров, которые автоматически выявляют и предотвращают наиболее типичные ошибки или нарушения, совершаемые заказчиками. Например, нарушения сроков размещения информации, неправильные расчёты размеров обеспечения заявок.
С 1 апреля 2016 года введён единый общедоступный электронный реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Реестр жалоб содержит в том числе информацию о плановых и внеплановых проверках, о результатах рассмотрения жалоб, а также текст соответствующих решений и предписаний.
Созданием реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний обеспечена прозрачность функционирования органов контроля, что позволяет объективно оценивать их деятельность, каждому участнику закупок, любому гражданину предоставлена возможность отслеживать ход рассмотрения поданной им жалобы на действия (бездействие) заказчиков. Кроме того, созданы условия для обеспечения единства правоприменительной практики всех контрольных органов.
Принят 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», согласно которому с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Переводом закупок унитарных предприятий под действие Закона №44-ФЗ созданы условия для повышения конкуренции на закупках унитарных предприятий, пресечена существовавшая негативная практика вывода бюджетных средств из-под конкурентных процедур законодательства о контрактной системе в низкоконкурентную сферу законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц посредством предоставления субсидий унитарным предприятиям.
В ЕИС размещено извещений о закупках на сумму около 6,5 трлн рублей. Общий объём заключённых контрактов составил порядка 5,3 трлн рублей, что на 2,4% меньше показателя 2015 года (без учёта контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе).
Экономия бюджетных средств достигла 419,4 млрд рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 8,2%. Прирост экономии по итогам отчётного периода составил 12% относительно аналогичного показателя прошлого года.
Среднее количество участников закупок на торгах составило в среднем около 2,7. Преобладающим способом определения поставщика остаётся электронный аукцион, доля которого составляет 58,3% от общего количества размещённых в ЕИС извещений.
По прямым контрактам малому бизнесу направлено более 610,9 млрд рублей, что на 23,5% превышает аналогичный показатель 2015 года.
С применением антидемпинговых мер было заключено 674,4 тыс. контрактов общим объёмом 241,3 млрд рублей (соответственно 20,1 и 4,6% от общего количества и объёма всех контрактов, заключённых в 2016 году).
В сравнении с аналогичным периодом 2015 года в 2016 году в 2 раза сократился размер неустоек, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в рамках одного контракта, расторгнутого в 2016 году.
Общий объём процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ, увеличился по сравнению с 2015 годом на 10% и достиг 25,8 трлн рублей. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.
Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» – более 59% от общего объёма закупок в 2016 году. Объём закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.
Директивами
Правительства предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным
участием нормирования закупок. Около 40% заказчиков, которым направлены
директивы, разместили на официальных сайтах нормативы закупок.
Развитие механизмов оценки регулирующего воздействия и повышения качества регуляторной среды
В 2016 году Минэкономразвития России подготовлено 1152 заключения об ОРВ (за шесть лет с 2010 года было подготовлено 5082 заключения об ОРВ, свыше трети которых – отрицательные). В 32% проектах актов по результатам ОРВ выявлены избыточные и затратные требования для хозяйствующих субъектов и бюджета.
Регионами России в 2016 году подготовлено 4300 заключений об ОРВ, 17% из которых отрицательные.
С 1 января 2016 года вступили в силу Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены Методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, форма проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, форма отчёта об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, форма заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.
Оценка фактического воздействия позволяет выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.
В 2016 году для упорядочения нормотворческой деятельности введено правило one in – one out, при котором каждое вновь введённое требование должно сопровождаться отменой соразмерного существующего. Причём эти требования должны быть сопоставимы в монетарной оценке.
Для определения соразмерности вводимых и отменяемых требований утверждена Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
Цель разработки методики – имплементация в процедуры ОРВ и ОФВ подходов к оценке стандартных издержек бизнеса, основанных на международной практике и адаптированных для применения в России.
Разработан
и утверждён План мероприятий («дорожная карта») по систематизации неналоговых
платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в
законодательстве РФ единых правил
установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению
эффективности их администрирования.
Совершенствование корпоративного законодательства
В 2016 году принята «дорожная карта» «Совершенствование корпоративного управления», направленная на повышение уровня защиты прав миноритарных акционеров и качества корпоративного управления в российских хозяйственных обществах. Реализация плана позволит повысить позицию России в рейтинге Doing Business.
Кроме того, принят №343-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и Федеральный
закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” в части регулирования
крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».
Нормативные акты направлены на упрощение текущей деятельности компаний и
создание эффективных механизмов преодоления конфликтов интересов в деятельности
директоров и менеджеров компаний.
Совершенствование законодательства в сфере оценочной деятельности
Внесены изменения в №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие корректировку статуса экспертизы отчётов об оценке в части отмены её обязательности, дополнение перечня видов стоимости – введены понятия ликвидационной и инвестиционной стоимостей, экзамена в области оценочной деятельности для подтверждения уровня квалификации и обязательности получения соответствующего аттестата, а также специализации по видам оценочной деятельности.
Изменения направлены на повышение уровня квалификации
оценщиков и, как следствие, качества предоставления соответствующих услуг, а
также на защиту интересов потребителей при выборе ими оценщиков.
Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки
Принят Федеральный закон
от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»,
предусматривающий создание и с 1 января 2017 года закрепление института
государственных кадастровых оценщиков за бюджетным учреждением субъекта Федерации,
действующим на постоянной основе. Их деятельность направлена на непрерывное
сопровождение процесса определения кадастровой стоимости, концентрирует на
учреждении ответственность за результаты кадастровой оценки. При этом
определение кадастровой стоимости должно проводиться по единой методике.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности
С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением установленных федеральным законом случаев. Введение надзорных каникул привело к общему сокращению плановых проверок более чем на 20%. Надзорные каникулы продолжатся в 2017 и 2018 годах.
Начато введение риск-ориентированного подхода в деятельность органов государственного контроля (надзора). Утверждены Правила отнесения хозяйствующих субъектов к категории риска или классу опасности. В перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, включены три федеральных государственных надзора (пожарный, санитарно-эпидемиологический, в области связи).
В середине 2016 года вступил в силу запрет федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции, требовать документы и информацию, которая может быть получена органом контроля в рамках межведомственного взаимодействия.
Единый реестр проверок, начавший работу в середине 2015 года, получил дальнейшее развитие. С середины 2016 года в него вносится информация о проверках, проводимых региональными органами государственного контроля (надзора).
Принято распоряжение Правительства об основных направлениях разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (КНД), закрепляющее базовую модель определения показателей результативности и эффективности КНД и механизм их интерпретации.
Проведён
пилотный проект по апробации этой модели на примере отдельных видов КНД (в МЧС
России, Ростехнадзоре, Росздравнадзоре, Россельхознадзоре, Роспотребнадзоре,
Рослесхозе, ФМБА России).
Управление федеральным имуществом
На основании отдельных решений Правительства РФ в 2016 году завершены 2 сделки по продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших акционерных обществ на общую сумму 381,871 млрд рублей: 10,9% акций АК «Алроса» (ПАО) и 50,0755% акций ПАО АНК «Башнефть».
На основании решения Правительства РФ АО «Роснефтегаз» осуществлена продажа 19,5% акций ПАО «НК “Роснефть”» на сумму 692,395 млрд рублей.
В рамках реализации АО «Роснефтегаз» 19,5% акций ПАО «НК “Роснефть”» в соответствии с директивами Правительства РФ принято решение о направлении в федеральный бюджет дивидендов по результатам 9 месяцев 2016 года в денежной форме по обыкновенным акциям АО «Роснефтегаз» в размере 18 410 128 815 рублей.
Таким образом, по итогам трёх реализованных в 2016 году сделок по продаже акций крупнейших акционерных обществ в бюджет РФ поступило 1 092,675 млрд рублей.
Всего в 2014–2016 годах в рамках реализации Программы приватизации осуществлена приватизация:
пакетов акций 523 обществ, в том числе в 2016 году осуществлена продажа 179 обществ на сумму 9,47 млрд рублей;
1034 объектов имущества государственной казны РФ, в том числе в 2016 году осуществлена продажа 282 объектов на сумму 1,27 млрд рублей;
125 ФГУП, в отношении которых приняты решения о преобразовании в хозяйственные общества, в том числе в 2016 году приняты распоряжения об условиях приватизации 60 ФГУП.
Всего сумма средств от продажи в 2014–2016 годах приватизируемого федерального имущества составила 1 139,881 млрд рублей (из которых в 2016 году – 1 103,415 млрд рублей).
В результате реализации в 2014–2016 годах комплекса мероприятий, включающих разработку и принятие нормативных правовых и распорядительных актов, созданы условия для перехода к продаже приватизируемого имущества в электронной форме. С ноября 2016 года реализация приватизируемого имущества проводится в электронной форме.
В 2016 году была продолжена работа по отчуждению непрофильных активов в акционерных обществах с государственным участием, в которых государство владеет более 50% акций от уставного капитала.
Для повышения качества корпоративного управления, а также развития практики корпоративного управления в государственных корпорациях и компаниях разработан и внедряется Кодекс корпоративного управления. К настоящему времени он внедрён в 13 публичных госкомпаниях спецперечня.
Продолжена работа по внедрению в АО с государственным участием систем ключевых показателей эффективности (КПЭ), утверждению и реализации долгосрочных программ развития, систем премирования руководителей на основе КПЭ их деятельности, исходя из необходимости снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2–3% ежегодно, с увязкой достижения КПЭ с размером вознаграждения менеджмента компаний.
С апреля по июль 2016 года проводилась годовая дивидендная кампания в отношении акционерных обществ с государственным участием, включённых в спецперечень. По результатам директив в бюджет РФ начислено более 189,9 млрд рублей. АО «Роснефтегаз» перечислены в федеральный бюджет дивиденды по итогам 9 месяцев 2016 года в размере 6,2 млрд рублей. ПАО «Новороссийский морской торговый порт» перечислены в федеральный бюджет дивиденды по итогам полугодия 2016 года в размере 1,799 млрд рублей.
В
составы советов директоров (наблюдательных советов) избраны 181
профессиональный поверенный, 76 независимых директоров, 124 государственных
служащих.
Государственные и муниципальные услуги
На 1 января 2017 года на территории РФ создано 2752 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (31 983 окна), 10 199 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) (11 807 окон), 312 офисов на базе привлекаемых организаций (392 окна). Значение показателя охвата населения одним окном составляло 96%.
Перечень государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу одного окна, был дополнен социально значимыми услугами: выдача паспортов граждан РФ, заграничных паспортов, водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений.
Установлены положения о предоставлении в МФЦ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами.
Минэкономразвития России ежегодно проводит мониторинг качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В ходе мониторинга в сентябре – октябре 2016 года исследовано 663 услуги федеральных ведомств, что на 86 услуг больше, чем в 2015 году.
На Едином портале теперь можно подать в электронном виде документы по 289 федеральным государственным услугам. Уведомление по результатам рассмотрения удалось получить по 24% исследованных услуг.
В электронной форме на Едином портале можно получить результат предоставления 19 государственных услуг федеральных ведомств, что составляет около 3% от общего числа федеральных услуг.
В рамках мониторинга исследуется доступность телефонных номеров федеральных органов власти. По результатам исследования доступными были признаны 82% телефонных номеров из более чем 6 тыс. исследованных.
В
2016 году проведено исследование удовлетворённости граждан РФ качеством предоставления государственных и
муниципальных услуг. Уровень составил 82,9% при плановом значении 80%.
Показатель «Среднее количество обращений представителей бизнес-сообщества за
получением государственной (муниципальной) услуги» составил 1,97 при плановом
значении 2.
Поддержка инвестиционных проектов на основе проектного финансирования
В 2016 году продолжалась выдача кредитных средств и строительство объектов в рамках инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования. По ряду проектов по итогам года завершено строительство и началась эксплуатация объектов. В частности, введены в эксплуатацию 2 молочных комплекса и 2 тепличных комбината, запущено производство колёс для грузовых и легковых автомобилей в Республике Татарстан, введён в эксплуатацию биомедицинский комплекс по созданию высокотехнологичного производства вакцин и фармпрепаратов и др.
Государственная гарантийная поддержка предоставлена по 41
отобранному проекту (общая стоимость проектов – 343,9 млрд рублей, объём
запрашиваемых кредитных ресурсов – 233,3 млрд рублей, государственные гарантии –
58,3 млрд рублей). По состоянию на февраль 2017 года для финансирования
проектов, отобранных в рамках программы в 2015 году, уполномоченными банками
организациям предоставлено 125,6 млрд рублей кредитных средств.
Особые экономические зоны и другие территории со специальным статусом
По состоянию на 1 января 2017 года в России функционирует 26 ОЭЗ, 525 резидентов, создано 21 тыс. рабочих мест, объём заявленных инвестиций – более 655 млрд рублей, фактически осуществлённых – 218 млрд рублей, объём налоговых отчислений – 20 млрд рублей, объём таможенных отчислений – около 26 млрд рублей.
Изменена система управления ОЭЗ. Заключено 20 соглашений о передаче полномочий по управлению ОЭЗ с 17 субъектами РФ (в Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской, Калужской, Астраханской, Московской, Тульской, Томской, Иркутской, Тверской и Ульяновской областях, Республике Татарстан, Приморском и Алтайской краях, в городах Москве и Санкт-Петербурге), которые также утверждают показатели эффективности ОЭЗ.
При этом существование 8 ОЭЗ в Республике Алтай, Ставропольском крае, на о. Русский Приморского края, в Краснодарском крае, Республике Адыгея и Республике Северная Осетия – Алания, а также ОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области досрочно прекращено, что позволило сократить долговую нагрузку федерального и регионального бюджета на 6,1 млрд и 2,5 млрд рублей соответственно.
Уменьшены территории туристических ОЭЗ в Иркутской
области и Кабардино-Балкарской Республике, что позволило сократить долговую
нагрузку федерального и регионального бюджета на 4,7 млрд и 4,8 млрд рублей
соответственно.
На основе данных мониторинга социально-экономического положения в моногородах актуализирован перечень таких образований. Рассматривались и отбирались заявки от субъектов Федерации по созданию ТОСЭР в моногородах.
В 2016 году созданы 11 ТОСЭР в моногородах: Набережные Челны Республики Татарстан, Гуково Ростовской области, Усолье-Сибирское Иркутской области, Юрге Кемеровской области, Краснокаменске Забайкальского края, Надвоицы Республики Карелия, Анжеро-Судженске Кемеровской области, Краснотурьинске Свердловской области, Тольятти Самарской области, Белебей и Кумертау Республики Башкортостан.
За
2016 год зарегистрировано 14 резидентов в созданных ТОСЭР, а по состоянию на 17
февраля 2017 года – 18 резидентов.
Основным достижением переходного периода в Республике Крым и Севастополе стало преодоление основных негативных последствий блокад (транспортной, энергетической, водной), создание базовых условий для поступательного развития и значительная (но не окончательная) интеграция региона в экономическое и правовое пространство.
На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя функционирует свободная экономическая зона, в которой действует особый правовой режим предпринимательской и иной деятельности, а также созданы благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности. Это крупнейший инструмент для привлечения инвестиций в экономику этих субъектов.
По состоянию на 15 февраля 2017 года на территориях Республики Крым и Севастополя зарегистрировано 1039 участников свободной экономической зоны. Из них в Республике Крым зарегистрировано 780, в Севастополе – 259.
Общий объём заявленных инвестиций по заключённым договорам составляет 54,2 млрд рублей (в Республике Крым – 51,3 млрд рублей, в Севастополе – 2,9 млрд рублей).
Количество рабочих мест, планируемых к созданию участниками свободной экономической зоны, составляет 36 130 (в Республике Крым – 31 245, в Севастополе – 4885 рабочих мест).
Консолидированный объём выручки участников свободной экономической зоны от продажи товаров, работ и услуг за 2015 год составил 11884,7 млн рублей (в Севастополе – 2128,8 млн рублей и в Республике Крым – 9756,0 млн рублей).
Аналогичный показатель за 9 месяцев 2016 года значительно превысил результаты предыдущего года – 53329,8 млн рублей (в Севастополе – 11074,4 млн рублей и в Республике Крым – 42255,4 млн рублей), что в 4,5 раза превышает данный показатель за 2015 год.
Совокупный объём налогов, уплаченных в 2015 году участниками свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в рамках заключённых договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, составил 1305,1 млн рублей (в Севастополе – 103,6 млн рублей и в Республике Крым – 1201,5 млн рублей).
При этом за 9 месяцев 2016 года налоговые поступления в
бюджеты всех уровней бюджетной системы от участников свободной экономической зоны
составили 6533,8 млн рублей, что в 5 раз превышает аналогичный показатель за
весь 2015 год.
Внешнеэкономическая деятельность
В прошлом году в активной стадии реализации находилось 595 паспортов внешнеэкономических проектов российских компаний и регионов, направленных на увеличение экспорта российской продукции за рубеж и привлечение иностранных инвестиций в Россию, успешно завершено 47 проектов.
В 2016 году проведена 61 бизнес-миссия.
Межправительственное соглашение о создании МПК подписано с Бахрейном, Мозамбиком, Китаем (учреждение Межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона).
Запущены переговоры по заключению Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в формате ЕАЭС – КНР.
Начата работа по формированию российско-китайского соглашения о Евразийском экономическом партнёрстве. Соглашение в формате Россия – КНР, предполагающее в перспективе подключение государств – членов Евразийского экономического союза, ШОС (включая Индию, Пакистан), АСЕАН, СНГ и других заинтересованных интеграционных объединений и/или стран, является ключевым элементом инициативы по формированию Евразийского всеобъемлющего партнёрства. Совместно с заинтересованными ведомствами разработаны предложения по структуре соглашения, которые в настоящее время находятся на рассмотрении китайской стороны. При этом прорабатывается вопрос о запуске совместной с КНР работы над технико-экономическим обоснованием партнёрства.
Запущен переговорный процесс по заключению соглашений о свободной торговле между государствами – членами ЕАЭС и Израилем.
Принято решение Высшего Евразийского экономического совета о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле между государствами – членами ЕАЭС и Ираном, Индией, Египтом и Республикой Сингапур.
В 2016 году ратифицировано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Социалистической Республикой Вьетнам от 29 мая 2015 года, являющееся беспрецедентным и уникальным по сравнению с ранее заключёнными как по наполнению, так и по формату участников.
Завершена работа по присоединению России к Соглашению об упрощении процедур торговли, одному из наиболее прогрессивных соглашений ВТО, включающему передовые мировые практики. По предварительным подсчётам ОЭСР, выгоды от реализации положений соглашения для мировой экономики составят до 1 трлн долларов благодаря снижению торговых издержек на 10–15%, увеличению торговых потоков и доходов, созданию устойчивой бизнес-среды и привлечению зарубежных инвестиций.
Кроме того, ведутся переговоры по присоединению к Соглашению ВТО по правительственным закупкам.
Утверждённым Планом работы по взаимодействию с ОЭСР на 2017–2018 годы определены задачи в ключевых отраслях государственного регулирования экономики. Ведутся совместные исследования с ОЭСР по актуальным темам. Направлена официальная российская заявка на присоединение к Центру развития ОЭСР.
В прошедшем году Россия стала председателем в Расширенной туманганской инициативе. Был подписан ряд документов, направленных на углубление и оптимизацию сотрудничества и выработку унифицированных требований к проектной деятельности.
В мае 2016 года в рамках 72-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) одобрено рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, разработанное под эгидой Комитета по торговле и инвестициям ЭСКАТО под председательством российской стороны.
Создана рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам с Камбоджей (такие группы уже действуют в АТР с Вьетнамом и Индией).
Подготовлена
и подписана Программа создания экономического коридора Россия – Китай –
Монголия. Документ определяет основные направления трёхстороннего
взаимодействия и содержит перечень из 32 совместно реализуемых проектов в
различных областях.
Евразийский экономический союз
В рамках создания Евразийского экономического союза единых (общих) рынков в значимых секторах экономики приняты пакеты документов, обеспечивающих функционирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Утверждены концепции формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Одобрена программа формирования общего электроэнергетического рынка.
Одобрены Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики, Правила регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Завершена разработка 20 планов либерализации («дорожных карт») в секторах услуг, по которым планируется формирование единого рынка, Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, а также Соглашения о порядке добровольного согласования государствами – членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения разбирательств, связанных с предоставлением специфических субсидий.
Утверждена
Стратегия развития трансграничного пространства доверия в Евразийском
экономическом союзе. Приняты пять технических регламентов Евразийского
экономического союза. Подписаны Соглашение о проведении совместных контрольных
мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм
ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное
действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского
экономического союза, а также Соглашение о перемещении служебного и
гражданского оружия.
Создание национальной системы поддержки несырьевого экспорта и доступа на внешние рынки
В 2016 году продолжена работа по обеспечению финансовой поддержки несырьевого экспорта, направленная на продвижение российских товаров и услуг за рубеж, а также предоставление льготных финансовых условий иностранным покупателям российской продукции.
В рамках системы финансовой поддержки экспорта подписан договор между Минэкономразвития России и Внешэкономбанком о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса для увеличения уставного капитала АО «Росэксимбанк». По итогам дополнительного выпуска акций размер уставного капитала АО «Росэксимбанк» увеличен на 8,1 млрд рублей и составил 20,751 млрд рублей.
Проведена работа по расширению страхового покрытия и совершенствованию страхового инструментария АО «ЭКСАР» как страхового блока АО «РЭЦ». В результате принятия новых Правил деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков страховое покрытие АО «ЭКСАР» выросло до 10 млрд долларов, агентство получило право выдавать гарантии по стратегически значимым проектам.
В рамках реализации третьего этапа Концепции формирования «нового облика» торгпредств РФ в иностранных государствах на 2012–2016 годы и приоритетного проекта Минэкономразвития России «Создание системы поддержки экспорта в режиме единого окна» АО «РЭЦ» было оказано содействие в формировании сети зарубежных представительств в приоритетных (пилотных) странах. Представители АО «РЭЦ» приступили к деятельности в Казахстане, Аргентине, Иране, Таджикистане, Вьетнаме.
Привлечены финансовые институты поддержки экспорта к реализации 45% реализуемых паспортов внешнеэкономических проектов российских компаний и субъектов РФ на базе торговых представительств. Подписано 164 соглашения о взаимодействии во внешнеэкономической сфере с компаниями, регионами и бизнес-ассоциациями.
Устранены 24 ограничительные меры, которые применялись иностранными государствами и оказывали негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки. По экспертным оценкам, ущерб от действия этих мер составлял около 1,1 млрд долларов.
Проработаны
вопросы оптимизации географической структуры торговых представительств РФ за
рубежом. Учреждено торговое представительство РФ в Республике Сингапур и в
Республике Перу. Посольством России в Мьянме ведётся работа по подписанию
Соглашения об учреждении в г. Янгоне торгового представительства РФ
в Республике Союз Мьянма. На завершающей стадии подготовка проекта распоряжения
об учреждении торгпредства в Нигерии.
В 2016 году сформированы условия для налогового стимулирования привлечения инвестиций в инновационный сектор (принято постановление Правительства России, предусматривающее порядок получения налоговой льготы по доходам от реализации облигаций и инвестиционных паёв высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики).
В законодательство введена новая организационно-правовая форма юридических лиц – «публично-правовая компания», позволяющая реализовать государственные задачи в различных областях.
Запущена работа по оптимизации деятельности институтов развития, обеспечивающая эффективное использование бюджетных средств на реализацию государственной инновационной политики. Произошла перезагрузка деятельности АО «РВК» как базового института развития венчурной индустрии в России (ориентация на реализацию приоритетов Национальной технологической инициативы (НТИ), интеграция с фондом «Сколково», развитие экосистемы венчурного рынка).
В рамках реализации приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» отобрано 11 субъектов Федерации, на территории которых находятся инновационные кластеры.
Развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя увеличению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, интенсификации частно-государственного партнёрства.
Отобранные кластеры специализируются в областях газо- и нефтехимии, самолётостроения, ядерных технологий, фармацевтики, информационных и телекоммуникационных технологий, биотехнологий, биомедицины, машиностроения, металлообработки, станкостроения, космических технологий, новых материалов и технологий, энергоэффективной светотехники, волоконной оптики и оптоэлектроники, нефтегазохимии, автомобилестроения, приборостроения.
Предоставление бюджетных ассигнований из федерального бюджета на поддержку инновационных территориальных кластеров позволит достичь к 2020 году следующих показателей:
рост выработки на одного работника не менее чем на 20% по отношению к уровню 2016 года;
число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации рабочих мест, в организациях – участниках кластеров – не менее 100 тыс. за 2016–2020 годы;
привлечение инвестиций за счёт внебюджетных источников – в объёме не менее чем 300 млрд рублей за 2016–2020 годы;
объём работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, не менее 100 млрд рублей за 2016–2020 годы;
рост числа патентов на изобретения в организациях – участниках кластеров не менее чем в 3 раза по отношению к уровню 2016 года;
число технологических стартапов, получивших инвестиции, не менее 300 за 2016–2020 годы;
удвоение объёма совокупной выручки от продаж компаниями кластеров несырьевой продукции на экспорт по отношению к уровню 2016 года.