Работа Правительства: факты и цифры.
Приоритетные проекты по
направлению «Образование»
Дошкольное образование
Общее образование
Дополнительное образование детей
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Социальная защита детей-сирот
Среднее профессиональное
образование. Профессиональная квалификация
Высшее образование
Наука, инновации
Приоритетные проекты по направлению «Образование»
С целью всесторонней поддержки и совершенствования российского образования в 2016 году Правительством Российской Федерации были утверждены паспорта пяти приоритетных проектов, которые предусматривают следующие ключевые преобразования:
- в рамках проекта «Создание современной
образовательной среды для школьников» к 2025 году будет создано 6,5 млн
новых мест в школах (в том числе за счёт строительства новых школ) с самыми
современными условиями обучения;
- в ходе реализации проекта «Современная цифровая образовательная
среда» будет создана национальная платформа электронного образования с
широким набором онлайн-курсов, которые к концу 2025 года смогут пройти свыше 11
млн человек;
- результатом реализации проекта «Подготовка высококвалифицированных
рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий»
станет увеличение численности выпускников с уровнем подготовки, соответствующим
стандартам WorldSkills (Россия), до 50 тыс. человек уже к концу 2020
года;
- проект «Вузы как центры пространства
создания инноваций» предусматривает создание к 2025 году не менее 100
университетских центров инновационного, технологического и социального развития
в различных субъектах Федерации, а также обеспечение международной
конкурентоспособности не менее 10 ведущих российских университетов;
- задача проекта «Доступное дополнительное
образование для детей» – расширить охват детей в возрасте от 5 до 18
лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, за счёт
переоснащения учебных мест, в том числе в сельской местности.
Расходы федерального
бюджета по разделу «Образование» в 2016 году выросли на 3,1 млрд рублей по
сравнению с 2015 годом и составили 570,6 млрд рублей.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет на 1 января 2017 года в среднем по России составляет 99%. Активно развиваются альтернативные формы дошкольного образования – частные детские сады, семейные дошкольные группы. Расширяется сеть консультативных центров для родителей, открываются дошкольные группы при образовательных организациях и на предприятиях.
Современное дошкольное образование, соответствующее требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, получают более 6,8 млн детей (94,93% от общего числа воспитанников).
Актуальным остаётся вопрос
доступности дошкольного образования для детей младше трёх лет, которая в
текущем году составила в среднем по России 77% (на 5% больше, чем в прошлом
году), детские сады посещают более 1
млн детей данной возрастной категории.
Приоритет развития общего образования – обновление школьной инфраструктуры, которое предполагает как строительство современных школ, так и изменение качества условий обучения в них.
В 2016 году в программе «Содействие созданию в субъектах Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» приняли участие 50 субъектов Российской Федерации. Результатом её реализации стало введение в эксплуатацию 61 новой школы в 48 субъектах Российской Федерации с общим количеством мест 168 тыс.
С 1 сентября 2016 года продолжена работа по обновлению содержания образования: 1–6-е классы (67% от общего количества учащихся общеобразовательных организаций) обучаются по ФГОС начального и основного общего образования.
Модернизируется содержание учебных предметов. В 2016 году утверждена концепция преподавания русского языка и литературы. С целью обеспечения единого образовательного пространства разработаны проекты концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов «Обществознание», «География» и «Физическая культура» и предметных областей «Искусство» и «Технология». В настоящее время подготовленные проекты дорабатываются по итогам их широкого профессионально-общественного обсуждения.
С целью совершенствования государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам среднего общего образования из контрольно-измерительных материалов исключена тестовая часть заданий по семи учебным предметам. В процедуру проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования введены к обязательным экзаменам ГИА ещё два предмета по выбору.
Подведены итоги международных сравнительных исследований качества общего образования 2015 года (TIMSS, PISA). Школьники 4-х, 8-х и 11-х классов продемонстрировали высокий уровень математического и естественно-научного образования, существенно превышающий среднее значение международной шкалы. Школьники 11-х классов, изучавшие углублённый профильный курс математики по 8 часов в неделю, показали самые высокие результаты среди всех стран-участниц (540 баллов по международной шкале TIMSS, что на 40 баллов выше среднего значения).
По итогам проведения 66 конкурсных мероприятий, утверждённых на 2016/2017 учебный год, выявлено 11,5 тыс. одарённых детей, сведения о которых внесены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, для организации дальнейшей работы с ними.
Ежегодно участниками школьного этапа всероссийских предметных олимпиад становятся около 6 млн школьников в возрасте от 10 до 18 лет. В 2016 году сборные команды страны в составе 38 человек выступили на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии, естественно-научной олимпиаде, улучшив прошлогодние результаты. По итогам международного олимпийского сезона 2016 года завоёвано 38 медалей, в том числе 19 золотых, 15 серебряных и 4 бронзовые, при этом каждый член российской сборной удостоен награды международного уровня.
Уникальным направлением в работе с талантливыми детьми является деятельность, развёрнутая центром «Сириус» в Сочи: за период работы с июня 2015 года его посетили около 12 тыс. школьников, которые прошли образовательную программу, нацеленную на развитие таланта ребёнка в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин.
Площадками для поддержки
одарённых детей являются детские центры «Орлёнок», «Океан», «Смена» и «Артек».
В 2016 году на их базе отдохнули и прошли образовательные программы более 63
тыс. детей, в том числе 16 тыс. детей – в летний период.
Дополнительное образование детей
По результатам конкурсного отбора в 2016 году определены 16 организаций-грантополучателей, реализующих пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в 16 субъектах Федерации. Объём средств федерального бюджета на указанные цели составил более 86,3 млн рублей.
С целью внедрения модели перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования детей в 7 субъектов Федерации направлено 190 млн рублей.
Продолжена реализация
инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», направленной
на создание системы детских технопарков. В настоящее время 24 детских
технопарка функционируют в 18 субъектах Российской Федерации.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
К началу 2016/2017 учебного года условия для инклюзивного образования созданы в более чем 9,3 тыс. школ (21,5% от общего количества, что на 1,5% больше, чем годом ранее). В 2015/2016 учебном году обучалось 249 тыс. детей-инвалидов. Из них: в специальных (коррекционных) школах – 86,3 тыс., с использованием дистанционных технологий – 17,5 тыс., инклюзивно – 145,2 тыс.
С 1 сентября 2016 года во всех первых классах общеобразовательных организаций введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Подготовлены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для отдельных категорий обучающихся, рабочие программы по всем учебным предметам и коррекционным курсам первых классов по 9 нозологическим группам. Разработаны и включены в федеральный перечень учебников 10 учебников для обучающихся с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования идёт в соответствии с показателями, предусмотренными государственной программой «Доступная среда». Доля детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, в 2016 году составила 80%, детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, – 96%, детей-инвалидов, получающих дополнительное образование, – 31% (плановый уровень – 30%).
В 2016 году в ходе реализации государственной программы «Доступная среда» базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданы в 49 субъектах Федерации. Программными мероприятиями предусмотрено оснащение образовательных организаций специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов. Объём субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на указанные цели в 2016 году составил 306 млн рублей.
С целью повышения
доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ созданы три ресурсных
учебно-методических центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе
Московского государственного психолого-педагогического университета,
Российского государственного социального университета, Московского
государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. Объём финансирования
из федерального бюджета на указанные цели в 2016 году составил 42,67 млн
рублей.
Согласованные действия на всех уровнях власти направлены на сокращение численности выявленных детей-сирот и обеспечение семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2016 году были устроены в семьи 68 тыс. детей. По состоянию на 30 декабря 2016 года численность детей, состоящих на учёте в государственном банке данных, составляет 59 тыс. детей.
В 2016 году проведена независимая оценка создания в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, приближенных к условиям проживания в семье. Предварительные данные показывают, что по состоянию на 1 ноября 2016 года в субъектах Федерации функционирует 1440 организаций для детей-сирот, из них 73% соответствуют установленным требованиям.
Развивается система медицинского, психологического, педагогического, юридического сопровождения семей, усыновивших или принявших на воспитание сирот, а также выпускников детдомов. В конце 2015 года таких организаций по стране насчитывалось более 2,7 тыс.
Во исполнение комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015–2017 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года №72-р, ежегодно проводится мониторинг ситуации с предоставлением жилья детям-сиротам. Его данные показали, что в 2016 году численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, составила 25,3 тыс. человек (по сравнению с 2015 годом данный показатель уменьшился на 1,3 тыс. человек).
В рамках осуществления контроля
за деятельностью представительств иностранных органов и организаций по
усыновлению (удочерению) детей на территории России в течение 2016 года было
проведено 16 проверок. По результатам контроля прекращена деятельность 2
представительств иностранных организаций.
Среднее профессиональное образование. Профессиональная квалификация
С целью повышения уровня подготовки кадров осуществляется обновление структуры и содержания среднего профессионального образования.
В соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (топ-50), утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты по 16 профессиям и 28 специальностям. С учётом требований профессиональных стандартов актуализировано 275 стандартов. В рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования введён обязательный демонстрационный экзамен.
В целях внедрения современных международных технологий обучения и требований к квалификациям в практику подготовки кадров по специальностям и рабочим профессиям формируется сеть межрегиональных центров компетенций (далее – МЦК). На базе МЦК осуществляется подготовка кадров согласно топ-50 профессий, проводятся тренировки национальной сборной к национальным и международным чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills.
В 2016 году создано 7 МЦК в республиках Татарстан и Чувашия, Московской, Тюменской, Ульяновской, Свердловской областях и Хабаровском крае. На эти цели из федерального бюджета выделено 900 млн рублей и около 970 млн рублей составило софинансирование из региональных бюджетов.
В декабре 2016 года в Гётеборге
(Швеция) состоялся чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills 2016.
Россию в соревнованиях представляли 43 конкурсанта и 39 экспертов из 19
субъектов Российской Федерации. Результат сборной России – первое место в общем
зачёте (15 882 балла).
Доступность высшего образования поддержана на уровне 57%. Распределение бюджетных мест основано на анализе потребности экономики, данных о трудоустройстве выпускников и потенциальных компаний-работодателей (в 2016 году учтены пожелания 13 тыс. ключевых российских работодателей).
Общий объём контрольных цифр приёма на 2016/2017 учебный год составил 529 тыс. человек, на 2017/2018 учебный год – 530 тыс. человек.
Структура очного приёма на программы бакалавриата и специалитета в 2016 году определена с учётом роста потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей:
- 46,7% – на инженерные
направления подготовки и специальности,
- 9,2% – на
педагогические,
- 8,4 % – на медицинские.
По результатам конкурсного отбора программ развития, направленных на формирование опорных университетов, признаны победителями 11 образовательных организаций высшего образования. В 2016 году на их реализацию были выделены средства федерального бюджета в размере 1250 млн рублей. Финансирование программ из региональных бюджетов составило свыше 230 млн рублей. Вузы-победители подтверждают высокий уровень заинтересованности органов государственной власти субъектов Федерации в развитии университетов.
Продолжена государственная поддержка вузов, отобранных по результатам конкурса (21 вуз), в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Общий объём финансирования в 2016 году составил 18,8 млрд рублей, из них 11 млрд рублей – средства федерального бюджета.
В рамках реализации программы «Глобальное образование» по итогам конкурса отобрано 350 российских граждан на получение гранта для бесплатного обучения по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры в ведущих зарубежных университетах. В 2016 году завершили обучение за рубежом 39 человек.
В 2016 году из 21 университета 20 представлены в трёх ведущих мировых рейтингах, из них 16 – в рейтинге The World University Rankings (THE), 13 – в рейтинге QS World University Rankings (QS), 1 – в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU) (впервые).
Прослеживается позитивная динамика в продвижении университетов в предметных рейтингах. По сравнению с 2015 годом почти вдвое увеличилось количество вузов, вошедших в предметный рейтинг THE (16 вузов), на треть – в предметный рейтинг QS (9 вузов), и впервые 2 вуза вошли в предметный рейтинг ARWU (Московский физико-технический институт (государственный университет) вошёл в топ-200 по предметной области «Физика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – в топ-400 по предметной области «Электротехника и электроника»).
На сегодняшний день 2 университета представлены в первой сотне предметного рейтинга QS by Subject по предметной области «Физика и астрономия» (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Новосибирский национальный исследовательский государственный университет), 3 университета – во второй сотне (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по предметным областям «Философия», «Экономика и эконометрия», «Бизнес и исследования в области управления», Казанский (Приволжский) федеральный университет по предмету «Лингвистика», Московский физико-технический институт (государственный университет) по предметной области «Физика и астрономия»).
В топ-100 рейтинга THE by Subject (ранее – Faculty) вошли 4 университета: МГУ, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, заняв по 4 предметным областям – «Искусство и гуманитарные науки», «Физические науки», «Бизнес и экономика», «Компьютерные науки» – с 56-й по 78-ю позиции.
Мониторинг эффективности
деятельности вузов и их филиалов в 2016 году проведён с учётом введения в
критерии оценки эффективности деятельности вузов нового показателя – уровень
зарплат преподавателей. В мониторинге приняло участие 830 образовательных
организаций высшего образования (государственных, негосударственных,
муниципальных и региональных) и 932 филиала. По его результатам
58 образовательных организаций высшего образования и 186 филиалов вузов
выполнили менее четырёх показателей, из них государственных – 12 вузов и
95 филиалов, негосударственных – 46 вузов и 91 филиал.
Ключевым фактором успеха, определяющим конкурентоспособность национальной экономики, является высокая результативность сектора исследований и разработок.
Крупнейшим источником финансирования российской науки являются бюджетные средства, доля которых в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки в 2015 году составила 68% (617,4 млрд рублей). Внебюджетные, соответственно, – 32% (297,3 млрд рублей).
В целом наблюдается положительная динамика роста инвестиций в науку (с 1,06% ВВП в 2013 году до 1,13% ВВП в 2015 году).
Продолжена реализация мероприятий, направленных на создание под руководством ведущих мировых учёных конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и готовящих высококвалифицированные научные кадры. Объём средств федерального бюджета с 2010 по 2020 год – 28,7 млрд рублей.
По итогам конкурса, участниками которого стали российские и иностранные учёные, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук, в сентябре 2016 года научные исследования 40 победителей конкурса будут проводиться на базе 35 российских вузов и научных учреждений.
В рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование работ, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ. За счёт средств федерального бюджета освоено 21,1 млрд рублей, что составляет 99,2% от годовых бюджетных назначений, из них на НИОКР – 15,5 млрд рублей.
В отчётном периоде подготовлено 738 заявок на получение патента Российской Федерации, получено 19 ноу-хау, опубликовано 1366 научных статей, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science.
С целью встраивания науки в общеэкономические процессы страны и обеспечения структурных сдвигов в экономике Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года №642 «О стратегии научно-технологического развития страны» утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых и прикладных научных исследований в продукты и услуги, должна стать Национальная технологическая инициатива (НТИ). С целью реализации НТИ определена система «дорожных карт», которые реализуются в форме проектов. В настоящее время проводится работа по 10 планам мероприятий («дорожным картам») НТИ: «Нейронет», «Автонет», «Аэронет», «Маринет», «Энерджинет», «Сейфнет», «Хэлснет», «Фуднет», «Финнет», «Технет».
Продолжается работа по развитию научно-технического задела и закреплению лидерских позиций в мировой науке с использованием зарубежной глобальной исследовательской инфраструктуры. В рамках международного сотрудничества Россия обеспечивает участие своих учёных в крупных научных проектах – программах семи ведущих научных центров США, Японии, Германии, Италии и Швейцарии.
Обеспечено участие российских научных организации (1000 российских специалистов) в реализации 20 проектов Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН, Швейцария).
Для обеспечения российским учёным условий проведения прорывных исследований в различных областях науки ведётся работа по созданию глобальной исследовательской инфраструктуры в России. В частности, по созданию Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного исследовательского реактора ПИК в Гатчине, токамака с сильным магнитным полем в Троицке и комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжёлых ионов NICA в Дубне. Правительство Российской Федерации в 2016 году выделило 4,8 млрд рублей на создание комплекса NICA.
Высочайший уровень научных исследований, проводимых на исследовательской инфраструктуре Объединённого института ядерных исследований в г. Дубне, подтверждается открытием новых элементов таблицы Менделеева, которым в 2016 году присвоены имена Московий (115), Теннессин (117) и Оганесон (118).