Работа Правительства: факты и цифры.
Основные показатели социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального округа
Новая концепция госпрограммы
развития Северного Кавказа
Туристический кластер
Инновационный медицинский кластер
на территории региона Кавказских Минеральных Вод
Тырныаузский кластер
Каспийский
транспортно-логистический комплекс
Другие инвестиционные проекты
Основные показатели социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
Согласно основным макроэкономическим показателям СКФО за 2016 год, изменения в социально-экономической сфере имеют устойчивую позитивную динамику.
Демография. Естественный прирост населения в СКФО за 2016 год – 8,1 на 1000 человек населения. За январь – декабрь 2016 года рождаемость в СКФО составила 15,9 на 1000 человек населения. Благодаря реализации социальных проектов в регионе снизились показатели смертности. Смертность населения за январь – декабрь 2016 года составила 7,8 на 1000 человек населения (показатель за аналогичный период 2015 года – 7,9). Младенческая смертность за январь – декабрь 2016 года составила 9,2 на 1000 родившихся (показатель за аналогичный период 2015 года – 10,3).
Безработица. За 2016 год численность официально зарегистрированных безработных в СКФО сократилась со 168 тыс. человек до 144,2 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда также снизился с 11,5 до 11%. Показатели безработицы снижаются, но пока остаются значительно выше среднероссийского уровня.
Промышленность. По итогам 2016 года СКФО вошёл в число макрорегионов, продемонстрировавших рост промышленного производства. Его индекс составил 107,5% (среднероссийский показатель – 101,1%), при этом ключевым драйвером роста оказались обрабатывающие производства – 108%, что выше среднероссийского показателя.
Сельское хозяйство. Индекс сельского хозяйства СКФО в 2016 году составил 106,1%, что выше среднероссийского показателя. Максимальный рост показало производство зерновых – 115,2%. При этом агропромышленный комплекс СКФО не только обеспечивает внутренний рынок, но и осуществляет экспортные поставки в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В течение 2016 года на территории СКФО реализовано 17 частных инвестиционных проектов, получивших различные меры государственной поддержки: 5 – в промышленности и 12 – в агропромышленном комплексе. Общий объём инвестиций составил более 38 млрд рублей, создано около 3000 новых рабочих мест.
Основной инструмент реализации государственной политики в Северо-Кавказском федеральном округе – государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (далее – госпрограмма).
За период реализации госпрограммы с 2014 по 2016 год улучшена социальная инфраструктура на Северном Кавказе. Созданы новые рабочие места.
За 2016 год осуществлено строительство 50 объектов, в том числе 48 объектов социальной сферы: 19 объектов образования, 9 объектов здравоохранения, 20 объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры. Создано также 2 объекта промышленности. В рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016–2025 годы» госпрограммы построена набережная в Дербенте. Строительство набережной продолжило серию мероприятий по благоустройству Дербента, в 2015 году отметившего 2000-летие.
При этом ключевыми нерешёнными проблемами остаются критический уровень безработицы, высокая дотационность бюджетов, отсутствие частных инвестиций при очевидном потенциале развития.
Системно решить эти вопросы
невозможно без мер стимулирования реального сектора экономики.
Новая концепция госпрограммы развития Северного Кавказа
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 года №148 была утверждена разработанная Минкавказом России новая концепция госпрограммы.
Главная задача, решаемая
Минкавказом России, – за счёт новых инструментов не только добиться выполнения
ключевых индикаторов госпрограммы, но и принципиально изменить подход к
госинвестициям на Северном Кавказе: перейти от наращивания социальных расходов
к стимулированию экономического роста, основанному на принципах
государственно-частного партнёрства.
Сегодня в регионе на разном уровне развивается достаточно много локальных курортов, которые требуют точечной поддержки – в Республике Северная Осетия – Алания, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике.
Минкавказом России совместно с АО «Курорты Северного Кавказа» реализуется проект развития горнолыжного кластера. Этот проект продуман как взаимодополняющий, максимально устраняющий внутреннюю конкуренцию между его сегментами и региональными курортами.
В рамках госпрограммы предусмотрены два этапа. Курорты первой очереди – «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус», второй очереди – курорты в Ингушетии, Дагестане. Для всех этих зон АО «Курорты Северного Кавказа» создаёт или будет создавать эталонные курорты.
Эталонный курорт подразумевает туристический поток около 350 тыс. человек, не менее 30 км горнолыжных трасс, не менее 4 горнолыжных подъёмников, гостиничные объекты на 2–6 тыс. мест размещения. Эти параметры дают курорту необходимое качество, чтобы быть самодостаточным и демонстрировать эффективность: окупать себя, зарабатывать, привлекать дополнительные инвестиции, создавать непосредственно на курорте новые рабочие места и создавать в своей орбите возможности для организации в смежных отраслях новых рабочих мест.
К 2025 году два крупнейших курорта – «Архыз» и «Эльбрус» – достигнут показателей эталонного курорта, в частности выйдут на операционную рентабельность и показатели турпотока (эталонный показатель – 350 тыс. человек).
Планируется, что по «Архызу» частные инвестиции составят 36 млрд рублей, на курорте будет создано около 3 тыс. рабочих мест, а ежегодный турпоток превысит эталонный и составит 609 тыс. человек. По «Эльбрусу» частные инвестиции составят 8 млрд рублей, будет создано 796 рабочих мест, турпоток – 501,3 тыс. человек. По курорту «Ведучи» частные инвестиции составят 13 млрд рублей, рабочих мест – 719, ежегодный туристический поток – в объёме 180 тыс. человек.
Из трёх курортов АО «Курорты Северного Кавказа» первой очереди наиболее близок сегодня к эталонному курорту «Архыз». «Эльбрус» также демонстрирует очень хорошую динамику.
Уверенно говорить о достижении намеченных показателей позволяет и последняя статистика. Например, количество туристов, посетивших «Архыз» в горнолыжном сезоне 2015–2016 годов, составило более 130 тыс. человек, что на 31% больше аналогичного показателя сезона 2014–2015 годов (90 тыс. человек).
В сезоне 2016–2017 годов количество посетителей с открытия сезона до 9 марта 2017 года составило 154 тыс. человек, что уже на 16% превышает показатель прошлого сезона, а «Эльбрус» в сезоне 2015–2016 годов посетило более 200 тыс. человек.
Только в праздничные дни с 1 по 8 января 2017 года количество туристов, посетивших этот курорт, составило 42 тыс. человек, что на 40% больше, чем в новогодний период 2016 года (30 тыс. человек).
Кроме горнолыжного туризма, развитие которого сегодня поддерживается в рамках госпрограммы, на Северном Кавказе значительным потенциалом обладает бальнеологический и культурно-исторический туризм.
Для развития международных туристических проектов в 2016 году сформирован межрегиональный туристический маршрут по пути транснационального торгового коридора «Великий Шёлковый путь», который проходит через города Минеральные Воды, Нальчик, Магас, Грозный, Махачкалу и Дербент. Проект уже вызвал практический интерес туроператоров. Благодаря этому проекту ожидается дополнительный приток туристов.
В целях содействия сохранению традиционной культуры, национальных видов спорта и укрепления межнационального согласия, а также формирования событийного туризма на территории СКФО ежегодно проводится Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа. Седьмой фестиваль прошёл 24 и 25 сентября 2016 года в г. Назрани Республики Ингушетия. Состоялись соревнования по 12 национальным и олимпийским видам спорта, реализована обширная культурная программа.
В декабре 2016 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена программа по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года, которая предусматривает более 80 мероприятий с общим объёмом потенциальных инвестиций около 70 млрд рублей. Существенную долю в их объёме составят частные вложения.
В течение 2016 года утверждён и реализуется комплекс мер, направленных на сохранение и развитие уникального Кисловодского парка. Помимо реконструкции и модернизации парка предусмотрена реализация различных инвестиционных проектов, в том числе на основе государственно-частного партнёрства. В июне 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 года №1290-р парку присвоен статус особо охраняемой природной территории федерального значения – национального парка «Кисловодский». Новый статус позволит сохранить природный и лечебно-рекреационный потенциал парка, обеспечит его развитие и защитит от незаконных построек.
Комплексное развитие
Кисловодска направлено на решение как экономических, так и социальных задач.
Поддержка и развитие санаторно-курортной базы – это один из ключевых
приоритетов государственной политики по сохранению здоровья нации. И развитие
Кисловодска является таким проектом, который способен решать задачу
оздоровления и реабилитации граждан не только в пределах СКФО, но и в масштабах
всей страны.
Инновационный медицинский кластер в регионе Кавказских Минеральных Вод
19 августа 2016 года утверждена Концепция медицинского кластера. Также разработано и согласовано с Минздравом России медико-техническое задание на проектирование.
Между Минкавказом России и Внешэкономбанком подписан договор о предоставлении из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод.
Проект «перезагрузки» знаменитого потенциала курортного региона Кавказских Минеральных Вод предполагает создание отечественного центра медицинского туризма, основанного на лучших достижениях российской курортологии, бальнеологическом потенциале региона, а также новейших медицинских практиках международного уровня.
Сегодня одним из самых быстроразвивающихся и высокодоходных в мире видов туризма является медицинский туризм. Он развивается как в странах, где есть историческая специализация, таких как Германия, Австрия, так и в новых точках на карте мира – Израиле, Восточной Европе. Объединённые Арабские Эмираты сегодня инвестируют в создание мощнейшего медицинского кластера.
В России медицинского туризма как отрасли практически нет. Несколько цифр: более миллиарда долларов ежегодно россияне тратят на лечение и реабилитацию за рубежом, более 350 тыс. рабочих мест формирует один из самых известных подобных проектов во Фрайбурге (Германия).
Медкластер Кавказских Минеральных Вод решит, в частности, следующие задачи:
- ликвидирует дефицит
высокотехнологичной медицинской помощи на Северном Кавказе (сегодня из 25 тыс.
высокотехнологичных операций 20 тыс. жители Северного Кавказа делают за
пределами округа);
- дополнительно загрузит
существующие санатории и стимулирует строительство новых, современных объектов
реабилитации. В КМВ будет не только профилактика, но и возможность прохождения
комплекса полного цикла (лечение плюс реабилитация);
- произойдёт внедрение нового
формата подготовки медицинских кадров на базе университетской клиники медкластера;
- переориентирует платёжеспособных
граждан России на получение аналогичных по качеству, но более доступных
медуслуг в России.
Проект предусматривает создание кластера по производству инструмента из твердосплавных материалов на базе возобновления добычи вольфрамо-молибденового сырья на Тырныаузском месторождении Кабардино-Балкарской Республики.
К 2022 году прогнозируется истощение запасов основных разведанных месторождений вольфрама в России, что приведёт к высокой зависимости страны от импорта этого стратегического сырья (вольфрамового концентрата и получаемого от него вольфрамового ангидрида (WO3) и готовой продукции (твердосплавных стержней, пластин, инструментов и др.), стратегически важной для оборонно-промышленного комплекса страны).
Возобновление разработки Тырныаузского месторождения позволит выстроить современную высокотехнологичную производственную цепочку по производству вольфрамового концентрата, вольфрамового ангидрида и готовой импортозамещающей продукции.
Кроме того, проект будет иметь социальное измерение: запуск системообразующего предприятия для двух республик – Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Рабочие места – более 1000, объём ежегодных налоговых поступлений – 1,9 млрд рублей. Решение проблемы моногорода Тырныауза.
В настоящее время
финансово-экономическая модель проекта рассматривается федеральными органами
исполнительной власти совместно с крупнейшими финансово-кредитными
организациями.
Каспийский транспортно-логистический комплекс
Проект предусматривает создание трансграничного логистического узла на основе комплекса российских портов Махачкала, Астрахань, Оля для обеспечения стратегического преимущества России в акватории Каспийского бассейна. Проект позволяет реализовать экономическое преимущество коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток» за счёт сокращения времени доставки грузов в Китай, Индию и страны Ближнего Востока.
Реализация стратегии
предполагает строительство и модернизацию портовой инфраструктуры и
промышленных кластеров. Кроме того, предполагается реализация стимулирующих мер
в отношении внешней торговли (упрощение административных процедур, повышение
эффективности таможенного контроля, создание операторов и проектных офисов на
государственно-частной основе и т.д.). Всё это позволит увеличить ВВП более чем
на 11 млрд рублей ежегодно (по итогам выхода всех проектов на паспортную
мощность), обеспечить налоговые поступления в бюджет – более 5 млрд рублей,
создать более 2 тыс. новых рабочих мест.
В течение 2016 года субъектами СКФО было представлено 35 инвестиционных проектов с общим объёмом необходимых инвестиций 36 291,05 млн рублей (в том числе за счёт средств федерального бюджета 12 107,62 млн рублей).
Впервые защита проектов проходила публично в рамках первой бизнес-конференции «Инвестируй в Кавказ» в декабре 2016 года. По итогам проведённого в 2016 году отбора 20 инвестиционных проектов получили рекомендации для включения в подпрограммы субъектов СКФО и их последующей реализации начиная с 2017 года. За первые два месяца 2017 года дополнительно одобрено ещё 2 проекта.
С субъектами СКФО заключены соглашения о предоставлении субсидий по 15 инвестиционным проектам на общую сумму 3,9 млрд рублей на 2017–2018 годы.