Работа Правительства: факты и цифры.
Демографическая
политика
Рынок
труда и занятость населения
Профессиональные
квалификации
Доходы
населения
Охрана
труда
Контрольно-надзорная
деятельность в сфере труда
Пенсионное
обеспечение
Старшее
поколение
Инвалиды.
Безбарьерная среда
На 1 января 2017 года, по предварительной оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации составила 146,8 млн человек и увеличилась за год на 267,3 тыс. человек.
В целом за 12 месяцев 2016 года сохраняется естественный прирост населения.
Предварительная оценка ожидаемой продолжительности жизни – 72 года (в 2015 году – 71,4 года). Естественный прирост населения составил +5,3 тыс. человек (в 2015 году +32,7 тыс. человек).
На фоне ухудшения половозрастной структуры населения (сокращение женщин активного репродуктивного возраста) произошло снижение абсолютного числа родившихся.
В январе – декабре 2016 года родилось 1893,2 тыс. детей, или на 50,9 тыс. детей (на 2,6%) меньше, чем за соответствующий период 2015 года. Суммарный коэффициент рождаемости составил, по предварительной оценке, 1,76 (2015 год – 1,78).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года №669-р утверждён План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. План включает комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности от предотвратимых причин, снижение смертности за счёт улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом и регулирование миграции.
Основные резервы сохранения позитивной демографической динамики находятся в области снижения смертности.
Россия по уровню рождаемости достигла среднеевропейских показателей, а по уровню смертности (общему коэффициенту смертности) Россия отстаёт от развитых европейских стран на 27%. По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия отстаёт от стран «Группы восьми» и Европейского союза в среднем на 7–10 лет.
Поэтому в предстоящие пять лет особое значение приобретает проблема снижения смертности. Основные действия по снижению смертности должны обеспечиваться за счёт повышения качества работы системы здравоохранения. Однако наряду с медицинскими аспектами в качестве одного из резервов снижения смертности рассматривается улучшение условий труда.
Для поддержания рождаемости продлено действие программы материнского (семейного) капитала на 2017–2018 годы.
В целях повышения уровня материального положения семей с детьми принят Федеральный закон от 23 июня 2016 года №181-ФЗ «О единовременной выплате за счёт средств материнского (семейного) капитала в 2016 году». В 2016 году правом на единовременную выплату в размере 25 тыс. рублей воспользовалось 1 860 980 владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на сумму 45,5 млрд рублей.
Продолжена реализация ежемесячной денежной выплаты в размере определённого в субъекте Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.
За счёт средств бюджетов субъектов Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 16 регионах с благоприятной демографической ситуацией. В регионах с неблагоприятной демографической ситуацией указанная выплата осуществляется при софинансировании из средств федерального бюджета. В 2016 году за счёт средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Федерации. Средний размер данной выплаты составляет по состоянию на 1 января 2017 года 9824 рубля.
В 2017 году указанная выплата осуществляется в 69 субъектах Федерации, в том числе в 50 субъектах Федерации при софинансировании из федерального бюджета (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 года №2090-р).
В целом в России суммарный коэффициент рождаемости за
2013–2015 годы вырос на 5,1%. В субъектах Федерации, в которых ежемесячная
денежная выплата осуществляется при поддержке федерального бюджета (субъекты с
неблагоприятной демографической ситуацией и низкой рождаемостью), суммарный
коэффициент рождаемости за указанный период в среднем увеличился на 9,9%. В
субъектах Федерации, в которых такая выплата производится за счёт собственных
средств, – в среднем на 4,9%, а в субъектах Федерации, в которых такая выплата
не производится, суммарный коэффициент рождаемости снизился в среднем на 1%.
Рынок труда и занятость населения
В целом по 2016 году ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная.
Согласно данным Росстата, численность экономически активного населения в среднем за 2016 год составила 76,6 млн человек, в их числе:
72,4 млн человек были заняты экономической деятельностью;
4,2 млн человек не имели доходного занятия, но активно его искали и были готовы приступить к работе (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
По сравнению с 2015 годом численность безработных увеличилась на 20 тыс. человек, или на 0,5%. Уровень общей безработицы в среднем составил 5,5% от численности экономически активного населения, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в 2015 году.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2016 год составила 956 тыс. граждан, что на 11,8 тыс. человек, или на 1,2%, меньше, чем в 2015 году.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по России по сравнению со среднегодовым значением 2015 года снизился на 0,1 процентного пункта и составил в среднем за 2016 год 1,2% от численности экономически активного населения.
Количество вакансий в 2016 году превышало численность безработных, состоящих на учёте в органах службы занятости. В 2016 году заявленная в органы службы занятости потребность в работниках в среднем составила 1293 тыс. человек, что на 11,4 тыс. человек, или на 0,9%, выше среднегодового уровня 2015 года. Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учёте в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) составил в среднем за 2016 год 0,89 человека на одну вакансию (в 2015 году – 0,91 человека).
В 2016 году 34 субъектам Федерации (Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Удмуртия, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, Республике Коми, Республике Карелия, Чувашской Республике, Алтайскому краю, Красноярскому краю, Забайкальскому краю, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областям) выделены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации. Принято четыре распоряжения Правительства Российской Федерации: от 30 апреля 2016 года №836-р, от 28 июня 2016 года №1336-р, от 18 июля 2016 года №1521-р, от 10 октября 2016 года №2134-р, в соответствии с которыми утверждено распределение субсидии.
По состоянию на 31 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимали участие 143 065 человек, или 119% от запланированной численности (120 тыс. человек), в том числе:
на опережающее профессиональное обучение и стажировку направлено 31 067 человек;
трудоустроены 8309 человек из числа работников, уволенных из иных организаций, и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников;
во временных работах заняты 102 174 работника, находящихся под риском увольнения;
оказано содействие в трудоустройстве 994 инвалидам с привлечением 521 наставника.
В целях повышения трудовой мобильности граждан в 2015 году была введена в промышленную эксплуатацию и функционирует общероссийская база вакансий «Работа в России».
В 2016 году произведена доработка портала «Работа в России»:
создана отдельная страница со справочной информацией о реализуемых мероприятиях по стимулированию внутренней мобильности трудовых ресурсов; реализован алгоритм поиска вакансий, позволяющий информировать всех пользователей о вакансиях, участвующих в региональных программах стимулирования трудовой мобильности;
реализована возможность подтверждения учётной записи работодателя сотрудником МФЦ; функционал позволяет регистрировать работодателей в МФЦ в качестве дополнительной услуги, исключая необходимость проведения модерации учётной записи;
создан отдельный раздел, который позволяет осуществлять поиск вакансий в зависимости от ограничений функций жизнедеятельности инвалида; получить доступ к информации о квотируемых рабочих местах; представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления; нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность указать, в соответствии с какими ограничениями функций жизнедеятельности системе необходимо осуществить подборку предложений по трудоустройству.
За 2016 год численность граждан, обратившихся на портал «Работа в России», составила 14 млн человек, что в 2,15 раза (или на 115,4%) превышает плановый показатель на 2016 год.
В 2016 году осуществлялось софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Соответствующие субсидии выделены Камчатскому, Красноярскому, Пермскому, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Архангельской, Калужской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новосибирской и Ульяновской областям, Чукотскому автономному округу. В 2016 году в рамках региональных программ было привлечено 464 человека.
В субъектах Федерации реализовывался комплекс мер, направленных на снижение численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и не находящихся в неформальных трудовых отношениях. По итогам ежедекадного мониторинга деятельности субъектов Федерации по снижению неформальной занятости в 2016 году выявлено 2 430 782 человека (в 2015 году – 2 266 000 человек), находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано 2 285 383 работника (в 2015 году – 2 022 000 человек).
В 2016 году продолжалась реализация мер по защите рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
На 2017 год актом Правительства России в отдельных видах экономической деятельности установлена допустимая доля иностранных работников. Установление допустимой доли иностранных работников в настоящее время является одной из наименее затратных для бюджета организационных мер защиты национального рынка труда, формирования рабочих мест для российских граждан, стимулирует хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в производство и участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.
Из года в год допустимая доля иностранных работников снижается. Допустимая доля в сфере транспорта в 2017 году снижена до 30% (указанная доля на 2015 год была установлена в размере 50%, в 2016 году – 40%). В течение двух лет, начиная с 2015 года, действует допустимая доля в сфере сельского хозяйства. На 2017 год установлена допустимая доля в размере 50%. На уровне прошлых лет установлены допустимые доли иностранных работников в таких сферах, как розничная торговля алкогольными напитками, розничная торговля табачными изделиями, розничная торговля лекарственными средствами, торговля в нестационарных торговых объектах, розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков.
В целях защиты национального рынка труда проводится системная работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, установлению квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Россию с целью осуществления трудовой деятельности.
Серьёзно повышена оперативность механизма
квотирования. Сегодня квоты выделяются максимально оперативно. В течение 2016
года квоты корректировались семь раз в году, вплоть до декабря 2016 года. Новый
оперативный механизм корректировки квот позволяет удовлетворить спрос
работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные
проекты, включая необходимые для проведения в России Кубка конфедераций по футболу
FIFA в 2017 году, а также чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году, без
роста напряжённости на рынке труда. Результатом данной работы является также отсутствие
роста численности трудовых мигрантов в приграничных субъектах Федерации.
В целях создания механизма независимой оценки уровня профессиональной квалификации, а также условий для стимулирования участия работодателей и работников в её проведении приняты федеральные законы от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и №251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”».
Для широкого информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций утверждён порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей разработан соответствующий информационный ресурс, который с января 2017 года доступен в интернете. В реестре содержится информация о независимой оценке квалификации, в том числе сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
Таким образом, граждане и работодатели смогут получить информацию о том, в каком центре оценки квалификаций можно пройти оценку квалификации, какие документы необходимо предоставить для прохождения независимой оценки квалификации, срок действия свидетельства о квалификации.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций». Определено, что функции и полномочия учредителя Национального агентства от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.
В соответствии с утверждённым Правительством России планом-графиком формирования сети независимых центров оценки квалификаций при Национальном совете образовано 28 советов по профессиональным квалификациям по различным сферам профессиональной деятельности: в сфере атомной энергии, строительства, электроэнергетики, машиностроения, здравоохранения, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, наноиндустрии, информационных технологий, финансового рынка и др.
В 2016 году в пилотном режиме работало 68 центров
оценки квалификаций.
Принят Федеральный закон от 2 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”», в соответствии с которым с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен на 21% и установлен в сумме 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение с 1 июля 2017 года МРОТ на 4% – до 7800 рублей.
Дальнейшие сроки и размеры повышения МРОТ будут обсуждаться сторонами социального партнёрства. Государственной Думой сформирована рабочая группа с участием представителей фракций, руководителей федеральных министерств, которая разработает к осенней сессии соответствующий законопроект.
Повышение МРОТ будет способствовать снижению численности низкооплачиваемых работников, зарплата которых за полностью отработанную норму рабочего времени ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, усилению мотивации к труду, росту его производительности.
В 2016 году осуществлялись меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определённые указами Президента России.
По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год по Российской Федерации составила 36 703 рубля и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,7%.
В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата в образовании выросла на 4,3% (составила 28 094 рубля, или 76,5% к средней зарплате по России), в культуре и искусстве – на 5,7% (составила 31 079 рублей, или 84,6% к средней зарплате по России), в здравоохранении – на 6,2% (составила 30 992 рубля, или 84,3% к средней зарплате по России), в сфере предоставления социальных услуг – на 4,3% (составила 23 955 рублей, или 65,2% к средней зарплате по России), в сфере научных исследований и разработок – на 9,6% (составила 64 054 рубля, или 174,3% к средней зарплате по России).
По данным Росстата, на 1 января 2017 года суммарная задолженность по заработной плате составила 2725 млн рублей. По сравнению с 1 января 2016 года задолженность снизилась на 847 млн рублей (на 23,7%).
Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств – 2720 млн рублей (99,8% общей суммы просроченной задолженности). По сравнению с 1 декабря 2016 года задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств снизилась на 1038 млн рублей (на 27,6%).
Объём просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2017 года составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Задолженность по заработной плате на 1 января 2017 года имелась перед 49 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 54% – работники обрабатывающих производств; 19% – строительства; 11% – сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 4% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 3% – транспорта.
Исключению фактов необоснованно высокой дифференциации заработной платы способствует реализация Федерального закона от 3 июля 2016 года №347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казённых).
Федеральный закон ввёл обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года №1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий установлены предельные уровни их соотношения в кратности от 1 до 8.
Также указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждён Единый порядок расчёта соотношений в оплате работников учреждений и унитарных предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2016 года №1521 «Об утверждении Правил размещения информации о
среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных
бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных
предприятий».
Согласно данному постановлению информация
о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети
Интернет не позднее 15 мая года, следующего за отчётным.
В 2016 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (групповых, с тяжёлым и смертельным исходом) сократилось на 14% (с 7137 случаев в 2015 году до 6121 случая в 2016 году).
В 2016 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве. В прошедшем году погибло на 12% меньше работников, чем в 2015 году (1832 и 2089 человек соответственно).
Количество погибших традиционно остаётся наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых.
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.
Всего за период с апреля 2014 года по декабрь 2016 года специальная оценка условий труда проведена на 9,3 млн рабочих мест, на которых занято 13,3 млн работников.
До 31 декабря 2018 года планируется обеспечить оценку условий труда всех имеющихся в экономике 48 млн рабочих мест.
Федеральным законом от 1 мая 2016 года №136-ФЗвнесены изменения в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые позволяют:
защитить права работников при нарушениях в ходе проведения специальной оценки условий труда за счёт сохранения уровня имеющихся гарантий и компенсаций до получения результатов государственной экспертизы условий труда в отношении качества такой специальной оценки условий труда;
снизить финансовую нагрузку на работодателей за счёт распространения процедуры декларирования (спецоценка без измерений) на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны оптимальными или допустимыми;
увеличить в ряде случаев срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда до 12 месяцев и при этом не допустить ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
С целью усиления профилактических мер в отношении
работников системно ведётся разработка и актуализация правил по охране труда, в
первую очередь в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в
экономике. В 2016 году актуализированы правила по охране труда: в сельском
хозяйстве, при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте
технологического оборудования, при эксплуатации электроустановок, при добыче
(вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов
продукции из водных биоресурсов, на городском электротранспорте, при нанесении
металлопокрытий.
Контрольно-надзорная деятельность в сфере труда
В 2016 году осуществлялась реализация комплекса мероприятий Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015–2020 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года №1028-р, и плана мероприятий по реализации концепции, направленных на повышение эффективности государственного надзора в сфере труда за счёт внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.
Для обеспечения определённости и открытости федерального надзора в сфере труда был создан портал «Онлайнинспекция.рф», на котором действует несколько клиентоориентированных сервисов.
Осуществлён запуск интернет-сервиса «Перечень требований трудового законодательства», с помощью которого впервые сделаны публичными обязательные требования в сфере труда. Опубликованный на портале «Онлайнинспекция.рф» перечень базовых требований законодательства в сфере труда, исполнение которых подлежит проверке, един для поднадзорных субъектов и проверяющих органов. Требования в перечне сгруппированы удобным образом, то есть по реальным жизненным или трудовым ситуациям. Сервис даёт возможность работодателю быстро найти информацию о конкретном требовании трудового законодательства, которая нужна ему в конкретной трудовой ситуации. Работник же может проверить, исполняет ли его руководство обязательные требования законодательства в сфере труда.
Всего перечень содержит 209 требований. В перечень включены вопросы трудового законодательства, такие как приём на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, ответственность сторон трудового договора, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников, обеспечение деятельности первичных профсоюзных организаций, коллективные переговоры.
Введён в эксплуатацию сервис «Электронный инспектор» – интерактивный информационно-консультационный сервис системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», который даёт возможность работодателям проводить самопроверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. «Электронный инспектор» помогает работодателю провести внутренний аудит соблюдения трудового законодательства в любое удобное время и бесплатно.
В 2016 году число доступных направлений проверок было увеличено до 122 единиц. Сервис, действовавший в пилотном режиме с ноября 2013 года, уже провёл 170 953 самопроверки, в ходе которых было выявлено более 132 353 нарушения, в том числе в 2016 году – 115 995 самопроверок и 85 574 нарушения.
Сервис «Электронный инспектор» позволил одновременно расширить охват поднадзорных субъектов, которые самостоятельно обеспечивают исполнение законодательства о труде, и снизить административную нагрузку на бизнес.
В декабре 2016 года введён в эксплуатацию сервис «Памятки для работников и работодателей» – информационный сервис системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», который обеспечивает доступ к базе памяток по вопросам соблюдения законодательства о труде. Сервис в настоящее время содержит 100 памяток (по 50 для работников и работодателей).
Сервис позволяет, используя удобный рубрикатор, выбрать информацию, которая нужна конкретному специалисту для решения его задачи, сохранить её в личном кабинете системы или распечатать. Как работникам, так и работодателям доступны для скачивания сборники памяток.
В настоящее время система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» обеспечивает необходимые условия для соблюдения трудового законодательства и сокращения количества нарушений в этой сфере, а также повышает эффективность государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Среди основных задач, решаемых системой электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»:
обеспечение доступности и понятности требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению этих требований;
формирование в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде;
создание постоянного и удобного канала для взаимодействия работников и работодателей с федеральной инспекцией труда.
Система высоко востребована. За время работы системы,
по данным сервиса веб-аналитики «Яндекс.Метрика», к её сервисам обратилось
свыше 2,95 млн уникальных посетителей, число просмотров превысило 19,6 млн, в
том числе за 2016 год – 1,19 млн уникальных посетителей и 8,61 млн просмотров.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ) на 2016 год порядок индексации был изменён, в связи с чем с 1 февраля 2016 года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексированы на 4%. При этом социальные пенсии с 1 апреля 2016 года также проиндексированы на 4%.
В результате индексации:
средний размер страховой пенсии по старости увеличился до 13,1 тыс. рублей;
средний размер страховой пенсии по инвалидности увеличился до 8,2 тыс. рублей;
средний размер страховой пенсии по случаю потери кормильца увеличился до 8,2 тыс. рублей.
С 2016 года изменён порядок индексации пенсий в отношении работающих пенсионеров в части неосуществления индексации их пенсий в период оплачиваемой работы. В то же время в дальнейшем пенсионерам при прекращении трудовой деятельности страховая пенсия будет выплачиваться в размере, увеличенном с учётом всех прошедших индексаций за время работы.
С 1 апреля 2016 года на 4% проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, суммы которых определяются исходя из соответствующего размера социальной пенсии.
В результате индексации:
средний размер социальной пенсии увеличился до 8,6 тыс. рублей;
средний размер социальной пенсии детям-инвалидам увеличился до 12,9 тыс. рублей;
средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличились до 30 тыс. и 32,9 тыс. рублей соответственно.
Кроме этого 1 августа 2016 года проведено увеличение размеров страховых пенсий пенсионерам, осуществлявшим работу в 2015 году (по данным индивидуального (персонифицированного) учёта).
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
В 2016 году федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД) установлена в 72 субъектах Федерации. По сравнению с 2015 годом численность получателей федеральной социальной доплаты увеличилась на 1,6 млн человек (с 2,5 млн до 4,1 млн человек). Средний размер ФСД по Российской Федерации увеличился с 1249 рублей до 1951 рубля (на 1 декабря 2016 года).
В 14 субъектах Федерации выплачивается региональная социальная доплата к пенсии.
В 2016 году ежеквартально предоставлялись бюджетам 11 субъектов Федерации иные межбюджетные трансферты на выплату региональных социальных доплат к пенсии по итогам отчётной информации регионов. По информации субъектов Федерации, задолженности по выплатам региональной социальной доплаты нет. Средний размер доплаты варьируется от 2541,64 рубля (Республика Коми) до 6816,97 рубля (Чукотский автономный округ).
Федеральным законом от 19 декабря 2016 года №454-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», сохраняющий материальное положение неработающих пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии. В соответствии с Федеральным законом социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера была не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
С 2017 года индексация пенсий осуществляется согласно действующему законодательству, исходя из фактической инфляции за прошлый год для страховых пенсий и по росту уровня прожиточного минимума пенсионера для пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Страховые пенсии проиндексированы с 1 февраля на уровень фактической инфляции за 2016 год (5,4%). Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, произведена 1 апреля 2017 года.
Кроме того, в январе 2017 года согласно Федеральному закону от
22 ноября 2016 года №385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам,
получающим пенсию»
граждане, постоянно проживающие на
территории Российской Федерации и являющиеся по состоянию на 31 декабря
2016 года получателями пенсий, получили единовременную денежную выплату в
размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и
работающих пенсионеров, в том числе военных. Выплата осуществлена в полном объёме
в установленные сроки – с 13 по 28 января 2017 года, без задержек.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2016 года очерёдность в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов составила 11,7 тыс. человек и относительно 2015 года снизилась на 4,3 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2015 года – 16 тыс. человек).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года №164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.
Целью стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения. В числе основных задач стратегии – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нём организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе; создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом.
Результатом реализации стратегии станет создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество их жизни.
Правительством Российской Федерации утверждён план мероприятий на 2016–2020 годы по реализации
первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в
Российской Федерации до 2025 года.
С 1 января 2016 года вступил в силу принятый в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Законом создана нормативно-правовая основа обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности. В целях его реализации внесены изменения в 715 региональных законодательных актов. Созданы условия для развития в России антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. С 1 июля 2016 года законодательно запрещена приёмка вновь возведённых или прошедших капитальный ремонт (реконструкцию) зданий, а также закупка новых транспортных средств, не приспособленных с учётом их доступности для инвалидов.
Во всех отраслях и регионах приняты и реализуются нормативно установленные порядки и регламенты обеспечения доступности услуг для инвалидов.
Для обеспечения планомерного повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг федеральными министерствами, региональными правительствами, органами местного самоуправления начиная с 2016 года реализуются 26 федеральных, 85 региональных и более 2 тыс. муниципальных «дорожных карт» поэтапного создания безбарьерной среды.
В 2016 году была продолжена реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года №1297.
При государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов в субъектах Федерации обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование).
По итогам 2016 года дооборудовано почти 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 53,5% доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества (в соответствии с данными отчётов субъектов Федерации).
Также в 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов составила 50,8% (в 2015 году – 49,6%), а доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в 2016 году составила 42% (в 2015 году – 38,7%).
Одним из основных направлений повышения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.
В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».
В течение 2016 года осуществлялась разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Разработаны проекты стандартов по основным направлениям социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.
В целях уменьшения рисков при внедрении данных документов в практическую деятельность регионов в период 2017–2018 годов организована их апробация в двух пилотных регионах – Свердловской области и Пермском крае.
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также план по её реализации.
Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).
Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
В течение первого этапа, который начался в 2016 году, планируется разработать нормативные документы, необходимые для реализации концепции и с целью отработки единых подходов к организации ранней помощи в 2017 году начать их апробацию в двух пилотных регионах (Свердловская область, Пермский край).
На втором этапе, в 2018 году, пилотный проект будет продолжен, обобщены его результаты и предложена единая методология работы для всех регионов.
На третьем этапе, с 2019 года, планируется осуществить поддержку всех регионов, организующих раннюю помощь.
В результате реализации концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.
Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребёнка приведёт к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях совершенствования планирования средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) внесены изменения в Методику распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1137, в части использования при расчётах средневзвешенных цен изделий конкретного субъекта Федерации. Данная мера позволяет более полно учитывать специфику каждого региона.
Внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года №708, в части обеспечения инвалидам возможности получения компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников вне зависимости от того, какая организация предоставила собаку-проводника, в том числе в случае получения собаки-проводника через благотворительные организации (при условии наличия рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида по обеспечению собакой-проводником, а также документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника).
В целях повышения доступности услуги по обеспечению инвалидов ТСР постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1510 внесены изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. Указанные изменения предполагают обязательность предоставления МФЦ по принципу одного окна услуг по приёму от граждан заявлений в целях получения государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР как в субъектах Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, так и в регионах, в которых данные государственные функции осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В развитие норм Конвенции ООН о правах инвалидов в Российской Федерации определена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов, оператором которого определён Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях обеспечения функционирования реестра в 2016 году Правительством Российской Федерации утверждены: Концепция создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» и Порядок формирования и ведения реестра.
Реестр введён в эксплуатацию с 1 января 2017 года.
Для каждого инвалида предоставлен доступ к личному кабинету, в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через личный кабинет можно получить государственную услугу в электронной форме и оставить отзыв о её качестве. Кроме того, разрабатывается информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о специальных категориях вакансий, реестр будет интегрирован с общероссийской базой вакансий «Работа в России».
Реестр позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечит создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.
Полученные данные будут использованы для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.