О ходе реализации проектов по направлению «Образование».
Из стенограммы:
О.Васильева: Заседание было посвящено двум направлениям приоритетных проектов, в частности тому направлению, которым занимается Министерство образования и науки.
У нас пять приоритетных проектов: развитие образовательной среды, цифровое образование, университеты как центры инноваций, дополнительное образование и рабочие кадры для передовых технологий.
Конечно, особое внимание Правительство уделяет созданию новых мест в школах. Вы знаете, что эта программа прошла несколько этапов. Сейчас третий год осуществления, сначала модернизация, потом строительство школ. В этом году по программе 2025 получили те же 25 млрд рублей, что и в прошлом году. Мы сможем построить на эти средства 80 школ и создать 57 тыс. образовательных мест для наших детей. Понятно, что с нашей демографической ситуацией (слава богу, что она улучшается) этого недостаточно, и понятно, что мы обращаемся за помощью. Очень надеемся, что помощь будет оказана и мы получим дополнительные средства для того, чтобы построить 166 школ и ещё увеличить количество мест. Программа очень амбициозная: к 2025 году мы должны обеспечить – с той демографической ситуацией, которую имеем, – 6,5 млн новых мест.
На сегодняшний день школьное сообщество – самое большое. Количество детишек, которые обучаются в школе, – 14 млн человек.
У нас очень хорошие архитектурные проекты. Дмитрий Анатольевич был недавно в Тамбове, смотрел школу «Сколково-Тамбов». Это на сегодняшний день самая большая школа у нас в стране, образовательный, научный, социально-культурный центр.
Строя школы, мы заботимся не только о материально-техническом оснащении, но и об обеспечении кадрами. Каждое министерство сейчас имеет свой внутренний проект, портфель проектов. Для нас, конечно, важнейшее – это профессиональный рост учителей. И мы прикладываем на сегодняшний день много усилий для того, чтобы этот рост реально состоялся.
Один из важнейших проектов – рабочие кадры для передовых технологий. И здесь очень важно, что вводится демонстрационный экзамен, который подтверждает профессиональный уровень, и что необходима оценка профессионального сообщества – участие профессионального сообщества в оценке качества подготовки наших специалистов.
Очень важен третий проект – университеты как центры инноваций. Однако не только университеты, но и среднее профессиональное образование нуждается в нашей совместной деятельности с бизнесом. И вы знаете, что мы совместно прикладываем усилия и РСПП, и других представителей, которые к нам обращаются (а мы к ним обращаемся), для создания различных базовых кафедр. Я сегодня была в Бауманском университете, и опыт базовых кафедр у них наиболее ярко представлен.
Мы также просим (и бизнес помогает в этом) об оснащении лабораторий не только наших вузовских, но и для среднего профессионального образования. Это то оборудование, на котором будут учиться (а мы разработали 50 новых профессий по международной оценке и вошли в WorldSkills). Нам, естественно, нужно и новое оборудование в тех ресурсных центрах, в которых могут обучаться ребята, работающие, обучающиеся в системе СПО. Поэтому государственно-частное партнёрство – одно из направлений нашей деятельности.
Следующий очень важный проект, проект для нас архиважный, не побоюсь такого слова, – это дополнительное образование наших детей. И это связано прежде всего с указом Президента – вы знаете, что охват детей здесь к 2020 году должен составить 75%. Но важно другое: нам нужно не только выявить ребёнка, который талантлив, но и вести его по жизни. То есть его продвижение дальше.
И сейчас наша задача, тоже, на мой взгляд, амбициозная, – создание центров поддержки развития детского творчества с помощью «Сириуса», фонда «Талант и успех». У нас проделана большая работа, мы сделали 17 технопарков вместе с регионами в этом году, в следующем году их будет ещё 17. И у нас упор делается сейчас – это связано с задачами, стоящими перед экономикой страны, – на естественно-техническое развитие наших детей. При этом мы не забываем про художественное творчество, эстетическое воспитание наших детей – достаточно сказать, что только в прошлом году различных конкурсов эстетической направленности было 360.
Детей нужно развивать постоянно, поэтому допобразование на сегодняшний день осуществляется ещё и в школах. Две трети занятий по допобразованию проводится в школе во второй половине дня.
И инновационная цифровая среда. Это образование онлайн. Мы его запускаем. Я думаю, что за таким образованием большое будущее. Я уже не говорю про непрерывное образование, которое может охватить до 11 млн человек через несколько лет, причём каждый может найти себе необходимую квалификационную программу, которая ему нужна. Но есть ещё одна важная задача: чтобы студент, аспирант, магистр смог прослушать онлайн-курс какого-то вуза, сдать экзамен и получить сертификат. Мы эту модель уже разрабатываем вплотную. Это то, что связано с университетскими проектами.
Вопрос: Вы сказали, что затрагивался вопрос финансирования на совещании. Какая была реакция?
О.Васильева: Мы просим увеличить его. Реакция очень хорошая. Я думаю, будут изыскиваться варианты.
У нас большое количество детей (прежде всего это касается кавказских республик) учится в третью смену. Этого не должно быть. Поэтому потребность в школьных местах очевидна.
Мы очень надеемся, что наши просьбы будут услышаны.
Вопрос: Это ещё порядка 25 млрд?
О.Васильева: Это порядка 10 млрд. Мы говорили об этом на совещании. В результате будет 166 школ. Это не решит проблему, но это много.
Вопрос: Хотелось бы уточнить: 25 миллиардов – это на 80 школ?
О.Васильева: На 25 миллиардов (уже все соглашения подписаны) мы построим 80 школ.
Вопрос: В этом году?
О.Васильева: Конечно. У нас годовая программа.
Вопрос: Если получите дополнительно 10 млрд, то ещё будет?..
О.Васильева: Ещё будет, соответственно, 86 школ.
Вопрос: 6,5 млн мест – это очень много. Сколько ежегодно?
О.Васильева: Мы же строим не столько, сколько хотим. Мы исходим из потребностей и демографии каждого региона. Просто реальная цифра, которая по демографии нам нужна будет к 2025 году, это дополнительно к тому, что мы имеем, ещё 6 млн. У нас сейчас 14 млн школьников. У нас очень много школьников, огромная армия.
Вопрос: Вы рассчитываете, что финансирование будет увеличиваться в последующие годы?
О.Васильева: Я думаю, что да, потому что образование всегда было приоритетным проектом. Вспомните, пожалуйста, историю национальных проектов.
Вопрос: Это средства на софинансирование, то есть и регионы тоже должны увеличивать средства?
О.Васильева: Конечно. Это софинансирование.
Вопрос: К какому году планируете прекратить трёхсменку в стране?
О.Васильева: У нас только в кавказских республиках остались трёхсменки.
Вопрос: А в скольких регионах Кавказа?
О.Васильева: Чеченская Республика нуждается и Дагестан. Там особенно много. В обеих республиках 21 тыс. учеников ходят в третью смену. Вот и посчитайте, сколько нам нужно построить. К счастью, дети у нас рождаются. Поэтому потребность в школах и школьных местах будет каждый год. Мы будем стараться строить.
Вопрос: Вопрос по поводу профессиональной подготовки кадров. Какие-то Минфину были даны поручения по поводу разработки налоговых льгот для предприятий?
О.Васильева: Да, разговор был. Вы знаете: 264-я статья и вопрос о 265-й. Этот документ у нас сейчас на согласовании с Минфином. Это связано с тем, чтобы получили налоговые льготы предприятия, которые участвуют в образовательном процессе, которые работают вместе с нами по созданию кафедр и подготовке наших специалистов. Я думаю, мы придём к соглашению.
Вопрос: Что за налоговые льготы предлагаются законопроектом?
О.Васильева: Льготы предприятиям, которые предоставляют лаборатории, принимают участие в обучении наших студентов, выпускников, предоставляют места. То же самое касается СПО. Это большая работа.