Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти составляется в рамках мониторинга реализации Концепции открытости ФОИВ, которая разработана Экспертным советом при Правительстве для повышения прозрачности и подотчётности госорганов и расширения возможностей для участия гражданского общества в подготовке и экспертизе государственных решений. Концепция утверждена распоряжением Правительства 30 января 2014 года и является обязательной для реализации федеральными органами власти.
6 декабря Министр Михаил Абызов провёл заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, где был представлен ежегодный независимый рейтинг открытости федеральных министерств и ведомств, подготовленный ВЦИОМом под эгидой Открытого правительства.
Рейтинг открытости – 2016 охватил 38 федеральных министерств и ведомств. Лидером рейтинга стало МЧС (58,7 балла), в 2015 году занимавшее второе место. А Минобороны, возглавлявшее топ-3 самых открытых федеральных органов исполнительной власти год назад, теперь, напротив, опустилось на второе место, набрав 57,5 балла. В тройку лучших «ворвался» Россельхознадзор (53,7 балла), поднявшись в рейтинге сразу на 18 позиций и продемонстрировав тем самым наиболее значительный рост показателей. А Минэкономразвития, замыкавшее топ-3 год назад, теперь оказалось одним из «лидеров падения», опустившись в рейтинге на 17 позиций и попав в группу «скорее закрытые» (48,5 балла).
«Внешняя оценка – это, по сути, видение того, как основные референтные группы, то есть клиенты министерств и ведомств, обычные граждане, бизнес и эксперты оценивают их открытость. Такое экспертное мнение имеет крайне важное прикладное значение», – отметил Михаил Абызов в ходе презентации рейтинга. Благодаря рейтингу, считает министр, можно оценить динамику тех или иных ведомств по сравнению с предыдущими годами в разрезе их работы с целевыми аудиториями и оценить, каким образом реализуется и насколько успешно внедряется в работу министерств и ведомств каждый из 10 механизмов открытости. Кроме того, можно зафиксировать лучшие практики и обратить внимание на слабые точки госорганов, то есть неудовлетворённые запросы к ведомствам со стороны бизнеса, граждан и экспертного сообщества.
Высокие показатели открытости также продемонстрировали в 2016 году Роскомнадзор (53,4 балла), МИД (52,7), Минкомсвязь (52,0), ФНС (51,9), Минюст (51,5) и Ростехнадзор (51,4). А наиболее закрытыми министерствами и ведомствами признаны Минстрой (42,9), Росавтодор (42,9), Минвостокразвития (43,5), Минсельхоз (43,9), Минкавказ (44,8), ФССП (45,0), Минтранс (45,3), Росздравнадзор (45,8), Минприроды (45,9) и Роспотребнадзор (46,2). Уровень открытости за год заметно повысился не только у Россельхознадзора, но и у Росрыболовства (+17), Росалкогольрегулирования (+13), Минздрава (+11), Минэнерго (+10), Минпромторга (+10) и ряда других ведомств. Среди «лидеров падения» – Роспотребнадзор (-19 позиций), Минспорт (-18), Росздравнадзор (-18), Минвостокразвития (-12), Минтруд (-10). Лучшими практиками внедрения механизмов открытости поделились в ходе заседания руководители Минпромторга, Минэнерго, ФНС и Россельхознадзора.
Свои предложения по повышению открытости министерств и ведомств высказали представители бизнеса, общественных организаций, а также члены правительственной комиссии. В 2017 году Открытое правительство планирует уделить особое внимание совершенствованию работы общественных советов при министерствах и ведомствах и выстраиванию межведомственной работы на уровне представителей общественности. По словам Михаила Абызова, предложения проводить совместные заседания общественных советов звучали уже неоднократно. Также в 2017 году следует больше внимания уделять организации межведомственной работы. Ни одно ведомство не может решить задачи, связанные со своими приоритетами, в изолированном формате, без взаимодействия с коллегами из других ведомств, подчеркнул министр. Он предложил принять отдельное положение, согласно которому проводить совместные заседания нескольких общественных советов можно будет сразу, как только поступает такое обращение, не задействовуя для этого ресурсы Открытого правительства. «Необходимо провести совместно с Общественной палатой заседание по вопросам деятельности общественных советов и по результатам этого заседания вернуться к рассмотрению данного положения в первом квартале на правительственной комиссии, – сказал Михаил Абызов. – Возможно, стоит отдельно детально рассмотреть приоритеты работы общественных советов, а также лучшие и худшие практики их деятельности».
Провести такой семинар планируется в январе-феврале следующего года, к участию в нём должны быть приглашены не только председатели общественных советов, но и их рядовые члены и представители региональных общественных организаций и общественных советов, подчеркнул министр.
На сегодняшний день ведомственные планы по открытости
утвердили все федеральные органы исполнительной власти, однако часть из них
носит формальный характер и лишь треть ФОИВ представили планы в понятном для
граждан формате. Приоритетными направлениями внедрения механизмов открытости в
2017 году станут: работа с открытыми данными, обсуждение общественно значимых нормативных
правовых актов, публичное декларирование ведомствами целей и задач,
антикоррупция, работа с референтными группами и организация работы общественных
советов.
Общественные советы в свою очередь должны будут сконцентрироваться в 2017 году на
рассмотрении публичных деклараций целей и задач руководителей ФОИВ, оценке
эффективности исполнения ведомственных планов по противодействию коррупции и по
открытым данным, на оценке плана по реализации Концепции открытости, а также на
вопросах эффективности осуществления госзакупок. В числе приоритетов будет
также определение общественно
значимых нормативных правовых актов и их общественное обсуждение, оценка
работы ФОИВ с обращениями граждан, рассмотрение реализации приоритетных
проектов основных направлений стратегического развития Российской Федерации, а
также рассмотрение проекта итогового доклада о результатах деятельности
федерального органа исполнительной власти за отчётный год.
«Те практики, которые мы обсуждали, показывают:
люди, которые смогли использовать функции общественного контроля и общественных
советов, функции, связанные с раскрытием качественной информации, руководители
министерств и ведомств стали получать от этого не просто обратную связь, но и
дивиденды в виде повышения качества своей работы. Это означает, что то
направление, которое было определено Председателем Правительства по реализации
Стандарта открытости, на сегодняшний день повышает и качество государства», – заключил Михаил Абызов.
Рейтинг открытости министерств и ведомств должен быть ежегодным и после 2018 года, подчеркнул министр, и задача на следующий год – институционализация исследования и принятие соответствующего решения Правительства.