О программе поддержки экспорта на период до 2025 года.
Д.Мантуров: Сегодня обсуждалась программа поддержки экспорта на период до 2025 года с учётом системы проектного управления. Мы подготовили проект, связанный с международной кооперацией, поддержкой экспорта. Приоритизировали четыре отрасли, по которым мы видим потенциал роста. В частности, это сельхозмашиностроение, автопром как одна из крупных отраслей, транспортное машиностроение и авиация гражданская, включая самолёты и вертолёты, естественно, это не исключает возможности поддержки предприятий радиоэлектронной промышленности. Это и нефтегазовое машиностроение, энергетическое и ряд других перспективных отраслей.
Мы сконцентрируем наибольшее внимание и ресурсы на тех четырёх отраслях, которые мы выделили, для того чтобы показать максимальную эффективность и кратное увеличение объёмов в этих отраслях.
Это и традиционные экспортные субсидии. По ним будут меняться правила, которые позволят иметь более длительный срок обеспечения ресурсами – на весь срок кредитных соглашений. Поскольку сегодня есть изменения в постановление Правительства, также придётся корректировать бюджетное законодательство, чем сейчас активно занимается Министерство финансов. Таким образом, мы должны сверстать и синхронизировать эти нормативные документы.
Намечен ряд других мер государственной поддержки, включая предэкспортное финансирование и международное страхование по экспортным кредитам. В совокупности мы сможем реализовать те индикаторы, которые заложены в программе. По приоритетным отраслям – это ежегодный рост до 17%, а в целом по несырьевому экспорту – 6–7%.
Вопрос: Каковы цифры в росте экспорта на автомобильном рынке? Есть спрос на наши автомобили?
Д.Мантуров: Конечно, есть спрос на наши автомобили. Мы исходим из того, что к 2018 году мы можем вдвое увеличить объёмы экспорта по сравнению с сегодняшними прогнозами экспорта на 2016 год. И не менее 300 тыс. автомобилей к 2025 году – такой консервативный сценарий. Но у нас есть более амбициозные планы, всё будет зависеть от возможностей бюджета. С учётом бюджетной эффективности этих мер поддержки мы рассчитываем, что у нас с Министерством финансов сложится взаимопонимание и будут обеспечены дополнительные средства поддержки. Таким образом, мы сможем выйти на более амбициозные цифры, в частности по автопрому, к 2025 году.
Вопрос: Какое финансирование предполагается на программу поддержки экспорта в ближайшие годы и учтены ли эти цифры в проекте бюджета на трёхлетку?
Д.Мантуров: Что касается учёта в бюджете на ближайшую трёхлетку, мы подали соответствующую заявку. Мы работаем с Министерством финансов, и всё зависит от финальных цифр бюджета. Что касается абсолютных цифр, то это около 100 млрд на ближайшие три года именно на поддержку экспорта.
Вопрос: Будет ли поддержка автопрома продлена на следующий год и какие меры планируются?
Д.Мантуров: Пока окончательных решений не принято. Мы понимаем, что какие-то меры поддержки точно потребуются, но они будут сильно дифференцированными и разбиты по секторам автопрома в зависимости от итогов этого года. Собственно, и решения будут приниматься в конце этого года.
Вопрос: Когда будет принято решение по концерну «Тракторные заводы» и будут ли концерну выделены деньги из бюджета?
Д.Мантуров: Концерну деньги из бюджета напрямую не планируется выделять. Планируется принять решение в целом по конструкции концерна «Тракторные заводы»: либо сохраняем сегодняшнюю структуру, либо выделяем оттуда военную составляющую. Окончательное решение на этот счёт пока не принималось.
Вопрос: Обсуждается ли в рамках бюджетного процесса пересмотр и утверждение программ поддержки промышленности? На какую сумму вы рассчитываете?
Д.Мантуров: Что касается электронного бюджета и заявок, которые мы подавали, это доступно всем для ознакомления. Снижения по мерам поддержки отраслей промышленности не предвидится с учётом планируемого трёхлетнего бюджета. Мы исходим из сохранения параметров примерно 2016 года.
Вопрос: Вы сказали, что меры поддержки автопрома в следующем году будут сильно дифференцированы. Какие параметры будут оцениваться, чтобы определить, какие сектора получат, а какие не получат поддержку?
Д.Мантуров: Тем секторам автопрома, которые сегодня наращивают положительную динамику, в следующем году мы будем снижать объёмы поддержки. Будем делать программы – например, «Первый автомобиль» или «Автомобиль для села», то есть программы, которые будут ориентированы на определённые группы потребителей и секторы автопрома. Это имелось в виду.
Вопрос: По объёму производства автомобилей на этот год вы меняете свой прогноз? Каков прогноз на будущее?
Д.Мантуров: Мы не меняем прогноз по этому году. В целом рынок будет меньше 2015 года примерно на 10%. Что касается следующего года, мы исходим из стабилизации производства. И в последующем, с 2018 года, рассчитываем на постепенный рост.