Работа Правительства: факты и цифры.
О реализации демографической политики
О ситуации на рынке труда в 2015 году
Интернет-портал «Работа в России»
О развитии национальной системы профессиональных квалификаций
Повышение
доступности важнейших услуг для инвалидов, обеспечение их техническими
средствами реабилитации, выполнение государственной программы «Доступная среда»
Совершенствование системы медико-социальной
экспертизы
Социальная защита ветеранов
О реализации демографической политики
В январе – декабре 2015 года родились 1 млн 944 тыс. 100 детей. Общий коэффициент рождаемости остался на уровне 2014 года (13,3 на 1000 человек населения). Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,776 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (2014 год – 1,75).
Сохранение уровня рождаемости происходит на фоне сокращения с 2010 года численности женщин в возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится около 60% всех рождений. Численность женщин этого возраста за 2010–2014 годы уменьшилась на 1,4 млн.
Компенсировать негативное влияние ухудшения половозрастной структуры населения и содействовать сохранению положительных демографических тенденций позволили реализация на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке семьи в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе программа материнского капитала, предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребёнка, бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и иные виды помощи семье, предоставляемые в зависимости от очерёдности рождения детей.
Одной из самых эффективных мер, стимулирующих рождаемость, является материнский (семейный) капитал.
В 2015 году выдано 1038 тыс. сертификатов на материнский капитал. Всего за время действия этой программы государственный сертификат на материнский капитал получили 6,7 млн российских семей.
Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остаётся улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили уже 3,6 млн российских семей. Из них более 2,3 млн семей частично или полностью погасили жилищные кредиты на сумму 847,5 млрд рублей. Более 1,2 млн семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на сумму 422,7 млрд рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.
На обучение детей перечислены средства материнского капитала в сумме 13,2 млрд рублей, на накопительную часть будущей пенсии мамы – в сумме 0,5 млрд рублей.
С начала 2015 года по 794,93 тыс. заявлений о распоряжении средствами материнского капитала перечислено 292,2 млрд рублей. Из этих заявлений на улучшение жилищных условий семьи – 695,3 тыс. заявок на сумму 287 млрд рублей, на обучение детей принято 99,2 тыс. заявок на сумму 5,04 млрд рублей, на формирование накопительной части трудовой пенсии владелицы сертификата – 376 заявлений на сумму 0,08 млрд рублей.
Также в 2015 году семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, произведена единовременная выплата за счёт средств материнского (семейного) капитала в размере 20 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года территориальными органами Пенсионного фонда принято 1 931 292 заявления о предоставлении единовременной выплаты на сумму 38,1 млрд рублей. На счета граждан перечислено 36,13 млрд рублей по 1 831 880 заявлениям.
Во исполнение послания Президента России Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №433-ФЗ действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 31 декабря 2018 года.
В 2015 году проводилась работа по совершенствованию законодательства в части использования средств материнского (семейного) капитала.
В частности, Федеральным законом от 23 мая 2015 года №131-ФЗ предусмотрено направление средств материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья, не дожидаясь достижения трёхлетнего возраста ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на указанные средства.
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года №348-ФЗ установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов.
В 2015 году за счёт средств федерального бюджета также осуществлялось софинансирование денежной выплаты при рождении третьего ребёнка в 53 субъектах Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией. За счёт средств бюджетов субъектов Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 16 регионах с благоприятной демографической ситуацией. Средний размер данной выплаты составляет по состоянию на 1 января 2016 года около 9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячная денежная выплата назначена на 319 тыс. третьих или последующих детей, что составляет 75,7% от численности рождённых за время реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 года №606 третьих и последующих детей (421,5 тыс. детей). В итоге в регионах, которые ввели ежемесячную денежную выплату, количество третьих и последующих детей растёт быстрее, чем в тех, где такая выплата не производится.
В целях повышения уровня занятости женщин, имеющих
детей до трёх лет, органы
исполнительной власти субъектов Федерации проводят адресную работу с женщинами
по их трудоустройству на условиях гибкой и дистанционной занятости, созданию
досуговых групп для временного пребывания детей при профессиональных
образовательных организациях. В большинстве субъектов Федерации для женщин,
воспитывающих детей в возрасте до трёх лет, коллективными договорами предусмотрены гибкие формы
занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому,
временная работа и т.д.).
О ситуации на рынке труда в 2015 году
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утверждённым распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р, предоставлены субсидии бюджетам субъектов Федерации на снижение напряжённости на рынке труда, а именно:
- на временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (участниками этой программы стали работники организаций, находящиеся в простое, работающие в режиме неполного рабочего времени, заявленные к высвобождению);
- на опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (участниками программы стали работники крупных промышленных предприятий, находящиеся под риском увольнения);
- на стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов;
- на социальную занятость инвалидов, то есть стимулирование сохранения рабочих мест, на которых работают инвалиды, а также создание рабочих мест на предприятиях, не имеющих извлечение прибыли в качестве главной цели своей хозяйственной деятельности, для трудоустройства инвалидов.
Также предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ занятости 18 субъектов Федерации (Алтайского края, Тверской области, Республики Татарстан, Самарской области, Нижегородской области, Тамбовской области, Республики Мордовия, Пензенской области, Свердловской области, Кировской области, Республики Коми, Республики Башкортостан, Ивановской области, Саратовской области, Чувашской Республики, Владимирской области, Челябинской области, Кемеровской области). В рамках региональных программ поддержаны предприятия, имеющие ключевое значение как для субъекта Федерации, так и для отраслей. Региональные программы этих субъектов Федерации профинансированы за счёт средств субсидии из федерального бюджета на общую сумму 3935,2 млн рублей.
В 2015 году общая численность участников региональных программ занятости составила 128 960 человек, в том числе: на временные работы было трудоустроено 76 994 человека; прошли опережающее профессиональное обучение 46 535 человек; было трудоустроено в рамках мероприятий по социальной занятости инвалидов 4708 человек; количество социальных проектов для молодых граждан составило 723 единицы; численность участников мероприятий по реализации социальных проектов молодыми гражданами составила 824 человека. Принятые меры позволили не допустить резкого роста безработицы.
В целом в 2015 году ситуацию на рынке труда можно
охарактеризовать как стабильную. При этом наблюдалась неоднородная динамика
показателей. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах
службы занятости, в среднем за 2015 год составила 967,9 тыс. граждан, что на
91,3 тыс. человек или на 10% меньше, чем в 2014 году. Уровень регистрируемой
безработицы составил в среднем за 2015 год 1,3% от численности экономически
активного населения.
Интернет-портал «Работа в России»
В целях совершенствования информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания запущен портал «Информационно-аналитическая система “Общероссийская база вакансий "Работа в России"”». Обновлённая версия портала содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках; наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, потребности в работниках и условиях их привлечения; гражданах, ищущих работу, уровне их квалификации, стаже работы.
Портал позволяет:
- формировать базу резюме и вакансий на основании информации, содержащейся в информационных системах органов службы занятости населения, информации, размещаемой работодателями и соискателями самостоятельно, а также информации из иных источников (частные агентства занятости, коммерческие порталы по поиску и подбору работы);
- осуществлять поиск и подбор работы и персонала, в том числе путём подключения сервиса автоматического уведомления о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- оценивать условия жизни и работы в субъектах Федерации на основании статистических показателей, отражающих уровень их социально-экономического развития, контактных данных государственных и муниципальных учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры, предложений по аренде жилья, предоставляемых на интерактивной карте страны;
- взаимодействовать работодателям и соискателям, в том числе дистанционно проводить процедуры отбора и собеседования с использованием сети Интернет;
- получать доступ к информации об инвестиционных проектах, о реализации региональных программ повышения мобильности населения.
В 2015 году портал «Работа в России» посетили около
10 млн человек.
О развитии национальной системы профессиональных квалификаций
В целях снижения качественного разрыва между спросом и предложением на рынке труда, создания условий для повышения производительности труда на основе внедрения современных программ профессиональной подготовки кадров, современных квалификационных требований, реализуются меры по совершенствованию национальной системы квалификаций.
Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. По состоянию на 31 декабря 2015 года утверждено 804 профессиональных стандарта.
Минтрудом России утверждён справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования. В справочник включены 1,6 тыс. профессий.
Для поддержания справочника в актуализированном состоянии принято решение о формировании постоянно действующей системы мониторинга востребованности профессий с учётом отраслевой и региональной специфики и создании специального интернет-ресурса, аккумулирующего информацию о востребованных профессиях и их содержании, возможностях трудоустройства, получения образования и оценки квалификаций по таким профессиям.
Создание базы данных профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей позволит:
- органам государственной власти, объединениям работодателей, работодателям – формировать стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации, прогнозы кадрового обеспечения и стратегии кадрового развития отраслей экономики, регионов и отдельных организаций;
- органам управления образованием – выявлять приоритеты изменяющегося рынка труда, обеспечивать соответствие потребности экономики в трудовых ресурсах структуре подготовки кадров в образовательных организациях;
- образовательным организациям, работодателям – обеспечивать непрерывность и сбалансированность процесса подготовки кадров, в том числе опережающей подготовки;
- гражданам, ищущим или меняющим профессию, – выбирать профессию и планировать карьеру, определять перспективы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
В соответствии с комплексом мер, направленных на
совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы, утверждённым распоряжением Правительства от 3 марта
2015 года №349-р, утверждён список 50 наиболее
перспективных и востребованных профессий и специальностей (список-50). Формирование списка-50 осуществлялось с
ориентацией на высокотехнологичные (наукоёмкие) отрасли промышленности с учётом перечней, представленных советами
по профессиональным квалификациям
образовательных организаций на основе контрольных цифр приёма, общего контингента
обучающихся по профессиям (специальностям) в системе среднего профессионального
образования, а также с учётом
передовых технологий, в том числе апробируемых в рамках чемпионатов
WorldSkills.
Повышение доступности важнейших услуг для инвалидов, обеспечение их техническими средствами реабилитации, выполнение государственной программы «Доступная среда»
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды принято 36 нормативных правовых актов Правительства и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены отраслевые «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов. Подготовлены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.
Реализация норм закона №419-ФЗ позволит улучшить условия интеграции в общество не только 13 млн инвалидов, но и широкого круга других маломобильных граждан.
В качестве одной из мер социальной поддержки людей с ограниченными возможностями явилось выделение дополнительных бюджетных ассигнований на их обеспечение техническими средствами реабилитации, с тем чтобы в условиях роста цен сохранить (по сравнению с 2014 годом) уровень обеспеченности такими средствами. На эти цели к имевшимся в федеральном бюджете средствам в размере 20,4 млрд рублей выделено дополнительно 9,4 млрд рублей.
В 2015 году в субъектах Федерации продолжено создание оборудованных (оснащённых) рабочих мест и трудоустройство на них незанятых инвалидов. Всего в январе – декабре 2015 года в субъектах Федерации оборудовано (оснащено) 14,6 тыс. рабочих мест для трудоустройства инвалидов, или 102,3% от запланированной величины. По состоянию на 1 января 2016 года на указанные рабочие места трудоустроены 14,9 тыс. инвалидов.
По результатам оценки эффективности трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости выявлено, что продолжали осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащённых) рабочих местах 44,3 тыс. инвалидов, трудоустроенных на такие рабочие места в течение 2013–2015 годов, из них трудоустроенных в 2015 году и продолжающих осуществлять трудовую деятельность – 14,9 тыс. инвалидов.
С 2011 года реализуется государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в рамках которой сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов. За пять лет в госпрограмме приняли участие 75 субъектов Федерации. На конец 2015 года дооборудовано почти 16 тыс. приоритетных объектов, что составило 41% приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества.
Постановлением
Правительства от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа Российской Федерации
«Доступная среда» до 2020 года.
Совершенствование системы медико-социальной экспертизы
В 2015 году продолжена реализация Концепции
совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов. В целях повышения объективности и прозрачности
принимаемых экспертных решений был осуществлён переход к организации и проведению
медико-социальной экспертизы с учётом положений Международной классификации функционирования,
ограничений жизнедеятельности и здоровья. В практику деятельности федеральных
государственных учреждений медико-социальной экспертизы введена количественная
оценка степени выраженности нарушенных функций организма в процентном выражении
на основе нормативно установленных показателей, что минимизирует субъективные
оценки экспертов. Постановлением Правительства
от 6 августа 2015 года №805 внесены изменения в
Правила признания лица инвалидом, которым в соответствии с Федеральным законом №419-ФЗ установление групп инвалидности
(категории «ребёнок-инвалид»)
поставлено в зависимость от степени выраженности нарушенных функций организма,
а не от ограничения жизнедеятельности, что будет способствовать объективности и
прозрачности решений по установлению инвалидности.
По данным Пенсионного фонда, по состоянию на 1 января 2016 года в России проживает около 2,5 млн инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2015 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» все ветераны Великой Отечественной войны получили единовременные денежные выплаты в апреле – мае 2015 года в размере 7 тыс. и 3 тыс. рублей. В ряде субъектов Федерации осуществлены единовременные денежные выплаты участникам Великой Отечественной войны также за счёт средств региональных бюджетов.
По информации субъектов Федерации, в 2014–2015 годах отремонтированы жилые помещения, в которых проживают более 105 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.