Работа Правительства: факты и цифры.
Создание
благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
Контрактная
система в сфере закупок
Государственные и муниципальные услуги
Контрольно-надзорная
деятельность
Малое и среднее
предпринимательство
Оценка
регулирующего воздействия
Поддержка инвестиционных проектов
на основе проектного финансирования
Управление
государственным имуществом
Свободные (специальные, особые)
экономические зоны
Итоги
внешней торговли в 2015 году
Создание благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
В части улучшения институтов предпринимательской деятельности ведётся работа по совершенствованию законодательства по упрощению условий ведения бизнеса, создания институтов, обеспечения необходимого качества правоприменения.
Результаты этой работы положительно отразились на позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В 2015 году Россия заняла 51-е место, поднявшись на 11 пунктов, продолжив пятилетнюю положительную динамику движения в рейтинге.
В 2015 году Россия вошла в 10 лучших стран в рейтинге по направлениям «регистрация собственности» (8-е место) и «обеспечение исполнения контрактов» (5-е место), а также в 50 лучших стран по показателям «подключение к системе электроснабжения» (29-е место), «регистрация предприятий» (41-е место), «кредитование» (42-е место) и «налогообложение» (47-е место). Россия также вошла в пятёрку стран, где реализовано наибольшее количество мер по улучшению условий ведения бизнеса.
В 2015 году принят Федеральный закон 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,направленный на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики, повышения качества, предоставляемых населению услуг. Закон вступил в силу 1 января 2016 года. При этом впервые допускается возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. Инвестором обеспечивается полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатации объекта в соответствии с его целевым назначением.
По итогам 2015 года реализуется более 1,2 тыс. проектов государственно-частного партнёрства в социальной сфере (более 200 проектов), в коммунальной сфере (более 420 проектов), в энергетической сфере (более 500 проектов), в транспортной (более 90 проектов).
Реализация 11 «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы стала примером нового формата взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.
К концу 2015 года реализация «дорожных карт» по четырём направлениям (регистрация предприятий, развитие конкуренции, совершенствование регуляторной среды и доступ субъектов МСБ к закупкам) завершена, исполнено 179 мероприятий.
Продолжается реализация «дорожных карт» в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, содействия экспорту, совершенствования оценочной деятельности и налогового администрирования. К концу года исполнено 84% мероприятий, по которым наступил срок исполнения (фактически 73% общего количества мероприятий реализуемых «дорожных карт»).
Для исполнения «дорожных карт» к настоящему моменту принято свыше 450 правовых актов, в том числе 80 федеральных законов.
К примеру, в сфере жилищного строительства принят исчерпывающий перечень процедур. Если раньше число согласований и их виды отличались в различных регионах в несколько раз, теперь перечень устанавливает предельное число согласований и разрешений вне зависимости от субъекта.
Ряд административных процедур переведён в электронный вид, что упрощает предоставление услуг для бизнеса. Так, например, установлена возможность подачи в электронном виде заявления о регистрации прав на недвижимость, обеспечена возможность направления заявок на технологическое присоединение через интернет, внедрена технология автоматической регистрации таможенной декларации.
Совершенствуется система государственной регистрации юридических лиц в электронном виде – внедрена система отправки информации по этапам рассмотрения заявления о государственной регистрации на Едином портале государственных услуг.
Для повышения доступности энергетической инфраструктуры для бизнеса установлен уведомительный порядок ввода в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства с напряжением до 20 кВ включительно, исключающий необходимость согласований с органами технического контроля. В таможенной сфере удалось существенно сократить количество документов, которые необходимы для декларирования, а также время на таможенные операции.
В части поддержки экспорта ключевыми решениями стали создание Российского экспортного центра, который предоставляет поддержку экспортёрам в режиме одного окна, запуск программы Росэксимбанка по предоставлению кредитов с субсидированной процентной ставкой на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции, разработка комплекса мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли, упрощение порядка предоставления документов для подтверждения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость.
Впервые в сфере регистрации прав на имущество и права собственности создана электронная система подачи документов. Срок регистрации права собственности сократился до 10 рабочих дней. Это одна из наиболее продвинутых практик даже в мировом масштабе – по данному показателю Россия заняла 8-е место в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса.
Значительно упростился процесс регистрации новых компаний – отменена предварительная оплата уставного капитала для ООО.
Установлена
обязательная квота закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма. Федеральная корпорация по развитию малого и
среднего бизнеса теперь сможет мониторить действия региональных властей в сфере
закупок товаров и услуг у небольших предприятий. По результатам мониторинга
будет формироваться сводный отчёт,
который станет основой для подготовки предложений по совершенствованию доступа
малого и среднего бизнеса к государственным закупкам.
Контрактная система в сфере закупок
В 2015 году размещено извещений о закупках на сумму более 6,6 трлн рублей. Общий объём заключённых контрактов составил 5,3 трлн рублей. В контрактной системе функционируют более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков, что делает её одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10%.
Максимальный объём контрактов был заключён в IV квартале 2015 года. В декабре объём контрактования составил 892 млрд рублей, что более чем в два раза превысило среднемесячное значение. Такое неравномерное контрактование обусловлено заключением в конце года контрактов в рамках лимитов следующего года, что является положительным фактором.
Формирование и развитие институтов контрактной системы позволило добиться положительной динамики экономии денежных средств. Общий объём экономии бюджетных средств по итогам произведённых процедур увеличился на 7,3% по сравнению с 2014 годом и составил 321 млрд рублей.
Среднее количество участников закупок на торгах увеличилось с 2,5 до 3.
Контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд рублей, что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года. По предварительным оценкам, с учётом субподрядных договоров установленная 15-процентая квота закупок у малого бизнеса выполнена в полном объёме.
В 2015 году более чем на 90% завершено формирование основных институтов контрактной системы – нормирования, обоснования и планирования закупок, их информационного обеспечения, общественного обсуждения крупных закупок, контроля, мониторинга, аудита и профессиональной подготовки в этой сфере.
Общий объём процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», увеличился по сравнению с 2014 годом на 23% и достиг 23,1 трлн рублей, что составляет более 30% ВВП страны. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 70% всех закупок. Объём закупок одного крупнейшего заказчика составляет более 4,5 трлн рублей и сопоставим с общим объёмом закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие объёмы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на отраслевых рынках.
Более 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Это закупки у единственного поставщика, которые составляют более 40%, и закупки с применением иных способов, которые составляют более 55% от общего объёма закупок в 2015 году. Отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 3500 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.
В 2015 году в сфере закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц были приняты изменения: введена АО «Корпорация МСП», определён обязательный для заказчиков
годовой объём закупки
инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, определён перечень заказчиков, проекты
планов закупки которых подлежат оценке соответствия требованиям
законодательства. Кроме того, создан механизм координации закупок импортного
оборудования, работ и услуг за рубежом в рамках крупных инвестиционных
проектов, реализуемых компаниями с государственным участием, а также
инвестиционных проектов с господдержкой. Установлена обязанность использования
заказчиками при формировании планов закупки публикации извещений, внесения
сведений в реестр договоров Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности (ОКВЭД 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам
экономической деятельности (ОКПД 2).
Государственные и муниципальные услуги
Регулярно (два раза в год) проводится мониторинг качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. По итогам мониторинга формулируются: перечень поручений, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, перечень недостатков, выявленных в работе Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), систематизируются и обобщаются типовые ошибки, а также факторы, препятствующие качественному переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. В ходе мониторинга, проведённого в октябре – ноябре 2015 года, исследовано 655 услуг федеральных ведомств и 2693 услуги, предоставляемые органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
По результатам мониторинга выявлено, что через единый портал можно подать документы по 315 федеральным государственным услугам (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких услуг увеличилось на 89) и 1307 региональным государственным и муниципальным услугам, а на региональных порталах – по 454 государственным и муниципальным услугам.
На едином портале можно получить в электронной форме результат предоставления 35 государственных услуг федеральных ведомств, что составляет около 5% общего числа федеральных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 года значение показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания» составило 94,24%.
Для достижения
установленного показателя на 1 января 2016 года создано 2684 МФЦ (31660 окон), 9699
территориально обособленных структурных подразделений (11189 окон), 431 офис на
базе привлекаемых организаций (515 окон).
Контрольно-надзорная деятельность
В апреле 2015 года Правительством определён порядок формирования и ведения единого реестра проверок. Документ начал действовать с 1 июля 2015 года, и в него вносятся сведения о проверках, проводимых при федеральном государственном контроле (надзоре).
В июле 2015 года в законодательство внесены изменения, направленные на применение при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля системы оценки рисков потенциальной опасности, осуществляемой хозяйствующими субъектами, и используемых ими производственных объектов.
С 1 января 2016 года установлен запрет на проведение в течение трёх лет плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трёх лет не выявлено существенных нарушений требований законодательства. Определён порядок подачи субъектами малого предпринимательства заявлений об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
В ноябре 2015
года в законодательство введён
запрет на истребование контрольно-надзорными органами у хозяйствующих субъектов
при организации и проведении проверок документов и (или) информации, включённых в установленный перечень,
которые могут быть получены путем
межведомственного взаимодействия у государственных органов, органов местного
самоуправления и подведомственных им организаций.
Малое и среднее предпринимательство
Минэкономразвития России реализуется государственная программа поддержки МСП, в рамках которой средства из федерального бюджета ежегодно направляются в бюджеты субъектов Федерации на софинансирование мероприятий по развитию МСП.
Программа поддержки МСП реализуется во всех субъектах Федерации и предусматривает предоставление как прямых мер финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП, так и мер поддержки малого и среднего предпринимательства в форме создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественной, финансовой, производственно-инновационной, консультационной.
В2015 году объём финансовой поддержки МСП на предоставление субсидий некапитального характера составил 16,903 млрд рублей.
При этом в рамках реализации данной программы акцент реализуемых субъектами Федерации мер поддержки значительно сместился в сторону создания объектов инфраструктуры поддержки МСП (в 2011 году непрямые меры поддержки занимали 15% в общем объёме финансирования программы), таких как технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры компетенций в области инноваций, промышленного и сельскохозяйственного производства.
13 июля 2015 года принято постановление Правительства №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», устанавливающее предельные значения выручки микропредприятия (120 млн рублей), малого предприятия (800 млн рублей), среднего предприятия (2 млрд рублей).
Уточнение предельных значений выручки позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Одновременно в этих программах смогут принимать участие высокопроизводительные предприятия.
За 2015 год АО «Корпорация МСП» было предоставлено 3552 гарантии на общую сумму 19,2 млрд рублей, а сумма выданных кредитов с гарантией корпорации – 41,7 млрд рублей.
В 2015 году корпорацией совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработана и запущена программа стимулирования кредитования субъектов МСП для снижения процентной ставки по кредитам субъектов МСП за счёт инструментов гарантийной поддержки. Благодаря этому итоговый размер процентной ставки для конечного заёмщика составит 10 и 11% в зависимости от категории субъекта МСП. Базовыми условиями программы установлено, что полная стоимость инвестиционного проекта для участия в ней должна составлять не менее 50 млн рублей и не более 1 млрд рублей. Средства, предоставляемые в рамках инвестиционных кредитов, могут быть направлены на покрытие капитальных затрат (не менее 70% от совокупной величины инвестиционных кредитов), а также текущих расходов, связанных с реализацией сопутствующих мероприятий (не более 30% от совокупной величины инвестиционных кредитов).
К участию в программе привлечены 12 крупнейших банков: ПАО «Сбербанк», ВТБ 24 (ПАО), АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк», ОАО «Банк Москвы», АО «Райффайзенбанк», ПАО «Банк “ФК "Открытие"”», РНКБ (ПАО), АО «Альфа-банк», ГПБ (АО), ВТБ (ПАО), ПАО «Росбанк» (только два банка в настоящее время не заключили соглашения с АО «Корпорация «МСП» по реализации программы (ОАО «Банк Москвы», АО «Райффайзенбанк»).
Первое поручительство в рамках программы выдано ВТБ (ПАО) в декабре 2015 года на
сумму 80 млн рублей.
Оценка регулирующего воздействия
В 2015 году Минэкономразвития России подготовлено 1125 заключений об оценке регулирующего воздействия (ОРВ). 38% проектов актов по результатам ОРВ были признаны затратными и не соответствующими целям регулирования. Регионами России в 2015 году подготовлено более 5500 заключений об ОРВ, более 15% из которых – отрицательные.
В 2015 году запущен единый интернет-портал
об ОРВ (orv.gov.ru) для
распространения общих знаний и подходов к проведению ОРВ среди заинтересованных
лиц. Портал содержит максимально полную и актуальную информацию
об оценке регулирующего воздействия как на федеральном, так и на региональном
уровне, а также предоставляет возможность дистанционного обучения.
Поддержка инвестиционных проектов на основе проектного финансирования
В конце 2014 года Правительство приняло решение о запуске программы проектного финансирования. Механизм поддержки инвестиционных проектов, предусмотренный постановлением Правительства №1044, основывается на предоставлении Банком России кредитных средств уполномоченным банкам для рефинансирования кредитов, выданных ими в рамках программы, на специальных условиях. Это позволяет организациям реального сектора экономики получать кредиты по льготной ставке (в настоящее время ставка по кредиту в рамках программы для конечного заёмщика не превышает 11,5% годовых). Программа направлена на поддержку инвестиционных проектов стоимостью от 1 до 20 млрд рублей.
За 2015 год из
69 рассмотренных проектов для участия в программе отобрано 42 проекта на 347,3 млрд рублей (объём запрашиваемых кредитных
ресурсов – 235,5 млрд рублей, требуемый объём государственных гарантий РФ – 58,9 млрд рублей). Из
них 11 проектов реализуется в сфере сельского хозяйства, 8 –
в транспортном комплексе, по 5 – в сфере производства и распределения
электроэнергии, газа и воды и в машиностроении, 3 – в сфере
здравоохранения, по 2 – в сфере связи и телекоммуникаций, фармацевтике и лесопереработке и по 1 проекту – в металлургии, химическом
производстве, производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения
и связи, в пищевой отрасли.
Управление государственным имуществом
В 2015 году продолжена работа по реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества.
В соответствии с программой приватизации запланирована приватизация находящихся в федеральной собственности пакетов акций (долей в уставных капиталах) 977 хозяйственных обществ, 491 ФГУПа, а также 1470 объектов иного имущества. В основном эти акционерные общества представляют интерес для малого и среднего бизнеса.
В 2015 году в рамках реализации программы осуществлена приватизация:
- пакетов акций 178 обществ (103 – посредством продажи на сумму 7,34 млрд рублей, 75 – посредством внесения в уставные капиталы головных компаний вертикально интегрированных структур (ВИС));
- 43 объектов имущества государственной казны Российской Федерации (39 – посредством продажи на сумму 60,88 млн рублей, 4 – посредством внесения в уставные капиталы головных компаний ВИС);
- 35 ФГУПов, в отношении которых приняты
решения о преобразовании в хозяйственные общества.
Свободные (специальные, особые) экономические зоны
За 10 лет действия Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создано 33 ОЭЗ четырех типов – 6 технико-внедренческих, 9 промышленно-производственных, 15 туристско-рекреационных (в том числе туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, состоящий из 9 ОЭЗ) и 3 портовые. В 2015 году создано 3 ОЭЗ:
- ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Завидово» в Конаковском районе Тверской области. Задача ОЭЗ – привлечение частных инвестиций в создание комплексного всесезонного курорта мирового уровня, специализирующегося на семейном, въездном и деловом туризме.
- ОЭЗ промышленно-производственного типа «Ступино Квадрат» на территории Ступинского муниципального района Московской области. Задача ОЭЗ – развитие конкурентоспособных обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе путём создания профильных кластеров приборостроения и лёгкого машиностроения, электроники и фармацевтики, а также автомобильной, лёгкой, деревообрабатывающей, стекольной, керамической, химической промышленности, производства стройматериалов, гигиенических продуктов и продуктов питания.
- ОЭЗ технико-внедренческого типа «Исток» на территории городского округа Фрязино Московской области. Создание этой ОЭЗ и её развитие нацелено на формирование мультипликативного эффекта в стратегически важных отраслях экономики.
Кроме того, в 2015 году увеличена территория двух действующих ОЭЗ – промышленно-производственного типа «Липецк» в Липецкой области, а также промышленно-производственного типа «Калуга» в Калужской области.
На территории ОЭЗ всех типов на 1 января 2016 года зарегистрировано 435 резидентов (порядка 70 резидентов с участием иностранного капитала из 29 стран мира), в том числе в 2015 году привлечено 114 новых инвесторов с общим объёмом заявленных инвестиций 102 млрд рублей. Объём инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществлённых резидентами ОЭЗ, составил 177,6 млрд рублей, в том числе за 2015 год – 25 млрд рублей. Объём товаров (услуг), произведённых (оказанных) резидентами ОЭЗ, за 2015 год составил более 35 млрд рублей. Порядка 3 тыс. рабочих мест создано резидентами ОЭЗ за 2015 год. Объём налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней, за 2015 год составил 5 млрд рублей.
Кроме этого 21 резидент ОЭЗ в 2015 году
построил и сдал в эксплуатацию собственные объекты, в том числе это резиденты с
иностранным капиталом: из США (ООО «Форд
Соллерс Елабуга», ООО «3М
Волга», ООО «Праксайр
Самара»), Швейцарии (ООО «АББ Электрооборудование», ООО «Новартис Нева»),
Испании (ООО «СИЕ Аутомотив Рус»), Германии (ООО «Хави Логистикс Елабуга», ООО
«ОБО Беттерманн Производство», ЗАО «АКВАНОВА РУС»), Нидерландов (ООО «ТРИОТТ
Липецк»), Японии (ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус», ООО «Хай-Лекс Рус»).
Итоги внешней торговли в 2015 году
Внешнеторговый оборот России в 2015 году составил 525,8 млрд долларов, уменьшившись на 32,9% относительно 2014 года, при этом экспорт снизился на 30,9% до 343,4 млрд долларов, импорт – на 36,3% до 182,4 млрд долларов. В результате положительное сальдо внешней торговли составило 161 млрд долларов.
В физическом выражении внешнеторговый оборот увеличился на 0,7% по сравнению с 2014 годом до 1106,3 млн т, в том числе экспорт вырос на 4,9% до 974,4 млн т, но импорт снизился на 22% и составил 131,9 млн т.
В географической структуре внешней торговли России крупнейшим экономическим партнёром является Европейский союз, доля которого в 2015 году составила 44,8%. В 2014–2015 годах во внешнеторговом обороте России растёт значение стран организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Так, в 2015 году доля стран АТЭС составила 28,1%. Доля стран СНГ в товарообороте России составила 12,5% (12,3% в 2014 году), при этом удельный вес стран ЕАЭС увеличился на 0,7 процентных пункта до 8,6%.
К числу основных внешнеторговых партнёров России в 2015 году относятся Китай с долей 12,1% общего объёма торговли, Германия – 8,7%, Нидерланды – 8,4%, Италия – 5,8% и Белоруссия – 4,5%.
Несырьевой экспорт в 2015 году составил 187,3 млрд долларов, при этом его доля в структуре российского экспорта увеличилась до 54,5%. Экспорт высокотехнологичных товаров увеличился на 0,1% до 11,02 млрд долларов.
Экспорт машинно-технической продукции по итогам 2015 года в страны АТЭС увеличился на 37,1% (или на 1,5 млрд долларов) и достиг 5,6 млрд долларов за счёт расширения поставок судов, летательных аппаратов и их частей, силовых установок в США, Японию, Китай и Сингапур.
В товарной структуре импорта в 2015 году наибольший удельный вес имеет машинно-техническая продукция – 44,8% (81,8 млрд долларов), при этом её доля уменьшилась на 2,7% по сравнению с 2014 годом. Также основу российского импорта составляют продукция химической промышленности – 18,6% по итогам 2015 года (33,9 млрд долларов), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё – 14,5%(26,4 млрд долларов).