Совещание по вопросам совершенствования системы закупок состоялось 18 марта 2016 года.
Из стенограммы:
И.Артемьев: Уважаемые журналисты, сегодня Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев проводил очень важное совещание по поводу совершенствования законодательства о государственных закупках.
Вы знаете, что последние 10 лет это законодательство в России существенным образом менялось. Российской Федерации, пожалуй, первой стране в мире удалось внедрить самые совершенные системы телекоммуникации в закупочный процесс.
Вы знаете о том, что, например, сайт zakupki.gov.ru сегодня работает по всем закупкам, начиная от самого маленького муниципалитета, скажем, в Амурской области и до самых больших «федералов», да ещё и до самых больших наших корпораций. Такого единого электронного пространства госзакупок с поисковой системой не удалось создать ни одной стране в мире. Это факт.
Первоначально действовал 94-й закон, потом пришёл ему на смену 44-й закон, но каждый раз всегда находятся люди, которые ищут различные пробелы в законодательстве, чтобы зарабатывать на этом деньги, что в общем допустить нельзя. И один из вопросов, который сегодня обсуждался, – это тема, связанная с различными мошенническими схемами, которые используются: как они используются в налогах или, скажем, в других схемах и каким образом законодательные предложения можно написать и принять соответствующие законы, чтобы постараться оградить государственные деньги, бюджет, деньги налогоплательщиков от действий мошеннических структур.
Вторая тема, которая обсуждалась тоже очень подробно, – как повысить эффективность самих закупок. Ведь сейчас ситуация сложная, нужно беречь каждый рубль. И если раньше где-то мы могли мириться с определённой расточительностью либо недостаточной эффективностью управления в этой сфере, то сейчас, конечно, этого допустить нельзя. Необходимо совершенствовать и сами процедуры, и надзор за процедурами, чем, как вы знаете, занимается Федеральная антимонопольная служба. Это второй большой раздел, который мы сегодня обсуждали.
В целом можно констатировать, что два доклада, которые были представлены – Министерства экономического развития (они отвечают за законодательство в сфере государственных закупок) и ФАС России (мы отвечаем за надзор в этой сфере), фактически не имеют на сегодняшний день расхождений.
Может, многие из вас помнят, что мы спорили достаточно активно и открыто, на разных площадках это было, ещё, скажем, 5–7 лет назад. Сейчас у нас фактически одинаковые позиции по всем вопросам. И если говорить о каком-то ближайшем будущем, то первое, что необходимо сделать, и Председатель Правительства принял сегодня все необходимые решения для дальнейшего продвижения, – это принять три федеральных закона, которые находятся уже сейчас в Государственной Думе и приняты в первом чтении.
Что это за законодательство? Во-первых, перевести все торги в электронный вид. В XXI веке немножко уже стыдно видеть вот эти конверты, которые приносят в комиссии по рассмотрению соответствующих заявок по госзакупкам. Что с этими конвертами происходит, где они там, под каким чайником, под каким паром открываются, закрываются и что там, кто там какие откаты получает – это дело правоохранительных органов. Но тем не менее в наш XXI век всё-таки нужно использовать современные технологии.
Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено. А значит, вот эта тёмная, серая непонятная часть, где осуществляется воровство, коррупция и так далее, другие отрицательные вещи, уйдёт в прошлое. Это нужно сделать, и для этого нужно принять законодательство. А с точки зрения технологий у нас с вами всё есть, нам ничего не нужно создавать. Я уже сказал, что мы имеем и единый сайт, и единое электронное пространство, электронные площадки, которые работают по современным технологиям, и так далее.
Эти законы также существенным образом ограничат произвол, который сегодня существует в достаточно большой мере и степени при государственных закупках больших государственных корпораций. Мы насчитали, что сегодня большие государственные корпорации (иногда это рациональное решение, а часто это просто откровенная имитация) используют больше чем 2,5 тыс. разных видов торгов. На самом деле хорошие практики, которые есть в мире, говорят, что обычно таких торгов всего семь. Наиболее известные из них: аукцион, открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений, двухэтапный конкурс и так далее. Их обычно не больше семи, но их точно не две тысячи.
И когда хотят замаскировать покупку фактически у единственного источника какими-либо дополнительными процедурами, то это тоже какая-то манипуляция, точно не прозрачная, а часто просто коррупция. И поэтому об этом тоже говорилось, что необходимо все эти законы принять. Они все готовы, как я уже сказал, они готовы и для принятия во втором чтении в том числе.
Те небольшие разногласия, которые сегодня сохраняются… Скажем, Государственно-правовое управление Президента указывает на ряд технически важных деталей, и, безусловно, Правительство это учтёт. И мы надеемся, что в самое ближайшее время Государственная Дума ещё до ухода на каникулы и на выборы сможет принять эти три фундаментальных закона. А именно: о всеобщей электронизации всех торгов, поправки в 44-й, поправки в 223-й федеральные законы. И после этого мы абсолютно точно будем иметь либо одно из самых совершенных законодательств в мире, либо, я так думаю, самое совершенное законодательство в мире в этой части.
Но это то, что должно произойти сейчас. Мы обсуждали ещё и стратегию ближайших двух-трёх лет, имея в виду, что ряд фундаментальных вопросов, связанных с государственными закупками, их ещё более подробной регламентацией, переводом на аукционы, в том числе, например, объектов типового строительства, нужно решать обязательно. Потому что на самом деле самая лучшая форма, по которой нужно работать, и сегодня весь мир к этому пришёл, – это вначале проведение жёсткой предквалификации в отношении опыта компании. Это первый этап, что нужно сделать. То есть нужно, чтобы это были такие компании, которые заведомо не просто чего-то там хотят, а уже построили такие объекты на территории России или за рубежом, у них есть доказательства – можно потрогать эти объекты и посмотреть, они умеют строить такого рода объекты.
Второй этап после всего этого (когда отсеяны те, кто не умеет, и ясно, что только квалифицированные компании пришли) – проведение аукциона по цене, и не просто аукциона, а электронного аукциона. Мы знаем по примерам ещё нашей пятилетней практики, что в этом случае цена может упасть и на 20, и на 30%. Это экономия бюджетных средств, причём огромная, это сотни миллиардов рублей и даже триллионы рублей экономии в нашей ситуации.
Если мы сможем, как распорядился сегодня Председатель Правительства, сделать эту работу, а она фактически тоже сделана, то мы подготовим ещё один новый закон о внесении изменений и в 223-й, и в 44-й законы, который решит уже эту проблему.
Если эти два этапа будут реализованы, я вам без всякого преувеличения могу сказать, что сегодня Председатель Правительства практически открыл дорогу для экономии в ближайшие два года как минимум 1,5 трлн бюджетных рублей. Это немало.
Вопрос: Скажите, Игорь Юрьевич, а обсуждались ли проекты о закупках крупных частных компаний у малого бизнеса?
И.Артемьев: Нет, у Председателя Правительства этот вопрос не обсуждался, потому что находится в стадии проектирования. Ещё неизвестно, в каком виде это вообще будет и будет ли вообще, поэтому рано пока выносить этот вопрос на такой высокий уровень.
Вопрос: По электронным торгам когда будет принято решение?
И.Артемьев: Мы считаем, что законодательство об электронизации всех торгов, включая создание электронных конкурсов, должно быть принято в ближайшие два месяца, то есть до ухода депутатов на весенние каникулы.