• Анонсы
  • Новости

Новости

22 июля, пятница
21 июля, четверг
20 июля, среда
19 июля, вторник
18 июля, понедельник
16 июля, суббота
15 июля, пятница
1

Календарь

Июль
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Совещание по вопросам совершенствования системы закупок

Д.Медведев: «Современная система госзакупок позволила обеспечить переток финансов в реальный сектор экономики, усилить эффект от инвестиций, поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств. Этот инструмент позволяет нам развивать экономику, реализовывать проекты, в том числе в сфере импортозамещения».

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева 

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание по вопросам совершенствования системы закупок

Добрый день, коллеги!

Мы сегодня собрались, чтобы обсудить проблемы развития системы государственных закупок (говорю о проблемах, потому что они есть), как государственных, так и тех закупок, которые делают государственные компании. К этой теме мы регулярно возвращаемся и с учётом того, какие решения принимались, и с учётом того, что действует относительно новое законодательство.

Но прежде чем мы перейдём к этой теме, несколько слов о некоторых других решениях, которые были приняты Правительством. Я подписал два постановления. Первое продлевает на 2016 год действие мер, которые направлены на сокращение расходов малого и среднего бизнеса при выполнении контрактов в рамках системы госзакупок. В частности, определяются условия, при которых заказчик получает право не устанавливать требования к обеспечению контракта при проведении торгов. Это одна из гарантий для малого и среднего бизнеса, как известно, она была введена и сохраняется на текущий год.

Второе постановление касается совершенно другой темы. Оно определяет нормы мощности служебных автомобилей, которые руководители государственных ведомств и их структурных подразделений вправе брать в аренду. Для машин с персональным закреплением мощность не должна превышать 200 лошадиных сил, а для автомобиля, который предоставляется по вызову, – 150. Это должно минимизировать возможности, связанные с арендой дорогостоящих, то есть неоправданных для эксплуатации на государственной службе за государственный счёт, автомобилей.

Теперь к основной теме. В целом система государственных закупок работает. Эта современная система позволила не только обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики, но и усилить эффект от государственных инвестиций, в известной степени, подчёркиваю, поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств. Фактически был сформирован пул для осуществления закупок. Сейчас в условиях внешнего давления, в условиях санкций, жёстких ограничений на международных рынках капитала этот инструмент позволяет нам поддерживать и развивать экономику, реализовывать проекты, в том числе в сфере импортозамещения. Нам необходимо позитивные результаты, которые получены за последние годы, закрепить, но кое-где нужно скорректировать и ранее принятые решения.

Участники совещания

  • PDF

    81Kb

    Список участников совещания по вопросам совершенствования системы закупок, 18 марта 2016 года

Очевидно, что одной из задач следующего этапа должно стать дальнейшее повышение прозрачности работы сферы государственных закупок (об этом говорят все – об этом говорит бизнес, об этом говорят всякого рода общественные структуры, контролёры разные, люди просто говорят, которые с этим сталкиваются), в том числе того сегмента, где размещаются заказы государственных компаний. Там пока не хватает единых стандартов, множество, с другой стороны, различных способов закупки, что вроде бы как бы и правильно, может быть, но, с другой стороны, не позволяет оценивать ситуацию в целом и не позволяет как раз отделять закупки, которые осуществляются на конкурентных принципах, от других. Ну и, как мы все понимаем, нередко главной целью такого разнообразия является желание замаскировать просто единственного поставщика как раз в тех ситуациях, когда единственный поставщик не нужен.

Д.Медведев: «Современная система госзакупок позволила не только обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики, но и усилить эффект от государственных инвестиций, в известной степени поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств. Этот инструмент позволяет нам поддерживать и развивать экономику, реализовывать проекты, в том числе в сфере импортозамещения». 

Сразу хочу оговориться: есть случаи, когда использование единственного поставщика абсолютно необходимо и просто невозможно себе представить что-либо другое. Это касается особо чувствительных сфер – безопасности, некоторых других. Но есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика неоправданно и, как правило, обуславливается только одним – ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц. Это всё подрывает доверие к системе.

Есть и тревожные симптомы. При осуществлении государственных закупок государственными компаниями среднее число подаваемых заявок на торги в прошлом году снизилось. Ссылки на непростую ситуацию в экономике здесь не срабатывают, во всяком случае до конца. При тех же условиях в сфере закупок государством как раз удалось добиться роста аналогичного показателя.

Нам также необходимо повышать доступность корпоративных закупок для малого и среднего бизнеса. Отсутствие единых требований к документам не лучшим образом влияет на возможности малого и среднего бизнеса. Негативно сказывается и практика одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчика.

Мы этот инструмент, институт ввели, его раньше не было. Само по себе прекращение контракта по инициативе одной из сторон в законодательстве существует, это нормальная история, но это как бы в качестве общего правила, а в ряде случаев такое одностороннее расторжение не всегда способствует тому, чтобы эти государственные контракты реализовывались наиболее эффективным образом.

В сфере закупок самим государством тоже есть чем заниматься. Очень активное распространение получила практика выделения бюджетных средств в форме субсидий подведомственным государственным унитарным предприятиям и муниципальным унитарным предприятиям для приобретения ими товаров, услуг, в том числе на конкурентных рынках.

Но мы тоже прекрасно понимаем: по сути, это способ обойти законодательство о конкуренции. Потому что эта субсидия внешне выглядит вполне прилично, пристойно и укладывается в законодательные рамки (подчёркиваю, это всё делается в рамках закона), но, по сути, преследует одну цель – уйти от конкуренции, для того чтобы передать эти денежные средства конкретному исполнителю.

Вводятся зачастую и неценовые критерии оценки, что также не всегда хорошо влияет на работу системы и ведёт к повышению расходов государства, а этого допустить в современных условиях нельзя. Это в принципе недопустимо, неприемлемо, но в условиях, когда государство пытается на всём экономить, это просто расточительно и ведёт к весьма отрицательным последствиям.

Есть предложения, каким образом законодательство совершенствовать. Давайте послушаем сначала предложения антимонопольной службы, потому что ровно из этого доклада родилась идея совещания. Ко мне как раз Игорь Юрьевич (И.Артемьев) пришёл, рассказал, в чём сомнения антимонопольной службы. Давайте сейчас об этих сомнениях послушаем.

Пожалуйста, Игорь Юрьевич.

<…>

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении совещания

Стенограмма:

И.Артемьев: Уважаемые журналисты, сегодня Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев проводил очень важное совещание по поводу совершенствования законодательства о государственных закупках.

Вы знаете, что последние 10 лет это законодательство в России существенным образом менялось. Российской Федерации, пожалуй, первой стране в мире удалось внедрить самые совершенные системы телекоммуникации в закупочный процесс.

Вы знаете о том, что, например, сайт zakupki.gov.ru сегодня работает по всем закупкам, начиная от самого маленького муниципалитета, скажем, в Амурской области и до самых больших «федералов», да ещё и до самых больших наших корпораций. Такого единого электронного пространства госзакупок с поисковой системой не удалось создать ни одной стране в мире. Это факт.

Первоначально действовал 94-й закон, потом пришёл ему на смену 44-й закон, но каждый раз всегда находятся люди, которые ищут различные пробелы в законодательстве, чтобы зарабатывать на этом деньги, что в общем допустить нельзя. И один из вопросов, который сегодня обсуждался, – это тема, связанная с различными мошенническими схемами, которые используются: как они используются в налогах или, скажем, в других схемах и каким образом законодательные предложения можно написать и принять соответствующие законы, чтобы постараться оградить государственные деньги, бюджет, деньги налогоплательщиков от действий мошеннических структур.

Вторая тема, которая обсуждалась тоже очень подробно, – как повысить эффективность самих закупок. Ведь сейчас ситуация сложная, нужно беречь каждый рубль. И если раньше где-то мы могли мириться с определённой расточительностью либо недостаточной эффективностью управления в этой сфере, то сейчас, конечно, этого допустить нельзя. Необходимо совершенствовать и сами процедуры, и надзор за процедурами, чем, как вы знаете, занимается Федеральная антимонопольная служба. Это второй большой раздел, который мы сегодня обсуждали.

В целом можно констатировать, что два доклада, которые были представлены – Министерства экономического развития (они отвечают за законодательство в сфере государственных закупок) и ФАС России (мы отвечаем за надзор в этой сфере), фактически не имеют на сегодняшний день расхождений.

Может, многие из вас помнят, что мы спорили достаточно активно и открыто, на разных площадках это было, ещё, скажем, 5–7 лет назад. Сейчас у нас фактически одинаковые позиции по всем вопросам. И если говорить о каком-то ближайшем будущем, то первое, что необходимо сделать, и Председатель Правительства принял сегодня все необходимые решения для дальнейшего продвижения, – это принять три федеральных закона, которые находятся уже сейчас в Государственной Думе и приняты в первом чтении.

Что это за законодательство? Во-первых, перевести все торги в электронный вид. В XXI веке немножко уже стыдно видеть вот эти конверты, которые приносят в комиссии по рассмотрению соответствующих заявок по госзакупкам. Что с этими конвертами происходит, где они там, под каким чайником, под каким паром открываются, закрываются и что там, кто там какие откаты получает – это дело правоохранительных органов. Но тем не менее в наш XXI век всё-таки нужно использовать современные технологии.

Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено. А значит, вот эта тёмная, серая непонятная часть, где осуществляется воровство, коррупция и так далее, другие отрицательные вещи, уйдёт в прошлое. Это нужно сделать, и для этого нужно принять законодательство. А с точки зрения технологий у нас с вами всё есть, нам ничего не нужно создавать. Я уже сказал, что мы имеем и единый сайт, и единое электронное пространство, электронные площадки, которые работают по современным технологиям, и так далее.

Эти законы также существенным образом ограничат произвол, который сегодня существует в достаточно большой мере и степени при государственных закупках больших государственных корпораций. Мы насчитали, что сегодня большие государственные корпорации (иногда это рациональное решение, а часто это просто откровенная имитация) используют больше чем 2,5 тыс. разных видов торгов. На самом деле хорошие практики, которые есть в мире, говорят, что обычно таких торгов всего семь. Наиболее известные из них: аукцион, открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений, двухэтапный конкурс и так далее. Их обычно не больше семи, но их точно не две тысячи.

И когда хотят замаскировать покупку фактически  у единственного источника какими-либо дополнительными процедурами, то это тоже какая-то манипуляция, точно не прозрачная, а часто просто коррупция. И поэтому об этом тоже говорилось, что необходимо все эти законы принять. Они все готовы, как я уже сказал, они готовы и для принятия во втором чтении в том числе.

Те небольшие разногласия, которые сегодня сохраняются… Скажем, Государственно-правовое управление Президента указывает на ряд технически важных деталей, и, безусловно, Правительство это учтёт. И мы надеемся, что в самое ближайшее время Государственная Дума ещё до ухода на каникулы и на выборы сможет принять эти три фундаментальных закона. А именно: о всеобщей электронизации всех торгов, поправки в 44-й, поправки в 223-й федеральные законы. И после этого мы абсолютно точно будем иметь либо одно из самых совершенных законодательств в мире, либо, я так думаю, самое совершенное законодательство в мире в этой части.

Но это то, что должно произойти сейчас. Мы обсуждали ещё и стратегию ближайших двух-трёх лет, имея в виду, что ряд фундаментальных вопросов, связанных с государственными закупками, их ещё более подробной регламентацией, переводом на аукционы, в том числе, например, объектов типового строительства, нужно решать обязательно. Потому что на самом деле самая лучшая форма, по которой нужно работать, и сегодня весь мир к этому пришёл, – это вначале проведение жёсткой предквалификации в отношении опыта компании. Это первый этап, что нужно сделать. То есть нужно, чтобы это были такие компании, которые заведомо не просто чего-то там хотят, а уже построили такие объекты на территории России или за рубежом, у них есть доказательства – можно потрогать эти объекты и посмотреть, они умеют строить такого рода объекты.

Второй этап после всего этого (когда отсеяны те, кто не умеет, и ясно, что только квалифицированные компании пришли) – проведение аукциона по цене, и не просто аукциона, а электронного аукциона. Мы знаем по примерам ещё нашей пятилетней практики, что в этом случае цена может упасть и на 20, и на 30%. Это экономия бюджетных средств, причём огромная, это сотни миллиардов рублей и даже триллионы рублей экономии в нашей ситуации.

Если мы сможем, как распорядился сегодня Председатель Правительства, сделать эту работу, а она фактически тоже сделана, то мы подготовим ещё один новый закон о внесении изменений и в 223-й, и в 44-й законы, который решит уже эту проблему.

Если эти два этапа будут реализованы, я вам без всякого преувеличения могу сказать, что сегодня Председатель Правительства практически открыл дорогу для экономии в ближайшие два года как минимум 1,5 трлн бюджетных рублей. Это немало.

Вопрос: Скажите, Игорь Юрьевич, а обсуждались ли проекты о закупках крупных частных компаний у малого бизнеса?

И.Артемьев: Нет, у Председателя Правительства этот вопрос не обсуждался, потому что находится в стадии проектирования. Ещё неизвестно, в каком виде это вообще будет и будет ли вообще, поэтому рано пока выносить этот вопрос на такой высокий уровень.

Вопрос: По электронным торгам когда будет принято решение?

И.Артемьев: Мы считаем, что законодательство об электронизации всех торгов, включая создание электронных конкурсов, должно быть принято в ближайшие два месяца, то есть до ухода депутатов на весенние каникулы.

Выделить фрагмент