Совещание по финансово-экономическим вопросам состоялось 15 января 2016 года.
Из стенограммы:
Д.Мантуров: Сегодня основная задача (собственно, это и было главной темой совещания) – определиться с точками роста ряда отраслей экономики. В данном случае рассматривался именно сектор, за который отвечает Министерство промышленности и торговли. Это в первую очередь три отрасли, которые продемонстрировали снижение темпов производства по прошлому году. Это автопром, который является серьёзным мультипликатором для экономики, и, естественно, принято было ещё в конце прошлого года Председателем Правительства решение относительно продолжения поддержки отрасли, чтобы не дожидаться окончательно всех прогнозов по 2016 году. То есть с 1 января программа действует и в части льготного автокредитования, и по утилизации и trade-in в части поддержки спроса, и льготный лизинг. Также будут оказаны меры поддержки по газомоторному топливу, по закупке субъектами Российской Федерации на 3 млрд рублей, как это было в прошлом году.
Две новые меры обсуждались. О компенсации затрат компаниям, которые реализуют свои автомобили на внешних рынках, чтобы обеспечивать адаптацию к требованиям зарубежных стран. Это поможет компаниям быстрее выходить на внешние рынки и таким образом увеличить производство внутри нашей страны по автомобилям.
Что касается транспортного машиностроения, вы знаете, что было принято решение и с 1 января наложен запрет на продление срока службы вагонов железнодорожных. Это регулятивная мера, которая даст – при совокупности с теми субсидиями, которые будут предоставляться и на закупку инновационных вагонов, и на компенсацию затрат перевозчикам при приобретении подвижного состава при естественном условии утилизации старых вагонов, – мы рассчитываем, увеличение объёмов производства до 45–50 тыс. единиц по 2016 году. У нас всего общий объём производства рассчитан на 90 тыс. единиц, поэтому с учётом снижения в 2015 году на более чем 30% мы исходим из того, чтобы загрузить хотя бы на 70%. Это где-то 45 тыс. вагонов.
И по легпрому. Относительно легпрома поддержана мера стимулирования швейных предприятий, которые будут шить школьную форму из российских камвольных тканей – это объём примерно 600 млн рублей на этот год. Цифры будут корректироваться, но примерно так.
Что касается изменений требований, которые позволят
относить предприятия легпрома к малому и среднему бизнесу, – это существенная
мера поддержки. Она даст возможность
предприятиям получать кредиты госкорпорации МСП, таким образом, обеспечит
поддержку и в части кредитов на оборотные средства, и по тем инвестиционным
проектам, которые запланированы нашими предприятиями, у которых отсутствовала,
по сути, возможность из-за низкой базы по обеспечению своих кредитов получать
кредиты в коммерческих банках.
Ещё, наверное, важно было бы сказать, что помимо упомянутых конкретных отраслей речь шла и о межотраслевой субсидии. Это продление по 214-му постановлению Правительства, которое отработано достаточно эффективно в прошлом году. Это компенсация процентов по кредитам на оборотные средства для широкого перечня промышленных предприятий, в число которых в том числе входят уже перечисленные мною.
Вопрос: Это на сумму неизрасходованных остатков – то, что у вас было в проекте, – или увеличение будет какое-то?
Д.Мантуров: Речь идёт не об остатках средств ведомств. Более того, если брать наше ведомство, то у нас остатков было не более 200 млн рублей, потому что средства были все полностью использованы. А 200 с небольшим миллионов при таком бюджете – это, естественно, несущественный объём, который сформировался из-за экономии при проведении конкурсов. Это дополнительные средства, которые есть в бюджете, которые были зарезервированы именно на точечную поддержку отраслей экономики.
Вопрос: Вы можете всё-таки назвать сумму поддержки автопрома в этом году?
Д.Мантуров: Что касается первого полугодия, эта цифра уже называлась, она не изменилась, она в районе 20 млрд рублей. Что касается дополнительно тех субсидий на транспортировку автомобилей внутри страны для последующего экспорта, эта цифра в районе 5 млрд рублей. Дано поручение Председателем Правительства окончательно обсчитать и внести уже как нормативные акты в Правительство для выделения этих средств.
Вопрос: На весь год или тоже на первое полугодие?
Д.Мантуров: Нет, это на весь год.
Вопрос: На весь год сколько?
Д.Мантуров: Около 5 млрд рублей.
Вопрос: То есть в дополнение к тем 20? Всего 25?
Д.Мантуров: Да. 20 млрд рублей – это на первую половину года.
Вопрос: 20 – это то, что в бюджете утверждено?
Д.Мантуров: 20 млрд дополнительно будет зарезервировано, но решения по ним будут приниматься только в мае этого года, поэтому пока принято решение только на 20 млрд на первую половину.
Вопрос: А 5 млрд рублей?
Д.Мантуров: 5 млрд рублей – это предложение Минпромторга относительно компенсации затрат на перевозку автотранспорта для последующей поставки на экспорт на весь год 2016-й. Но дано поручение окончательно сумму обсчитать для последующего принятия решения о выделении этих средств. Принципиально – да, а что касается суммы – около 5 млрд.
Вопрос: Не возникают ли проблемы с металлургами в части поставок внутренними производителями, как это было в прошлом году из-за курсовых разниц?
Д.Мантуров: На сегодняшний день никаких таких проблемных вызовов не поступало ни от потребителей металлургической продукции, ни от самих металлургов.
Вопрос: А по удобрениям?
Д.Мантуров: По удобрениям то же самое. У нас согласованные объёмы, коридор цен между производителями минеральных удобрений и потребителями – производителями сельхозпродукции.
Спасибо.