Заседание Правительства состоялось 10 декабря 2015 года.
Вопрос: Программа «Вести». Антон Германович, здравствуйте. Если можно, вопрос про материнский капитал: продление программы, есть ли оценки, сколько средств на это, может быть, понадобиться, учитывая, что, Дмитрий Анатольевич сегодня сказал, 1,5 млн семей примерно за два года получат эту поддержку.
А.Силуанов: Что касается материнского капитала, необходимые ресурсы у нас в бюджете есть, это чуть больше 300 млрд рублей ежегодно предусматривается в бюджете. Каждый год эта цифра уточняется, исходя из прогнозируемого количества получателей материнского капитала. Сейчас спрашивают: в бюджете на следующий год предусмотрены эти деньги? Хочу сказать, что в бюджете на следующий год деньги предусмотрены, в первую очередь для тех семей, которые раньше получили, раньше встали, что называется, за соответствующим получением материнского капитала. Поскольку рождение второго ребёнка и оказание поддержки со стороны государства таких семей осуществляется не разово, не сразу в этом или в следующем году… Вы знаете, что использование материнского капитала предусмотрено на определённые цели, в том числе на обучение детей, в том числе на покупку жилья и инвестирование в жильё, ипотеку и так далее. То есть это те ресурсы, которые тратятся не сразу, а имеют достаточно длительный период использования. Поэтому на следующий год однозначно денег дополнительно не потребуется, а в последующие годы будем мониторить объём потребности с учётом семей, которые будут вставать в очередь как бы, то есть попадать в число тех, кто будет обеспечен материнским капиталом. Финансовое обеспечение этих дополнительных потребностей будет осуществляться уже не в 2016 году, а в последующие годы, поскольку использование, повторю, подразумевает не разовое снятие этих денег с так называемого счёта материнского капитала, а постепенное их задействование.
Вопрос: Антон Германович, хотелось бы узнать, принято ли сегодня на заседании Правительства решение о продлении программы амнистии капитала на полгода? И за счёт каких конкретно мер она будет расширена? То есть что в ней будет нового?
А.Силуанов: Такое решение принято. Мы действительно на следующие полгода продлеваем эту норму. Мы намерены обсудить вопрос работы амнистии и не очень, будем так говорить, широкое использование преимуществ, которые даёт амнистия, с бизнесом. Кроме того, есть ряд вопросов, которые мы запросили у Верховного суда. И в связи с анализом сложившейся практики, с учётом анализа тех запросов, которые нам представят наши предприниматели, мы будем готовы подправить действующее законодательство.
Считаю необходимым уже в текущем году начать такие консультации, с тем чтобы в начале следующего года внести изменения в закон и чтобы был срок, необходимый для того, чтобы наши предприниматели могли использовать все механизмы так называемой амнистии капитала, которая продлевается ещё на полгода.
Вопрос: Антон Германович, у меня два вопроса. Первый про ВЭБ, про вчерашнее поручение. То есть в поручении сформулировано, что дефицит у нас ограничен 3% без учёта помощи ВЭБу. Правильно ли мы понимаем, что дефицит всё-таки будет больше, и как не учитывать помощь ВЭБу в дефиците? И второй вопрос. Как будет меняться бюджет 2016 года с учётом рисков снижающейся цены на нефть и всё-таки помощи ВЭБу?
А.Силуанов: Вы знаете, не случайно Президент в своём Послании обратил внимание на необходимость сохранения размера дефицита бюджета в размере 3%, несмотря на все складывающиеся риски следующего года. При этом абсолютно правильно заявлено было о том, что 3% – это не самоцель, 3% – это та величина, которая обеспечивает макроэкономическую устойчивость и стабильность финансов. Если мы будем раздувать размеры дефицита бюджета, соответственно, вы знаете, к каким последствиям это может привести. В первую очередь это приведёт к тому, что сбережения граждан, предприятий будут не направляться на экономическое развитие, в экономику, а будут перераспределяться через бюджет на расходы бюджета. Причём мы видим, что бюджет в нынешних условиях, его объём избыточен, поскольку доходы, которые формирует сегодня экономика, значительно ниже, чем те обязательства, которые у нас сегодня есть. Поэтому наша задача, которая стоит перед Правительством, заключается в том, чтобы уже в этом году до момента доведения лимитов иметь чёткий план действий, как мы будем исполнять бюджет в 2016 году с точки зрения обеспечения его сбалансированности на уровне дефицита не выше 3%. Это должно решаться, как я уже неоднократно говорил, мерами стимулирования экономического развития, мерами, дополнительно принимаемыми в области администрирования доходов, и мерами по пересмотру и уточнению наших обязательств, которые учтены в бюджете следующего года.
В первую очередь, конечно, речь пойдёт о тех резервах, которые у нас есть. Да, действительно, мы возлагали достаточно большие надежды на резервные источники, которые не распределены в бюджете следующего года. Но если меняется серьёзно ситуация с доходами, то считаю, что мы должны пересмотреть наши планы с точки зрения принятия дополнительных решений за счёт нераспределённых резервов в бюджете следующего года. Эти резервы наряду с другими источниками должны стать тем ресурсом, который позволит нам обеспечить минимизацию дефицита бюджета.
Что касается ВЭБа и поручения (о чём вы говорили): да, действительно, в поручении Президента по итогам послания говорится, что необходимо обеспечить дефицит бюджета в следующем году на уровне 3%, за исключением расходов, необходимых для капитализации ВЭБа. Это действительно так и есть. Все обязательства, внешние обязательства ВЭБа, будут исполнены ВЭБом, в том числе за счёт финансовой поддержки из федерального бюджета. Это как бы дополнительное решение, будем так говорить, сверх тех, которые принимались при подготовке и принятии бюджета следующего года. Поэтому в поручении так и говорится, что в случае необходимости оказания поддержки ВЭБу из бюджета такая поддержка скорее всего будет оказана в необходимых объёмах, как мы уже говорили. Если у ВЭБа не будет достаточного объёма ресурсов для расчётов по своим обязательствам, то эти средства могут выходить за пределы 3-процентного дефицита. Именно такой смысл заложен в поручении Президента.
Вопрос: Я вас правильно поняла: ВЭБ получит деньги и в 2015-м, и в 2016 году, бюджетную поддержку?
А.Силуанов: Мы сейчас говорим о бюджетном дефиците 2016 года, поэтому в ответе на ваш вопрос я имел в виду именно 2016 год.
Вопрос: Антон Германович, скажите, пожалуйста, кроме поручения про 3% есть поручение обеспечить оптимизацию состава и функций институтов развития. Какие функции исчезнут у ВЭБа в том числе? И правильно ли мы понимаем, что снова встанет вопрос о продаже Россельхозбанка, может быть, ещё каких-то институтов развития?
А.Силуанов: Речь идёт, действительно, о более эффективном функционировании институтов развития, поскольку мы видим, что ряд таких институтов испытывает проблемы с капитализацией, и зачастую результат финансовой деятельности таких институтов отрицательный. Поэтому Президент дал поручение разобраться с действующими институтами развития. Да, действительно на повестке дня, честно говоря, стоит вопрос о Внешэкономбанке. Ещё раз повторю, что финансовых ресурсов для выполнения своих обязательств у Внешэкономбанка достаточно с учётом средств, которые будут оказаны из федерального бюджета. Но вопрос деятельности таких институтов требует дополнительного обсуждения. Возможно и принятие решения о преобразовании отдельных институтов развития и отделение ряда функций, которые сегодня совмещены на практике. Такие предложения будут рассмотрены в Правительстве, я не хочу сейчас забегать вперёд, и, соответственно, предложения будут подготовлены и представлены Президенту на рассмотрение.
Вопрос: «Россия 24». Антон Германович, сегодня Дмитрий Анатольевич упомянул, что будет рассмотрен в том числе механизм проектного финансирования для долевых проектов. Каким он будет? Будет ли какой-то перечень банков, которые будут в нём участвовать, или обсуждается какая-то иная схема?
А.Силуанов: Мы сегодня рассматривали вопрос участия наших граждан в долевом финансировании. Поскольку, мы видим, есть в том числе ряд проблем при участии в такой форме приобретения жилья, то рассматривались инструменты обеспечения надёжности вложений средств граждан в такого рода инвестиции, будем так их называть, с тем чтобы у нас было как можно меньше так называемых обманутых дольщиков. Поэтому сегодня рассматривались инструменты для обеспечения сохранности и надёжности вложений наших граждан в долевое участие в строительстве жилья. Не скрою, что была определённая дискуссия по замечаниям, которые были у Центрального банка, у Министерства финансов по этому законопроекту. Договорились его доработать и представить в Государственную Думу уже в несколько уточнённом варианте. Но задача состоит в том, чтобы задействовать все возможные инструменты и обеспечить надёжность для наших граждан, которые приняли для себя решение участвовать в долевом строительстве жилья. Именно этому были посвящены предложения в законодательство, которые рассматривались на Правительстве. Спасибо.
Вопрос: Хотела бы спросить про МВФ. После их решения как изменятся отношения России с МВФ? Может, мы выйдем вообще из фонда?
А.Силуанов: Да, действительно, позавчера было принято решение о том, что суверенные кредиторы страны, которой оказывается поддержка за счёт средств Международного валютного фонда, могут не иметь преимуществ по сравнению с другими коммерческими кредиторами. Конечно, мы говорили уже, что это решение предвзятое и принято прямо перед платежом Украины по своим долгам в конце декабря перед Россией. То есть 8 декабря рассматривается вопрос об изменении порядка расчётов с официальными кредиторами, 20-го числа Украина должна заплатить нам по долгам. Очевидно, здесь можно не рассуждать – связь прямая.
Что хотелось бы на этот счёт сказать? Россия предложила, на наш взгляд, очень выгодные для Украины условия реструктуризации задолженности. На три года мы предлагаем рассрочить уплату долга. То есть даже не в этом году, а, как вчера правильно было сказано, почти на четыре года мы предлагаем рассрочить долг Украины перед Россией. Мы предлагаем, действительно, дать нам гарантии, для того чтобы Украина могла рассчитаться по такой рассрочке, и мы предлагаем трёхлетний период, в том числе исходя из того, что программа поддержки Украины Международного валютного фонда длится именно три года. Тем не менее, зная, какие есть риски платёжеспособности этой страны, мы всё-таки попросили гарантии.
Что, казалось бы, нужно было сделать? Нужно было увеличить объём программы фонда на 3 млрд долларов и включить обязательства Украины перед Россией в программу. Этого не делается. И гарантии, которые мы запросили от ключевых стран «Группы семи» или от крупного банка, также не предоставляются. В этих условиях нам говорят, что ресурсов ни у стран, ни у фонда нет. В этих условиях, конечно, вызывает особые вопросы тот факт, что валютный фонд в последнее время не может увеличить свой капитал по той причине, что Конгресс Соединённых Штатов Америки не может ратифицировать поправку в устав фонда, а это, соответственно, является условием удвоения капитала фонда.
Уже пятый год ведутся переговоры о ратификации соответствующей поправки в устав фонда и, соответственно, капитализации, и никак Конгресс это не может сделать. А фонду как раз очень нужны деньги. Если бы это произошло, то и вопрос наполнения программы поддержки Украины за счёт ресурсов Международного валютного фонда решался бы гораздо быстрее и гораздо проще. Сейчас фонд вынужден привлекать заёмные средства, что, по сути дела, не является капиталом фонда. Увеличение капитализации, считаю, могло бы как раз пойти на пользу реализации программы поддержки Украины и, соответственно, расчёту Украины со своими кредиторами, в том числе и с Россией. К сожалению, такого не происходит. К сожалению, мы видим, что наши предложения не воспринимаются коллегами, основными участниками Международного валютного фонда, поэтому нам ничего не остаётся, как защищать свои интересы в судебном порядке, как это и предусмотрено проспектом эмиссии тех бумаг, которые выпускала Украина два года назад. Мы уже вчера говорили, Российская Федерация готовится к таким действиям. Нам ничего другого не остаётся делать, как защищать наши интересы в судебном порядке. Спасибо.
Вопрос: А что касается отношений с МВФ?
А.Силуанов: Что касается отношений с валютным фондом, то мы являемся одним из ключевых участников фонда. Мы не считаем необходимым из-за сложной ситуации, которая сегодня возникла, выходить из состава участников фонда. Считаем, что Международный валютный фонд реализует правильную политику, политику, направленную на поддержку платёжного баланса, бюджета стран, нуждающихся в финансовой помощи, структурных реформ. Там очень много высококлассных специалистов, которые работают в странах, которые содействуют развитию и финансовой стабилизации. Поэтому это очень важный и нужный институт, особенно в нынешней непростой ситуации в мировой экономике. Поэтому считаю выходить из состава фонда, как вы предложили, абсолютно нецелесообразно. Мы как были, так и останемся участниками этого важного международного финансового института, и надеемся, что объёмы поддержки, которую может осуществлять Международный валютный фонд в случае его дополнительной капитализации, могли бы быть более весомыми, и принципы работы могли быть более справедливыми и эффективными, о чём мы сейчас и говорим. Спасибо.