Заседание Правительства состоялось 26 ноября 2015 года.
А.Улюкаев: Уважаемые коллеги, как вы знаете, Президент Российской Федерации дал поручение проработать возможность введения специальных ограничительных мер по всему периметру торгово-экономических, внешнеэкономических, инвестиционных отношений Российской Федерации с Турцией. Связано это с агрессивными действиями турецкой стороны. Правовой основой такого рода мер является закон Российской Федерации «О специальных экономических мерах» 2006 года, который в случае угрозы безопасности и суверенитету Российской Федерации, жизни, правам и свободам граждан Российской Федерации даёт право Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принять соответствующие меры. Они касаются запретов и ограничений в области внешнеэкономической деятельности, то есть торговли, инвестиций, услуг; в области финансовой деятельности, финансово-банковской деятельности; приостановления действия договоров, которые регулируют торгово-экономические отношения; соглашений в области оказания экономического, научно-технического, военно-технического содействия или сотрудничества; в области туристической деятельности (ограничение соответствующих туристических связей), ограничение возможности использования российского воздушного пространства, заходов соответствующих кораблей в порты Российской Федерации; которые касаются введения торговых ограничений в виде изменения ставок ввозных и вывозных пошлин и некоторых других позиций.
Эти меры находятся в полном соответствии с Генеральным соглашением по торговле и тарифам, которым руководствуются все страны – члены ВТО. 21-я статья этого соглашения говорит о праве введения ограничительных мер в области торговли в случае угрозы национальной безопасности. А поскольку эти угрозы в данном случае очевидны, то такого рода меры будут разработаны и предложены для издания соответствующих нормативных актов – речь идёт об указе Президента Российской Федерации, о постановлении Правительства Российской Федерации.
К сожалению, мы вынуждены прекратить работу по подготовке соглашений, серьёзных соглашений, которые мы готовили с Турецкой Республикой. Это соглашение о свободной торговле услугами и инвестициях, это долгосрочная пятилетняя программа (с 2016 по 2020 год) торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, это соглашение о создании фонда совместных инвестиций. Вся эта работа будет прекращена.
Конечно же, мы будем внимательно смотреть за балансом интересов таким образом, чтобы руководствоваться известным принципом «не навреди», чтобы российский бизнес, который работает в области торгово-экономических отношений с Турцией, не понёс существенных убытков.
Вопрос: Алексей Валентинович, сегодня обсуждалась возможность ограничения именно авиасообщения с Турцией?
А.Улюкаев: Ведомства подготовят свои предложения в короткий срок, и, соответственно, Минтранс, видимо, даст эти предложения, потому что, как я уже сказал, закон даёт право на ограничение в плане использования воздушного пространства и аэропортов. То есть, конечно же, может идти речь об ограничении как регулярных рейсов, так и чартерных воздушных перевозок. Но это компетенция Минтранса, он будет готовить соответствующие предложения.
Вопрос: Возможны ли какие-то меры поддержки для российского бизнеса, учитывая, что у них тоже будут какие-то экономические трудности? Вы прорабатываете их?
А.Улюкаев: Мы сейчас внимательно анализируем всю совокупность соответствующих мер. Конечно же, возникают определённые риски для туристической отрасли, для тех же авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности. Мы тщательно проанализируем все эти позиции и только на основе этого анализа будем давать предложения. В том случае, если эти предложения всё-таки будут даны и будут сопровождаться рисками для российских товаропроизводителей продуктов и услуг, мы будем думать над тем, каким образом компенсировать данные потери.
Вопрос: Что касается проекта «Турецкий поток», какова может быть его судьба?
А.Улюкаев: Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта, точно так же речь идёт об инвестиционном сотрудничестве. Это один из крупных предполагаемых инвестиционных проектов. Он точно так же попадает под действие закона о специальных экономических мерах, как любой другой проект.
Вопрос: А будет ли прекращено строительство АЭС «Аккую»?
А.Улюкаев: То же самое, ещё раз. В течение короткого времени ведомства подготовят предложения соответствующие. В целом этот инвестиционный проект попадает под действие закона о специальных экономических мерах и может быть предметом решения указа и постановления Правительства. Но конкретное предложение подготовит соответствующее ведомство.
Спасибо.