Вопрос: Михаил Александрович, как Вы оцениваете результаты Калининградской области по выполнению государственных программ?
М.Мень: Калининградская область в части задач, которые ставят в нашем министерстве перед регионами, справляется очень позитивно. Хотел бы, во-первых, отметить тот результат, который есть по вводу квадратных метров жилья, – это один из лучших результатов в стране именно по самому важнейшему критерию: количество квадратных метров на одного жителя. В этом году Калининград сделал рывок очень серьёзный, ввели порядка 1,1 кв. м жилья на одного человека. Это серьёзный прорыв. Напомню, что в 2013 году Калининградская область ввела 0,66 кв. м на одного человека. Это серьёзное движение вперёд.
Что касается других программ, Калининградская область является активным участником федеральной целевой программы «Жилище» и в части поддержки молодых семей, и в части поддержки территорий комплексной застройки для жилья экономического класса, в части субсидирования процентных ставок по жилищно-коммунальному хозяйству. Имеется в виду инфраструктура для этих микрорайонов комплексной застройки, в том числе социальная инфраструктура, дорожная инфраструктура. То есть работают они здесь активно.
Что касается расселения из аварийного жилого фонда, то здесь тоже в двоечники Калининградская область не попала и под критику не попала, нужно отдать должное. И как пример я приводил на совещании очень позитивный опыт Калининградской области по поддержке, субсидированию ипотечного кредитования. Вы знаете, что по поручению Президента страны Правительство разработало поддержку – стимулирование ипотечного кредитования, которое заключается в субсидировании до 12% (чтобы ипотечная ставка по этой программе была не выше 12%). Первоначально это охватывало 400 млрд рублей, но после снижения ключевой ставки это может охватить уже 700 млрд рублей. То есть это очень неплохо. Но ряд регионов также готовит свои ипотечные продукты. Вот в Калининградской области сейчас заложили в региональный бюджет порядка 100 млн рублей, для того чтобы субсидировать до 8%. Очень хороший показатель. Деньги достаточно большие для бюджета, но важно, что руководство региона понимает, что строительство – это локомотив всей экономики. Молодцы.
Вопрос: Михаил Александрович, на совещании Вы сказали о 10 млрд рублей, необходимых для снижения софинансирования со стороны региона. Почему Вы попросили об этом и насколько, на Ваш взгляд, реально получить
эти средства?
М.Мень: Мы видим сегодня, что есть целая группа регионов, которые именно по этому году серьёзно проваливаются по софинансированию из региональных бюджетов. И, к сожалению, мы видим, что это иногда базируется на объективных обстоятельствах. Да, это определённые сложности объективного характера. Поэтому мы, во-первых, приняли некие меры уже по снижению уровня софинансирования со стороны регионов (своими возможностями) – мы 6,6 млрд рублей добавляем из тех ресурсов, которые есть в Фонде содействия реформе ЖКХ, и до 41 с небольшим процента сейчас уменьшим ещё (было у нас 48 почти, вообще было 62, стало 47,9), выйдем на 41 процент с небольшим со стороны регионов. Но при этом мы понимаем, что и это достаточно серьёзная нагрузка сегодняшним региональным бюджетам. Поэтому я попросил сегодня Дмитрия Анатольевича поставить задачу нам совместно с Минфином поискать возможности источников по увеличению софинансирования со стороны федерального бюджета и соответственно уменьшения софинансирования со стороны региональных бюджетов. Это, конечно, может серьёзно облегчить участь региональных бюджетов и где-то снизить объём софинансирования до 30%.
Вопрос: С одной стороны, будет увеличение софинансирования, а с другой – Фонд ЖКХ начисляет штрафы. И некоторые регионы сегодня просили о списании этих штрафов. Будет ли это?
М.Мень: Какое решение принято сегодня Дмитрием Анатольевичем – кто успеет до 1 августа завершить недоделанное, тому штрафы будут в размере 10% от того, что сегодня уже Фондом содействия реформированию ЖКХ начислено. Если до конца года – здесь уже, извините, будет индивидуально всё рассматриваться с регионами... Но, по сути дела, сумма будет близка к реально начисленным штрафам. Этот штраф, что называется, несколько условный, потому что будет сокращаться софинансирование на эту сумму. Значит, и придётся... А потом это, помимо всего прочего, ещё негативно влияет и на имидж губернатора, безусловно. Поэтому здесь нужно серьёзно думать руководителям регионов, принимать решения вплоть до кадровых, если на то есть какие-то субъективные причины. Мы слышали сегодня от многих глав регионов, что есть и субъективные причины срыва сроков и планов выполнения.
Вопрос: Михаил Александрович, а вот снижение возможное до 30% софинансирования коснётся только тех регионов, которые не справляются?
М.Мень: Нет, конечно, мы не можем стимулировать только тех, кто не справляется. Конечно, это будет накладываться на карту всей страны. Спасибо.