А.Силуанов: Правительство сегодня рассматривало основные характеристики проекта бюджета на 2016–2018 годы. Министерство финансов подготовило эти параметры, и сегодня эти параметры были одобрены Правительством Российской Федерации.
Речь идёт о том, что в целом мы за основу взяли основные характеристики бюджета, которые приняли на 2015–2017 годы (речь идёт о 2016–2017 годах), и сохранили объёмы расходов, за исключением так называемых условно утверждённых расходов. Это резервы, которые каждый год закладываются в бюджете. Мы эти резервы предложили сократить, сохранив основные расходы на государственные программы и мероприятия.
Кроме того, мы предложили в целях структурного изменения, улучшения бюджета продолжить те решения, которые были приняты на 2015 год по повышению эффективности расходов и сокращению, оптимизации этих расходов на 10%. Такая работа была проведена в 2015 году. Каждая программа прошла через комиссию по повышению эффективности расходов. Выявлены неэффективные расходы. И эта оптимизация была предложена к продолжению на 2016, 2017 и 2018 годы. Это первое соображение и уточнение бюджета 2016–2017 годов.
Второе: мы предлагаем сохранить те уровни индексации пенсий, социальных выплат, пособий, которые были учтены в бюджете на 2016–2017 годы, в рамках того бюджета, который мы сегодня реализуем. В чём причина? Причина в том, что доходы Пенсионного фонда (в первую очередь я говорю о Пенсионном фонде) растут более низкими темпами. У нас доходы в текущем году на одного пенсионера, если посчитать доходы Пенсионного фонда, вырастут на 1,7%. Соответственно, и вопросы индексации, в частности вопрос, который связан с ростом заработных плат, темпы роста которых замедляются по сравнению с заранее сделанным прогнозом, мы предлагаем сохранить на уровне, который приняли в бюджете на 2015–2017 год, – не уменьшать, не увеличивать, а сохранить те решения, которые были приняты в бюджете, который верстался ещё при более высоких, лучших макроэкономических показателях.
Поэтому мы считаем, что эти два решения позволяют нам сбалансировать бюджет, решить вопросы сокращения дефицита бюджета, сохранить резервы, постепенно используя в течение двух следующих лет (с остатком этих резервов на 2018 год). В 2018 году мы не планируем тратить резервы, но и не планируем пока их увеличивать. Но в целом, если макроэкономическая ситуация будет лучше, мы считаем, что необходимо пополнять резервы Правительства, с одной стороны, для устойчивости бюджета, а с другой стороны, для того чтобы не приводить к той ситуации, которая у нас была в последние годы, когда резко укреплялась национальная валюта со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому бюджет на 2016–2018 годы учитывает новые макроэкономические реалии. Бюджет на 2016–2018 годы подстраивает свои возможности постепенно под новую макроэкономику, под новые ограничения, с которыми мы столкнулись, в том числе те санкции, которые пролонгируются на последующие периоды. Поэтому бюджет 2016–2018 годов – это ответ, по сути дела, на те вызовы, с которыми мы столкнулись, и ответ на те задачи, которые нам необходимо решать, в первую очередь по стимулированию экономики, потому что нераздувание расходов бюджета – это снижение инфляции. Мы уже почувствовали в текущем году – инфляция снижается. Мы почувствовали, что снижаются процентные ставки. Да, кредит ещё дорогой для большинства предприятий, но стоимость кредитных ресурсов с каждым месяцем снижается. Мы считаем, что это является одним из основных условий, для того чтобы запустить экономический рост в новых уже условиях. Поэтому бюджет отвечает на вызовы, с которыми мы столкнулись, бюджет стимулирует экономику для восстановления роста, который предусмотрен уже в следующем году.
Вопрос: Были ли поддержанываши предложения по индексации соцвыплат…?
А.Силуанов: Решение по параметрам бюджетабыло поддержано Правительством Российской Федерации. В этом решении содержатся предложения и об индексации.
Вопрос: То есть поддержано соответственно?
Вопрос: То есть пенсии будут индексироваться в следующем году на 5,5%?
А.Силуанов: Ещё раз говорю: в параметрах бюджета, которые сегодня одобрены, содержатся предложения о тех размерах индексации, которые вы назвали.
Вопрос: А по военным расходам есть ли какие-то решения? Сокращать или не сокращать и когда?
А.Силуанов: Решение по военным расходам было принятов прошлом году, когда мы рассматривали бюджет на 2015 год. Военные расходы мы предлагаем также сбалансировать с учётом решений 2015 года, распространив их на 2016, 2017 и 2018 годы. Что касается госпрограмм, то, как я уже сказал, мы приняли решение по сокращению неэффективных расходов. По оборонным расходам процент оптимизации был ниже, но и сумму, которая была оптимизирована в этом году, мы предлагаем также распространить на последующие годы.
Вопрос: То есть это будет не 10%, а меньше?
А.Силуанов: Это будет несколько меньше, да.
Вопрос: Антон Германович, а бюджетные проектировки предусматривают в 2016, 2017, 2018 годах какие-то существенные доходы от приватизации (существенные – то есть больше 10 млрд) или нет?
А.Силуанов: На следующий год предусмотрены поступления от приватизации в сумме 99 млрд рублей.
Вопрос: А какие и за счёт чего?
А.Силуанов: Министерство экономического развития вместе с Росимуществом будет готовить «начинку» этих предприятий на эту сумму.
Вопрос: А на следующие годы?
А.Силуанов: На следующие мы доходы от приватизации предусмотрели в минимальных объёмах. Если будут такие возможности, то, соответственно, этот ресурс будет увеличиваться, но они предусмотрены в пределах 10 млрд рублей.
Вопрос: А эти 99 млрд что в себя включают?
А.Силуанов: Я же говорю, что будем смотреть «начинку».
Вопрос: А какие-то налоговые темы в части введения налога с продаж – это уже совсем Правительством не обсуждается? Или в рамках бюджетной дискуссии возможен возврат к этой теме?
А.Силуанов: В рамках бюджета мы не обсуждали вопрос о налогах сегодня, поскольку основные направления налоговой политики были обсуждены на Правительстве, в парламенте. Там не предусматривается увеличение налоговой нагрузки, наоборот, предусматриваются льготы для новых инфраструктурных инвестиционных проектов, льготы для территорий опережающего развития и малого бизнеса. Все эти решения или приняты, или будут приняты до конца текущего года. Соответственно, бюджет до 2018 года не предусматривает увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
Вопрос: А сколько будет трансферт Пенсионному фонду с учётом той индексации, которую вы предложили?
А.Силуанов: Трансферт Пенсионному фонду будет увеличен с учётом того, что в следующем году будет работать накопительная составляющая пенсии. Соответственно, на эту сумму (где-то 330 млрд рублей) будет увеличен трансферт Пенсионному фонду, и эти средства учтены в параметрах бюджета.
Вопрос: Решение не замораживать пенсионные перечисления в НПФ в силе остаётся? Закрыт этот вопрос или он ещё обсуждается?
А.Силуанов: Бюджет составлен с учётом решения о разморозке действия НПФ начиная с 2016 года.
Вопрос: На питерском форуме прозвучала информация о том, что мораторий на накопительную часть пенсии может быть продлён при ряде условий. Это обсуждалось в Правительстве? При каких условиях может быть продлён этот мораторий?
А.Силуанов: Об этом говорили тоже на питерском форуме – о том, что если мы столкнёмся с внешними вызовами, если столкнёмся с новой ситуацией в экономике, если столкнёмся с тем, что нам не будет хватать расходов на первоочередные обязательства, тогда можем рассмотреть этот вопрос. Но сегодня мы видим, что деньги, необходимые для балансировки Пенсионного фонда, с учётом новых предложений есть. Деньги на основные программы и выполнение социальных обязательств предусмотрены. Поэтому, я считаю, оснований говорить о каких-то экстраординарных проблемах балансировки бюджета сегодня нет.