М.Мень: Сегодня на заседании Правительства был рассмотрен законопроект, который был подготовлен нашим министерством совместно с двумя институтами развития, которые работают в жилищной сфере, – это АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) и Фонд РЖС (Фонд содействия развитию жилищного строительства).
Документ уже полностью свёрстан, готов, внесён в Правительство и из Правительства будет направлен в Государственную Думу. Конечно, он может ещё технически шлифоваться между первым и вторым чтением в Государственной Думе. Что-то ещё могут посмотреть юристы уже непосредственно у нас в Белом доме, но, по сути, идёт реализация тех задач, которые мы вам озвучивали как принятые решения. Сегодня они воплощаются в жизнь уже юридически.
Вопрос: Александр Альбертович, ранее была дискуссия о создании единого санатора, который, возможно, войдёт в структуру нового единого института развития. Скажите, пожалуйста, как эта инициатива продвигается? Будет ли он создан?
А.Плутник: Это инициатива депутатов Государственной Думы, и мы совместно с депутатами Государственной Думы и экспертами сейчас прорабатываем эту идею. Пока в том варианте законопроекта, который подготовлен Правительством, данные инициативы не предусмотрены. Будем дальше смотреть с депутатами, как можно повысить защищённость граждан, вкладывающих средства на стадии долевого строительства, и принимать решение.
Вопрос: Александр Альбертович, скажите, как будет создаваться кредитная организация при АИЖК? Будет ли банк, действительно, выкупаться или АИЖК получит банковскую лицензию?
А.Плутник: В проекте федерального закона предусмотрено наличие возможности создания кредитной организации как дочерней организации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. То, как это будет реализовано, мы будем обсуждать с Министерством строительства и соответствующие предложения готовить в Правительство. С Министерством финансов будем обсуждать в случае, если такая норма федерального закона вступит в силу и соответствующие поправки в законодательство будут приняты депутатами Государственной Думы.
Вопрос: Учитывая сроки законодательного процесса, по вашим ощущениям, когда может заработать единый институт развития?
М.Мень: Нам бы хотелось, чтобы в весеннюю сессию депутатами был принят этот закон, далее прошёл Совет Федерации и, надеемся, будет подписан Президентом. Потому что нам нужно запускаться и работать уже в новых реалиях. Очень надеемся на то, что решится вопрос в весеннюю сессию.
А.Плутник: Михаил Александрович, мы с вами сейчас разговаривали, я предлагаю всё-таки озвучить прессе. Произошло де-юре разделение полномочий между Минпромом и Минстроем относительно отрасли стройматериалов, и я прошу вас это тоже озвучить.
М.Мень: Да, здесь тоже де-юре реализовано то, о чём мы говорили. Мы все с вами знаем, что в Минпромторге есть общая стратегия государственной политики во всех промышленных сферах, и мы считаем, что, наверное, неправильно, что одна из сфер промышленности – промышленность строительных материалов – как бы оказалась за бортом единой политики. Поэтому мы приняли решение, это было долгое обсуждение, долгие дискуссии специалистов, юристов, но сегодня всё это завершилось соответствующим актом, который предусматривает внесение изменений в положение Минпромторга и в положение Минстроя, где чётко делятся полномочия. Государственная политика переходит в Минпромторг в части промышленности строительных материалов, а техническое регулирование остаётся у нас, в Минстрое. Также в Минпромторге будет определённая поддержка некоторых предприятий по их модернизации, по строительству новых предприятий, то есть у них есть такие возможности, есть такие ресурсы. Нам очень не хотелось бы, чтобы наши предприятия – предприятия промышленности строительных материалов – оставались за бортом этой поддержки. То есть здесь двоякая задача: нам кажется, что это самое оптимальное распределение функций между министерствами. Я вас всех приглашаю: 4-го числа в 9.30, ровно через неделю, состоится большой съезд общественной организации, Национального объединения производителей строительных материалов, где мы будем с Денисом Валентиновичем (Д.Мантуровым) уже вместе присутствовать и будем сопредседателями наблюдательного совета, по крайней мере такая договорённость предварительная есть. Третьим сопредседателем, предполагается, будет Анатолий Борисович Чубайс, то есть строительство, промышленность и инновации – три направления в развитии промышленности строительных материалов. Я думаю, здесь синергия двух министерств даст результат, безусловно.
Вопрос: По поводу агентства создаваемого. Ранее в ряде СМИ обсуждалась фигура Александра Альбертовича как наиболее вероятная, которая возглавит новый институт развития, но рассматриваются ли другие кандидатуры?
М.Мень: Сейчас на Александра Альбертовича возложена серьёзная функция по созданию института, и если он этот первый этап пройдёт успешно, я думаю, что я буду ходатайствовать перед руководством Правительства, чтобы он остался на позиции руководителя уже объединённой структуры, объединённого института развития.
Вопрос: Михаил Александрович, а как всё-таки будет называться этот единый институт развития? Национальная жилищная корпорация? Агентство по жилищному развитию?
М.Мень: Мы с Александром Альбертовичем долго обсуждали эту тему, смотрели западные аналоги, пока не пришли к общему мнению, поэтому в законопроекте этого нет. Ждём, в том числе от вас, предложений, мы готовы рассматривать… Я думаю, что здесь должно быть чёткое, сфокусированное название с нормальной, понятной людям аббревиатурой читаемой. Наверное, хотя это и не суть вопроса, это тоже важно, потому что как вы лодку назовёте, так она и поплывёт, как известно. Думаем сейчас.
Вопрос: Сейчас остро стоит проблема валютных ипотечных заёмщиков, многие из них уже начали подавать иски в суды, и суды впервые столкнулись с таким прецедентом. Как единый институт развития будет в дальнейшем реагировать на эту сферу проблем ипотечного жилья и, соответственно, какие сейчас могут быть включения и формы решения этих проблем?
М.Мень: Позвольте, я базовый ответ сделаю, а потом Александр Альбертович дополнит меня уже с точки зрения, с позиции АИЖК – сегодня функционирующего института развития. Мы подготовили возможность поддержки тех людей, которые имеют ипотечные кредиты и которые попали в сложную жизненную ситуацию. На эти цели были выделены средства в размере 4,5 млрд рублей, несмотря на достаточно сложную ситуацию с бюджетом сегодня. И мы в рамках этой программы не делаем разницы между людьми, которые брали ипотечные кредиты в рублях или в валюте. И это наша основная миссия, потому что, наверное, всё-таки нужно поддерживать людей не по принципу валюты, в которой они брали ипотечные кредиты, а действительно смотреть, в насколько сложной жизненной ситуации они оказались.
Александр Альбертович, есть что добавить?
А.Плутник: Всё абсолютно так, и, конечно, приоритетом в работе Агентства по ипотечному жилищному кредитованию как была, так и останется работа с рублёвыми кредитами. Мы не работали с валютной ипотекой, мы работаем в Российской Федерации, созданы Правительством Российской Федерации и будем поддерживать заёмщиков, попавших в трудную ситуацию, вне зависимости от валюты, в которой они брали кредит. Соответствующее решение Правительством также принято. Но стимулировать кредиты и развитие ипотечного рынка, конечно, будем в рублёвом сегменте.
Что касается выдачи валютной ипотеки, то вы знаете о тех решениях – на наш взгляд, абсолютно правильных, – которые приняты Центральным банком в отношении валютных кредитов. И мы видим, что благодаря тем мерам, которые приняты Центральным банком, в разы сократилась выдача валютной ипотеки в стране. По тем данным, которые мы имеем, с начала 2015 года валютных кредитов в Российской Федерации выдано всего 25. Подавляющее большинство граждан берут кредиты в рублях и доверяют российской валюте.
М.Мень: А в отношения заёмщиков с банками мы не будем вмешиваться, это не наша прерогатива.
А.Плутник: Спасибо большое, коллеги.
М.Мень: Спасибо.