Работа Правительства: факты и цифры.
Демографические
показатели
Охрана
здоровья матери и ребёнка
Широкомасштабная
диспансеризация
Формирование
здорового образа жизни
Антитабачная
политика
Антиалкогольная
политика
Здоровое питание
Совершенствование
оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской
помощи
Кадровое
обеспечение системы здравоохранения
Лекарственное
обеспечение
Государственно-частное
партнёрство
Контекст
В 2014 году удалось сохранить положительную динамику демографического развития.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2015 года составила 146,3 млн человек, из них 2,3 млн человек проживает в Крымском федеральном округе. За четыре года, прошедших после Всероссийской переписи населения 2010 года, население России увеличилось на 3,4 млн человек (с учётом Крымского федерального округа).
Дополнительно
За январь – декабрь 2014 года в стране родилось 1947,3 тыс. детей, что на 17,6 тыс. больше, чем в 2013 году. Показатель числа рождений – самый высокий за все годы реализации Концепции демографической политики, утверждённой Указом Президента Российской Федерации в 2007 году. Также самым высоким за этот период является показатель естественного прироста населения, который составил 33,7 тыс. человек (в 2013 году – 19 076 человек).
В январе – декабре 2014 года показатель естественного прироста равен 0,2 на 1000 населения (за аналогичный период 2013 года показатель составлял 0,1).
Естественный прирост населения в январе – декабре 2014 года зафиксирован в 43 субъектах Федерации (за аналогичный период 2013 года – в 42 субъектах Федерации).
За 12 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года показатель рождаемости вырос на 0,8% и составил 13,3 на 1000 населения. За январь – декабрь 2014 года родился 1 947 301 ребенок, что на 17 602 ребенка больше (на 0,9%), чем за аналогичный период 2013 года (1 929 699 детей).
Показатель младенческой смертности снизился на 9,8% – с 8,2 до 7,4 на 1000 родившихся живыми.
За январь – декабрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года число детей, умерших в возрасте до одного года, снизилось на 8,6% (или на 1353 ребёнка) и составило 14 366 детей (в январе – декабре 2013 года – 15 719 детей).
За время реализации Концепции демографической политики суммарный коэффициент рождаемости вырос на 25%, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 4,3 года, в том числе мужчин – на 5 лет.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2014 году, по предварительной оценке Росстата, составила 70,97 года, в том числе мужчин – 65,41 года, женщин – 76,53 года.
С 1 января 2013 года территориальные программы ОМС стали финансироваться на основе единого для всей страны подушевого норматива с учётом численности застрахованного населения и коэффициента дифференциации между регионами.
Также установлены нормативы по всем видам медицинской помощи и рекомендованные нормативы по профилям и по клинико-статистическим группам (КСГ), а также клинические протоколы по основным нозологиям. Осуществляется переход на КСГ – это единый способ оплаты стационарной медицинской помощи по ОМС, применяемый во всех развитых странах мира. За период с 2012 по 2015 год количество используемых в России КСГ увеличилось с 187 до 352. Также подготовлено 900 клинических рекомендаций и клинических протоколов, 750 из которых утверждено.
Внедрение КСГ привело к значительному снижению дифференциации тарифов в
субъектах Федерации – с более чем 50% в 2011 году до менее чем 20% в 2014 году.
Охрана здоровья матери и ребёнка
За 12 месяцев 2014 года за счёт средств родовых сертификатов оказаны услуги в амбулаторных условиях 1 681 967 женщинам, в период родов и в послеродовом периоде – 1 763 206 женщинам, по проведению профилактических медицинских осмотров ребёнка в течение первого года жизни – 2 325 070 услуг.
По оперативным данным, в 2014 году на пять наследственных и врождённых заболеваний обследовано более 1,8 млн новорождённых, из них выявлено 1250 детей с патологиями. Все они взяты на диспансерный учёт, получают необходимое лечение.
Начата реализация Программы развития перинатальных центров, в соответствии с которой предусмотрено строительство в 2013–2016 годах 32 перинатальных центров в 30 регионах страны.
В
обучающих симуляционных центрах, созданных в 2011–2013 годах, в 2014 году
прошли повышение квалификации 2862
врача – акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов. В
2014 году созданы ещё 4 таких центра.
Широкомасштабная диспансеризация
В 2014 году продолжена широкомасштабная диспансеризация, которую за 12 месяцев прошли более 40 млн человек, в том числе 17,7 млн детей.
Из числа детей, прошедших профилактические осмотры, выявлены дети с I группой здоровья – 25,8%; II группой здоровья – 59,2%; III группой здоровья – 13,5%; IV и V группами здоровья – 1,0 и 0,5% соответственно. При выявлении заболеваний осуществляется постановка на диспансерный учёт, проводятся соответствующие лечебно-профилактические мероприятия, в том числе работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни.
По оперативным данным из субъектов Федерации, 66% взрослых, прошедших профилактические медицинские осмотры, имели I и II группы здоровья.
В то же время 44,6% взрослого населения имеют хронические неинфекционные заболевания, а ещё 22,4% – высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний из-за совокупности факторов риска.
При этом I группа здоровья с низким и умеренным риском развития заболевания составляет 33% обследованных.
По результатам диспансеризации за 12 месяцев 2014 года 19% граждан было впервые назначено лечение, 2,5% направлены на обследование за пределами программы диспансеризации, 0,1% (22 018 человек) направлены на специализированное, в том числе высокотехнологичное, лечение.
В 2014 году в субъектах Федерации продолжается активное внедрение выездных форм работы с использованием всех видов транспорта. Для этих целей создано более 8 тыс. выездных медицинских бригад, которые оснащены портативным диагностическим оборудованием (ультразвуковые аппараты, электрокардиографы, лабораторные анализаторы и др.).
В
медицинских организациях субъектов Федерации эксплуатируется более 1400
передвижных (автомобильных) медицинских комплексов, что позволило провести
диспансеризацию около 583 тыс. человек.
Формирование здорового образа жизни
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Минздравом совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации продолжалась реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни российских граждан.
В отчётном
году была продолжена работа по подготовке нормативных правовых актов,
направленных на организацию комплексной системы мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья граждан Российской Федерации и формированию здорового
образа жизни.
Во исполнение Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон №15-ФЗ) в 2014 году приняты нормативные правовые акты, определяющие полномочия федеральных органов исполнительной власти по его реализации, а также устанавливающие требования к знаку, запрещающему курение табака в общественных местах, и утверждающие перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя табачной продукции:
- постановление Правительства от 18 марта 2014 года №200 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с применением Федерального закона “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”»;
- приказ Минздрава от 12 мая 2014 года №214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» (зарегистрирован Минюстом 9 августа 2014 года, регистрационный номер 29344);
- приказ Минздрава от 12 мая 2014 года №215н «Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность (в том числе личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющих установить возраст покупателя табачной продукции» (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2014 года, регистрационный номер 33207).
С 1 июня 2014 года вступили в силу второй пакет положений о запрете курения табака на отдельных объектах, территориях и в помещениях, установленных Федеральным законом №15-ФЗ, а также особые условия демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Действует запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрет потребления табака несовершеннолетними и запрет вовлечения детей в процесс потребления табака, запрет рекламы табака.
На официальном сайте Минздрава размещены инфографики с алгоритмом действий при выявлении нарушения запрета курения в общественных местах.
Работает Консультативный телефонный центр (КТЦ) помощи в отказе от потребления табака, созданный в 2011 году на базе ФБГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии» Минздрава России. Наибольшая доля абонентов, позвонивших на горячую линию по теме «Риски потребления табака и профилактика табачной зависимости», – 90% – согласились на участие в программе по отказу от потребления табака. За 2014 год по номеру горячей линии 8-800-200-0-200 обратились 39,9 тыс. человек, из них 4,5 тыс. курящих получили однократное консультирование по отказу от курения, 2,2 тыс. человек звонили самостоятельно в течение первого месяца отказа, 7,7 тыс. человек получили месячное сопровождение при отказе от табакокурения, 6,7 тыс. человек были проинформированы о работе КТЦ и методах помощи в отказе от курения. Всего в 2014 году специалистами консультативного телефонного центра было проведено 105,1 тыс. консультаций по отказу от курения табака. Анализ эффективности отказа от курения был проведён на основании опроса лиц, получивших месячное сопровождение и несколько консультаций, через 30 дней и 6 месяцев. Среди получивших месячное сопровождение по отказу от курения 32,2% не курили в течение 30 дней, 7,1% снизили число выкуриваемых в день сигарет более чем в 2 раза. Через 6 месяцев оставались некурящими 23,9% лиц и 6% снизили число выкуриваемых в день сигарет более чем в 2 раза.
Кроме того, для получения медицинской помощи по отказу от потребления табака граждане могут обращаться в центры здоровья и отделения (кабинеты) медицинской профилактики в субъектах Федерации. Предусматривается организация кабинетов оказания медицинской помощи при отказе от табака.
Объекты XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи стали территорией, полностью свободной от табака.
По данным опроса Фонда общественного мнения, проведённого в июне 2014 года, об отношении к антитабачным мерам, 8 из 10 россиян (в том числе ровно половина курильщиков и 9 из 10 бывших курильщиков) положительно оценивают принятые государством антитабачные меры.
По данным ВЦИОМ, опубликованным 7 августа 2014 года, некурящих в России стало больше: с 58% в 2013 году до 65% в 2014 году. Курят 35% граждан, тогда как в 2013 году эта доля составляла 41%.
Согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в Москве с 13 по 18 октября 2014 года проведены шестая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) и с 20 по 22 октября 2014 года – первая сессия Совещания Сторон Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. В конференции приняли участие представители 135 Сторон Конвенции, 6 государств, не являющихся Сторонами, а также 10 неправительственных организаций и 4 межправительственные организации, аккредитованные в качестве наблюдателей. По итогам шестой сессии Конференции Сторон РКБТ ВОЗ приняты дальнейшие рекомендации по снижению потребления табака. Всемирной организацией здравоохранения шестая сессия Конференции Сторон отмечена как лучшая сессия в истории Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Успешное проведение этого мероприятия в России способствует укреплению положения России как страны, вносящей значительный вклад в дело борьбы против табакокурения.
Антиалкогольная политика
В 2014 году продолжалась реализация Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства от 30 декабря 2009 года №2128-р.
В целом ряде субъектов Федерации в 2011–2014 годах реализовывались целевые программы и комплексные планы профилактики алкоголизма: в Республике Башкортостан, Алтайском крае, Ханты-Мансийском и Чукотском АО, Брянской, Костромской, Калининградской, Кировской, Ульяновской, Тюменской областях и др.
Минздравом издан приказ от 6 октября 2014 года №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (зарегистрирован Минюстом 24 декабря 2014 года, регистрационный номер 35345). Такой подход способствует повышению выявляемости подростков с девиантным поведением, в том числе страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением алкоголя.
Медицинская наркологическая помощь оказывается в соответствии с порядком, а также на основании стандартов медицинской помощи по профилю «наркология», которые выстраивают этапность и преемственность медицинской помощи от кабинета врача-психиатра-нарколога в первичном звене здравоохранения до медицинской реабилитации в стационарных и амбулаторных условиях и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями субъектов Федерации.
Системный подход к снижению масштабов злоупотребления алкоголем привёл к постепенному снижению оценочного показателя среднедушевого потребления алкогольной продукции в пересчёте на абсолютный алкоголь. Так, в 2008 году он составлял 16,2 литра на душу населения в год, в 2013 году – 11,87 литра (запланированный показатель – 12,50), в 2014 году – 11,78 литра (запланированный показатель – 12,0). Число пациентов, зарегистрированных наркологическими учреждениями впервые, за последние четыре года уменьшилось: с 381 393 человек в 2009 году до 293 122 человек в 2013 году. При этом показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 23%: с 267,1 до 204,5 на 100 тыс. населения.
В 2014 году продолжалась работа по выполнению Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утверждённого распоряжением Правительства от 30 июня 2012 года №1134р.
С учётом задач, поставленных в области профилактики неинфекционных заболеваний, проводится работа по укреплению учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации врачами-диетологами, ориентированными не только на организацию лечебного питания, но и на организацию здорового питания в коллективах и проведение санитарно-просветительской работы с учащимися и родителями в школах, детских садах.
Врачей-диетологов готовят Российская
академия последипломного образования, Первый Московский государственный
медицинский университет им. И.М.Сеченова, Иркутская государственная медицинская
академия, Новокузнецкий медицинский институт усовершенствования врачей,
Ростовский, Кемеровский и Северо-Западный государственные медицинские
университеты.
Совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи
Приказом Минздрава России от 10 декабря 2013 года №916н в 2014 году утверждён перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Число медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счёт средств федерального бюджета, в 2014 году увеличилось до 435, из них 131 – федеральные медицинские организации, 304 – медицинские организации, находящиеся в ведении субъектов Федерации.
За 12 месяцев 2014 года высокотехнологичная медицинская помощь за счёт средств федерального и региональных бюджетов оказана 486 892 пациентам. За счёт средств обязательного медицинского страхования – 228 824 пациентам.
Таким образом, за 12 месяцев 2014
года высокотехнологичная медицинская помощь за счёт средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств обязательного медицинского
страхования оказана 715 616 пациентам. За аналогичный период 2013 года за счёт
средств федерального бюджета высокотехнологичная медицинская помощь была
оказана 505 020 пациентам.
Кадровое обеспечение системы здравоохранения
В части повышения оплаты труда медицинских работников отраслевой «дорожной картой» на 2014 год установлены соотношения средней заработной платы врачей, среднего и младшего персонала к средней заработной плате по Российской Федерации – 130,7, 76,2 и 51% соответственно.
За 12 месяцев 2014 года в целом по Российской Федерации, по данным Росстата, превышены целевые показатели по средней заработной плате врачей (141,8%) и среднего медицинского персонала (80,7%), установленные отраслевой «дорожной картой» на 2014 год.
По состоянию на 1 января 2015 года в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Федерации, работало 516 037 врачей и 1 233 783 средних медицинских работника.
В рамках программы «Земский доктор» общее количество медицинских работников, привлечённых за 2012–2014 годы, по состоянию на 1 января 2014 года составило 14 400 человек, в том числе в 2012 году – 7713 медицинских работников, в 2013 году – 4253 медицинских работника. На 1 января 2015 года перечислены средства на осуществление выплат 3313 медицинским работникам.
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №418-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает продление в 2015 году осуществления единовременных компенсационных выплат и увеличение возрастного критерия до 45 лет медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок или переехавшим на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок из другого населённого пункта и заключившим договор с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Федерации. Это позволит осуществлять более серьёзный подбор медицинских кадров, исходя из их профессиональной подготовки и уровня квалификации.
В 2014 году в рамках пилотного проекта реализована модель непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с использованием системы зачётных кредитов. Реализация проекта позволила отработать инновационные подходы в российском профессиональном образовании и гармонизировать его с международным опытом, сделать шаг к персонифицированности в обучении. В 2015 году проект продолжается с расширением спектра специальностей участников, увеличением числа привлекаемых общественных профессиональных организаций.
В 2014 году в целях реализации мер по повышению престижа медицинской профессии организованы и проведены Всероссийский конкурс врачей и первый всероссийский конкурс «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Постановлением
Правительства от 24 декабря 2014 года №1476 впервые установлено единовременное
денежное поощрение лучших специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием.
Лекарственное обеспечение
В рамках реализации органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан обеспечено 48 685 080 рецептов на сумму 44 198 888 тыс. рублей, в том числе 4 576 538 рецептов на сумму 12 278 544 тыс. рублей за счёт средств бюджетов субъектов Федерации.
28 августа 2014 года Правительством принято постановление №871, утверждающее Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Созданы максимально прозрачные условия проведения процедур обсуждения и принятия решений по формированию перечней лекарственных препаратов, которые в настоящее время не имеют аналогов в мировой регуляторной практике.
31 декабря 2014 года подписан Федеральный закон №532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок», направленный на комплексное эффективное противодействие обращению небезопасной фармацевтической и медицинской, а также незарегистрированной продукции.
В целях
повышения доступности обезболивающих препаратов приняты изменения в Федеральный
закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят Федеральный
закон от 31 декабря 2014 года №501-ФЗ). Увеличен срок действия рецепта на
наркотическое средство до 15 дней, введён запрет возврата использованных
первичных упаковок наркотических средств, предоставлено право медицинским
организациям и их обособленным подразделениям, расположенным в сельских населённых
пунктах, в которых отсутствуют аптеки, осуществлять отпуск наркотических и
психотропных лекарственных препаратов населению. Кроме того, определён новый
принцип государственной политики в сфере оборота наркотических средств и
психотропных веществ в части доступности этих средств и веществ, применяемых в
медицинских целях, нуждающимся гражданам.
Государственно-частное партнёрство
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства на период до 2018 года меры по привлечению частного капитала и развитию механизмов государственно-частного партнёрства для развития инфраструктуры здравоохранения определены как приоритетные в области модернизации здравоохранения.
Соответствующие целевые ориентиры закреплены в государственной программе «Развитие здравоохранения».
По результатам проведённого Минздравом мониторинга, по состоянию на февраль 2015 года более трети субъектов Федерации ведут работу по подготовке и реализации инфраструктурных пилотных проектов с использованием механизмов ГЧП в сфере здравоохранения.
Минздравом подготовлен первый на федеральном уровне пилотный проект с использованием механизма концессии в сфере здравоохранения – «Создание на базе имущественного комплекса ФГБУ “Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л.Цивьяна” конкурентоспособных производств в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии».
Также
Минздравом России отобран пилотный проект с использованием механизма
инвестиционного соглашения – на базе имущества, находящегося в пользовании у
ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика
Е.А.Вагнера».
Материал представлен Минздравом в Правительство в марте 2015 года.