Развитие институтов рынка труда
Занятость населения, развитие трудовых ресурсов, трудовая миграция
Повышение оплаты труда бюджетников
Социальное обслуживание
Поддержка социально ориентированных НКО
Социальная поддержка инвалидов
Программа «Доступная среда»
Система медико-социальной экспертизы
Развитие пенсионной системы
Развитие обязательного социального страхования
Развитие институтов рынка труда
Дополнительно
Федеральным законом от 5 мая 2014 года №116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Трудовой кодекс внесено изменение об установлении запрета заёмного труда. Введено регулирование предоставления персонала частными агентствами занятости, распределены обязательства перед работником между направляющей и принимающей стороной по выплате заработной платы, уплате денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, а также по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование и обязательное пенсионное страхование.
Принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 года №50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации». Все организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от формы собственности и источника своего финансирования, должны предоставлять своим работникам один раз в два года компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно.
В 2014 году совершенствовалось регулирование оплаты труда руководителей в государственном секторе. Правительством было принято постановление от 2 января 2015 года №2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников (без учёта заместителей руководителя, главного бухгалтера) этих предприятий в кратности от 1 до 8. Таким образом, будет обеспечена оптимальная дифференциация в оплате труда, исключая случаи необоснованной диспропорции.
Принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 года №56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников». Этим Федеральным законом ограничены размеры выходных пособий («золотых парашютов»), выплачиваемых при увольнении лицам, занимающим руководящие должности в государственных компаниях и компаниях с государственным участием, а также во внебюджетных фондах Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждениях, государственных или муниципальных унитарных предприятиях. В частности, речь идёт о руководителях, их заместителях, главных бухгалтерах и заключивших трудовые договоры членах коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также организаций с долей участия государства в уставном капитале более 50%, а также о руководителях, их заместителях и главных бухгалтерах государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, профессиональными ассоциациями, образовательными организациями реализуются меры по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 31 декабря 2014 года утверждено 403 профессиональных стандарта.
В 2014 году проведена работа по обеспечению снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путём реализации системных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда. В результате проводимой работы количество несчастных случаев на производстве в 2014 году снижено на 19% в сравнении с 2013 годом.
С 1 января 2014 года вступили
в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке
условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке
условий труда”». Для выявления и последовательного сокращения рабочих мест с вредными
условиями труда сформирован институт специальной оценки условий труда. С учётом
новых требований к процедуре оценки условий труда в 2014 году оценка условий труда
проведена в 18 077 организациях на 505 774 рабочих местах.
Занятость населения, развитие трудовых ресурсов, трудовая миграция
По итогам 2014 года в целом ситуация на рынке труда была стабильна. В течение всего периода индикаторы состояния рынка труда находились на исторических минимумах.
Согласно данным Росстата, численность экономически активного населения в среднем за 2014 год составила 75,4 млн человек. Из них 71,5 млн человек (94,8%) были заняты экономической деятельностью, 3,9 млн человек (5,2%) не имели доходного занятия, но активно его искали и были готовы приступить к работе (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
По сравнению с 2013 годом численность безработных снизилась на 0,2 млн человек, или на 6%. Уровень общей безработицы в среднем составил 5,2% от численности экономически активного населения против 5,5% в 2013 году.
В течение 2014 года отмечалось устойчивое снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. В среднем за 2014 год на регистрационном учёте состояло 877 тыс. безработных, что на 97 тыс. человек, или на 10%, меньше, чем в 2013 году.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации составил 1,2% от численности экономически активного населения против 1,3% в 2013 году.
В 2014 году заявленная работодателями в органы службы занятости потребность в работниках составила в среднем 1857 тыс. человек и превысила уровень 2013 года на 140 тыс. человек, или на 8 %.
Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учёте в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по России снизился с 0,7 в 2013 году до 0,6 в 2014 году.
В связи с ухудшением в конце 2014 года ситуации на рынке труда и в сфере занятости принято постановление Правительства от 22 января 2015 года №35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации».
В 2014 году реализация государственной политики в области содействия занятости осуществлялась в рамках государственной программы «Содействие занятости населения».
В рамках программы реализовывались мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Федерации.
Для расширения возможностей обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста с 2014 года органами службы занятости осуществляется направление на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. В 2014 году профессиональное обучение завершили свыше 6 тыс. пенсионеров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» запланировано создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Для расширения возможностей трудоустройства инвалидов и повышения эффективности мероприятий по созданию оборудованных (оснащённых) рабочих мест для их трудоустройства увеличен до 100 тыс. рублей средний размер возмещения затрат работодателя на оборудование таких рабочих мест и создание инфраструктуры для беспрепятственного доступа к специальным рабочим местам. В этих целях принято постановление Правительства от 22 августа 2014 года №841 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения».
Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам, позволило увеличить количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, имеющих тяжёлые нарушения здоровья и передвигающихся при помощи кресла-коляски, с нарушением функций опорно-двигательной системы, по зрению. В 2014 году в субъектах Федерации создано 14 953 рабочих места для трудоустройства незанятых инвалидов, или 105% от запланированного числа указанных рабочих мест.
Распоряжением Правительства от 24 апреля 2014 года №663-р утверждён план мероприятий по повышению мобильности граждан на 2014–2018 годы.
Планом предусматриваются следующие направления деятельности: совершенствование трудовой и профессиональной мобильности населения; информирование о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания, включая создание общероссийской базы вакансий; меры по развитию рынка арендного жилья и иной инфраструктуры, необходимой для развития мобильности граждан.
В 2015 году планируется разработать и принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2014 года №425-ФЗ. В частности, предполагается определить субъекты Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, установить порядок предоставления и распределения соответствующих субсидий субъектам Федерации, разработать и утвердить на федеральном уровне типовую региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, а также порядок предоставления сертификата участника указанной региональной программы и его форму.
Федеральным законом предусматривается новый механизм поддержки работодателей, привлекающих граждан для работы в субъекты Федерации, реализующих инвестиционные проекты. Работодателям, создающим рабочие места и испытывающим потребность в дополнительных трудовых ресурсах, на основании сертификата будет предоставляться финансовая поддержка в размере 225 тыс. рублей на одного работника (150 тыс. рублей – за счёт средств федерального бюджета, а 75 тыс. рублей – за счёт бюджета субъекта Федерации).
Для реализации положений федерального закона планируется в 2015 году провести апробацию механизма в нескольких субъектах Федерации. В полном объёме использование механизма региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов планируется осуществлять с 2016 года.
Реализация федерального закона позволит оказать государственную финансовую поддержку в целях обеспечения имеющихся в субъектах Федерации и отобранных для участия в региональных программах инновационных проектов необходимыми квалифицированными кадрами. При этом трудовые ресурсы из трудоизбыточных субъектов Федерации будут перенаправлены в трудонедостаточные. Такая поддержка позволит снизить издержки работодателей на создание новых рабочих мест и привлечение квалифицированного персонала.
Продолжилась работа по совершенствованию законодательства, связанного с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами. Так, Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №409-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Трудовой кодекс дополнен новой главой, согласно которой иностранный гражданин или лицо без гражданства при заключении трудового договора обязан предъявлять работодателю разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в зависимости от их административно-правового статуса. Сведения об этих документах должны включаться в трудовой договор.
По окончании срока действия этих документов предусмотрено отстранение от работы иностранного работника, а при их аннулировании или неполучении в течение месяца новых документов – расторжение трудового договора.
В целях обеспечения медицинской помощью иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, предусматривается обязанность иностранного гражданина и лица без гражданства предъявлять при заключении трудового договора работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории России. При его отсутствии медицинская помощь может предоставляться на основании договора, заключённого работодателем с медицинской организацией, о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг, или договора (полиса) добровольного медицинского страхования иностранного работника, приобретаемого за счёт работодателя. Договор (полис) добровольного медицинского страхования и договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
По оценке Минтруда, в связи с
принятием указанного Федерального закона медицинской помощью будут обеспечены порядка
3 млн иностранных граждан, временно пребывающих на территории России и заключивших
трудовые договоры.
Повышение оплаты труда бюджетников
В 2014 году осуществлялся приоритетный рост заработной платы в бюджетной сфере.
Заработная плата в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла в образовании на 10,3% и составила 25 855 рублей, или 79,3% к средней зарплате по России, в культуре и искусстве – на 18,8% (28 124 рубля, или 86,2% к средней зарплате по России), здравоохранении – на 10,2% (28 243 рубля, или 86,6% к средней зарплате по России), в сфере предоставления социальных услуг – на 15,1% (21 824 рубля, или 66,9% к средней зарплате по России), в сфере научных исследований и разработок – на 14,4% (54 848 рублей, или 168,2% к средней зарплате по России).
В связи с реализацией мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства от 26 ноября 2012 года №2190-р) особое внимание было обращено на качественные изменения в отраслях социальной сферы.
В 2014 году внесены корректировки в отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожные карты»), касающиеся изменений, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения.
Региональные «дорожные карты»
предусматривают обязательное достижение установленных целевых показателей оптимизации
сети государственных (муниципальных) учреждений и привлечение средств, получаемых
за счёт реорганизации неэффективных организаций, для повышения заработной платы
работников бюджетной сферы.
В системе предоставления гражданам социального обслуживания как на федеральном, так и на региональном уровнях шла подготовка к вступлению в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
В 2014 году определены уполномоченные органы субъектов Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, утверждены перечни социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, порядки предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания.
Закон определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства.
Федеральным законом об основах социального обслуживания населения определено, что право на бесплатное получение социальных услуг имеют граждане с доходом ниже полутора прожиточных минимумов (в ранее действовавшем законодательстве – один прожиточный минимум). Новая норма увеличила количество людей, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи, в том числе инвалидов, семей, в которых есть ребёнок-инвалид, людей без определённого места жительства.
Законом предусматривается индивидуальный
подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию
индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжёлую жизненную
ситуацию.
Поддержка социально ориентированных НКО
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий создание условий, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.
Для организаций, осуществляющих социальное обслуживание, по аналогии с медицинскими и образовательными организациями созданы условия для благоприятного налогового режима. Законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Кроме того, в 2014 году в соответствии
с распоряжением Правительства от 21 декабря 2013 года №2455-р предоставлены субсидии
из федерального бюджета на государственную поддержку 17 некоммерческим организациям
в общем объёме 1044,6 млн рублей. Целевая направленность субсидий позволяет оказывать
воздействие на заинтересованность СО НКО в осуществлении определённых расходов на
реализацию социальных программ.
Социальная поддержка инвалидов
В 2014 году продолжена работа по приведению российского законодательства в соответствие с ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году Конвенцией ООН о правах инвалидов.
В целях обеспечения реализации инвалидами по зрению права на использование при осуществлении кассовых операций факсимильного воспроизведения собственноручной подписи принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий механизм реализации этого права.
Для усиления мер государственной поддержки общественных организаций инвалидов и учреждённых ими предприятий, на которых занято более 50% инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято постановление Правительства от 15 апреля 2014 года №341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта». Постановлением установлен порядок предоставления этим организациям и предприятиям преимущества в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.
В целях создания взаимоувязанной системы полномочий и функций органов государственной власти по обеспечению инвалидам равных с другими лицами возможностей для реализации общегражданских прав принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Федеральным законом вносятся изменения в 25 законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи и информации, доступа к правосудию, содержания в пенитенциарных учреждениях, избирательной системы, жилищно-коммунального сектора.
В 2014 году продолжена реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №297). Распоряжением Правительства от 27 октября 2014 года №2136-р продлён срок реализации этой государственной программы до 2020 года.
В 2014 году в Программе приняло участие 75 субъектов Федерации, которые осуществляют приспособление для инвалидов наиболее востребованных ими объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование).
Объём средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ в 2014 году составил 3,161 млрд рублей при уровне софинансирования 50%.
Проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают положительные изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды. Так, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов составила 35%, а доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов составила 41%.
В рамках проводимой ежегодно информационной кампании по формированию толерантного отношения к инвалидам разрабатывались видеоролики, аудиоролики, направленные на проблемы детей-инвалидов.
Минтруд стал победителем в четырёх номинациях всероссийского конкурса социальной рекламы среди органов государственной власти «Импульс»: «Трендсеттер года», «Лучшая рекламная кампания», «Лучшая аудиореклама» и «Лучшая видеореклама».
В 82 субъектах Федерации осуществлялось формирование универсальной безбарьерной среды в 2600 образовательных организациях, реализующих программы общего образования по осуществлению совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
В 2014 году оказана господдержка 41 спортивному учреждению по адаптивной физической культуре и спорту в 36 субъектах Федерации.
Система медико-социальной экспертизы
В 2014 году продолжена реализация Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Для повышения объективности и прозрачности принимаемых экспертных решений приказом Минтруда от 29 сентября 2014 года №664н утверждены новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Они предусматривают количественную оценку степени выраженности нарушенных функций организма, которая производится с учётом международного опыта в процентах. Это даёт возможность более объективно и точно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций и ограничений жизнедеятельности.
С целью совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации приказом Минтруда от 9 декабря 2014 года №998н утверждён перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, позволяющий сделать процедуру их назначения более объективной, прозрачной и понятной для граждан.
Для более качественного проведения
медико-социальной экспертизы приказом Минтруда от 29 января 2014 года №59н утверждён
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению
медико-социальной экспертизы. Установлены более удобные для граждан сроки ожидания
проведения медико-социальной экспертизы и принятия решений по её результатам, сокращён
в соответствии с законодательством перечень сведений и документов, предоставляемых
гражданами для установления инвалидности.
В 2014 году пенсии были повышены около 41,5 млн пенсионеров.
Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:
с 1 февраля – индексация трудовых пенсий на 6,5% (с учётом темпа роста потребительских цен за 2013 год, равного 106,5%);
с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 1,7%. С учётом двух индексаций трудовые пенсии были повышены более 38 млн пенсионеров;
с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 17,1% с учётом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за 2013 год. Пенсии были повышены 3,7 млн пенсионеров, из которых свыше 2,9 млн пенсионеров – получатели социальных пенсий.
С 1 августа проведена корректировка трудовых пенсий работающих пенсионеров по данным индивидуального (персонифицированного) учёта.
В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%.
В результате всех произведённых повышений средний размер трудовой пенсии за 2014 год увеличился на 838 рублей и на конец года составил 11 151 рубль. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2014 год увеличился на 853 рубля и на конец года составил 11 569 рублей.
Средний размер социальной пенсии за 2014 год увеличился на 1101 рубль и на конец года составил 7548 рублей.
С 1 февраля 2015 года размеры пенсий около 39 млн получателей страховых пенсий увеличены на 11,4%, исходя из уровня роста потребительских цен за 2014 год. При этом средний размер пенсии получателей страховой пенсии по старости составил 12 905 рублей, средний размер увеличения с начала года – 1336 рублей. С 1 апреля увеличен размер социальных пенсий с учётом темпа роста прожиточного минимума пенсионера за 2014 год.
Ключевым моментом в реформировании пенсионной системы стал переход с 1 января 2015 года на новую пенсионную формулу.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий направлен на обеспечение адекватности пенсионных прав заработной плате и повышение значения страхового стажа и белой заработной платы при формировании пенсионных прав и расчёте размера пенсии. Важно, что при этом сохранён приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчёта пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объёме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остаётся принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться.
Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам размер пенсии не достиг размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем размере.
Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остались прежними.
Законом «О страховых пенсиях» предусмотрен ежегодный перерасчёт пенсий для работающих пенсионеров. Для пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату (в пределах заработной платы до 18 тыс. рублей), перерасчёт будет стопроцентным. Для остальных перерасчёт ограничится тремя баллами.
Принципы формирования накопительной пенсии остались прежними: размер пенсии будет определяться, исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.
На сайтах Минтруда (www.rosmintrud.ru) и Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) размещён «пенсионный калькулятор» для расчёта примерного размера пенсии по новой пенсионной формуле. Организована работа единой федеральной телефонной службы Пенсионного фонда (8 (800) 510-55-55, звонок бесплатный).
Проведённые социологические опросы показали растущий уровень знаний граждан о новой пенсионной формуле: 66% граждан знают о введении новой пенсионной формулы; более половины граждан знают о формировании пенсионных прав в пенсионных баллах. Большинство граждан верно понимают основные факторы, влияющие на размер будущей пенсии: от размера официальной зарплаты – 70%; от продолжительности стажа – 63%; от уплаченных страховых взносов – 27%; другие факторы – 24%; затруднились ответить – 8%.
С 1 января 2015 года на сайте Пенсионного фонда заработал электронный сервис «Информирование граждан о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования» в рамках «Личного кабинета» застрахованного лица, используя который, гражданин может узнать:
кто является его страховщиком по формированию пенсионных накоплений;
сумму страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченную работодателем.
При этом в электронном сервисе размещена информация о порядке формирования накопительной и страховой пенсий, о системе гарантирования сохранности пенсионных накоплений в размере не ниже номинала, а также информация о рисках, связанных с выбором застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.
В январе 2014 года Пенсионный фонд запустил во всех субъектах Федерации электронный «Личный кабинет плательщика», предназначенный для всех категорий плательщиков страховых взносов. «Кабинет» позволяет плательщику страховых взносов экономить время на подготовку и сдачу отчётности в ПФР, осуществлять дистанционную сверку платежей, дистанционный контроль полноты платежей и сверку расчётов с ПФР в разрезе каждого месяца и осуществлять безошибочные платежи в ПФР.
Кабинетом пользуются почти 3,5
млн работодателей и самозанятых плательщиков страховых взносов. Только за 2014 год
к сервисам «Кабинета» было более 14 млн обращений пользователей.
Развитие обязательного социального страхования
В целях обеспечения права застрахованных граждан на получение социальных гарантий в 2014 году принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года №192-ФЗ. Федеральный закон закрепил право застрахованных лиц получать от Фонда социального страхования бесплатную помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представления интересов застрахованных лиц в судах.
С 1 января 2015 года в рамках решения задачи по выравниванию фискальной нагрузки на работодателей, которые нанимают на работу российских и иностранных граждан, временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане включены в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким иностранным работникам предоставлено право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности. Это право предоставляется при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования в размере 1,8% за период не менее шести месяцев.
Кроме того, с 1 января 2015 года
введена норма об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, с
момента заключения с ними трудового договора или договора гражданско-правового характера,
предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, независимо от продолжительности
этих договоров.
Материал представлен Минтрудом в Правительство в марте 2015 года.