Стенограмма:
Вопрос: Какие были приняты решения?
В.Мединский: Наверное, Председателем Правительства принято решение не возвращаться к теме лицензирования. Вместе с тем совершенно очевидно, что стихийное развитие рынка не обеспечило должной защиты потребителей, и великое множество компаний, которые оперируют на рынке туризма (их сейчас, только туроператоров, около 4,5 тыс., а количество турагентств и турагентов не поддаётся исчислению), зачастую откровенно злоупотребляют возможностями свободного рынка.
Поэтому дано поручение до 1 октября подготовить уже сведённый и согласованный меж ведомствами пакет поправок в законодательство (собственно, эти предложения подготовлены Министерством культуры ещё две недели назад, но сейчас мы будем согласовывать это с другими ведомствами, органами исполнительной власти, представителями индустрии), а также подготовить необходимые изменения в правительственных документах, в постановлениях Правительства, которые также бы усилили защиту потребителей.
Вопрос: А в чём это будет выражаться – защита потребителей?
В.Мединский: Там большой блок предложений. Поскольку в любом случае принятие и постановлений Правительства, и тем более закона займут значительное время, а туристический сезон ещё не закончился, более того, начинается подготовка к зимнему туристическому сезону, я хочу ещё раз обратить внимание потребителей на следующее. Первое: на сайте Министерства культуры на титульной странице находится информация, что должен потребовать в турагентстве покупатель турпутёвки, на что он должен обратить внимание, по пунктам. Там перечислены все необходимые его действия и необходимые документы. Если человек, желающий отдохнуть за рубежом, хочет отдохнуть спокойно и вернуться, я призываю: подойдите к этому серьёзно. Посмотрите все документы, которые вам должно предоставить турагентство, – это обратный билет в первую очередь, это документ из отеля, подтверждающий оплату проживания. Не ваучер, не квиточек, не фиговый листочек, а билет и документ из отеля, подтверждающий оплату проживания. Туроператор обязательно должен быть внесён в реестр туроператоров. Зайдите на сайт Ростуризма, проверьте это. И, конечно, надо стремиться страховать свою поездку. У нас страхование турпоездки – дело добровольное, этим пользуется, к сожалению, очень небольшое количество клиентов, но, только застраховав свою поездку, можно быть уверенным в том, что вы гарантированно получите свои деньги назад. Иначе государство будет экстренно заниматься решением ваших вопросов, а ваш отдых будет безнадёжно испорчен.
Вопрос: Поднимался вопрос о перестраховании на рынке туризма. Какие-то решения по этому вопросу были приняты?
В.Мединский: Рассматривалось несколько вариантов страхования в области туризма – от введения обязательного страхования ОСАГО до усиления принципов вменённого страхования, как сейчас. Это страхование самих туристических компаний от рисков банкротства. К сожалению, данная система страхования работает очень плохо, именно поэтому мы призываем всех покупателей туристического продукта застраховаться самим дополнительно, если они хотят быть стопроцентно уверенными. Конечно, приобретая туристическую путёвку в розницу у небольшого турагентства, надо, безусловно, внимательно читать условия договора и смотреть за тем, чтобы компания, которая будет вас отправлять за рубеж, чтобы туроператор был компанией надёжной, серьёзной, с хорошим опытом работы, с хорошими рекомендациями.
Вопрос: Глава Правительства сказал, что те туроператоры, которые не имеют контакта с Минкультуры или Ростуризмом, должны быть как бы ликвидированы. Вообще сейчас есть понимание, сколько таких компаний, была ли предварительная работа проведена перед совещанием?
В.Мединский: Мы в момент пика кризиса, когда одновременно обанкротилось несколько туроператоров, безусловно, с каждым из них работали по проблеме вызволения наших туристов из-за рубежа, и скажу откровенно: если некоторые туроператоры, несмотря на то что фактически объявили себя банкротами, предпринимали какие-то действия, чтобы помочь Ростуризму и Министерству вытащить туристов, давали свои базы данных, продолжали ходить на работу по крайней мере, то некоторые сразу же скрылись. По ним возбуждены уголовные дела, и, насколько я знаю, руководители этих компаний уже заочно арестованы. В настоящий момент они скрываются за рубежом по понятным причинам, но в данном случае, хочу сказать сразу, это проблема не туристического рынка, это было откровенное предумышленное мошенничество. Ими занимаются. Как мы и обещали, ни один подобный случай не останется нерасследованным, и каждый случай объявления туркомпанией себя банкротом тщательно расследуется следственными органами на предмет возможной предумышленности данного банкротства. Поэтому я, конечно, предостерёг бы любые компании от панических стремлений решить свои проблемы за счёт государства и граждан, которые им доверились.
Вопрос: А как можно регулировать деятельность турагентств?
В.Мединский: Сейчас количество турагентств и турагентов, продающих в розницу путёвки, неизвестно, они в добровольном порядке могут подавать о себе сведения, могут не подавать. Рынок оценивается где-то от 20 до 30 тыс., и, конечно, нынешняя ситуация неудовлетворительна. Поэтому Ростуризм предложил формализовать реестр турагентств в законе, и те турагентства, которые не будут сдавать определённый пакет документов и не будут соответствовать формальным требованиям, заниматься предпринимательской деятельностью в сфере туризма не будут.
Вопрос: То есть будет создан отдельный реестр?
В.Мединский: Да, будет создан отдельный реестр турагентств.
Вопрос: А какие формальные требования к турагентствам могут быть?
В.Мединский:
Как раз это сейчас обсуждается. Кроме того, неплохо этим летом сработал
механизм «Турпомощи». Это механизм, фонд, сформированный за счёт взноса
туроператоров, из которого бронировались дополнительные самолёты, вывозившие
наших пострадавших граждан из-за рубежа. Конечно, мы будем усиливать данный
фонд, взносы в этот фонд увеличатся, станут более пропорциональными масштабам деятельности
туроператора.
Вопрос:
Сейчас там 100 тыс.
В.Мединский:
Сейчас
они унифицированы – 100 тыс. рублей в год. Этого может быть достаточно для
какой-нибудь небольшой компании, но для компании, которая вывозит миллионы
туристов… Представьте, что значит вывезти миллион туристов. При средней
стоимости путёвки тысяча долларов это оборот в миллиард долларов. А платят в
фонд 100 тыс. рублей. Конечно, это несправедливо.
Вопрос: На сколько может быть увеличена сумма этого взноса?
В.Мединский: Я думаю, что речь пойдёт о небольшом увеличении фиксированного взноса, а также мы предложили принцип выплаты небольшой фиксированной суммы с каждой турпутёвки.
Вопрос: Получается, с каждого договора об оказании туристических услуг будет дополнительно взиматься стоимость?
В.Мединский: Да, в страховой фонд.
Вопрос: Сколько? Процент какой?
В.Мединский: Небольшой. Порядка 100 рублей с одной турпутёвки. Это совершенно не влияет на стоимость путёвки и в общем-то может быть легко оплачено туркомпанией из собственной маржи, но в абсолютных цифрах это поможет иметь подушку безопасности, сформированную самим бизнесом, на случай форс-мажорных обстоятельств, какие были, например, в августе.
Ещё раз подчеркну: никакого масштабного кризиса на рынке туристических услуг нет. Есть ситуация, связанная с кризисом перепроизводства, избытком предложения, перегревом на рынке туристических компаний и связанным с этим безумным демпингом в борьбе за клиента. Я периодически читаю письма, которые приходят мне напрямую от пострадавших лиц. Могу одно из этих писем вам показать, оно у меня с собой есть. Две немолодые женщины, пенсионерки, купили турпутёвку на Кипр за 23 тыс. рублей на неделю, «всё включено», в том числе авиаперевозка. Вы зря улыбаетесь – это 23 тыс. рублей на двоих. На двоих! Естественно, улететь они смогли только в одну сторону, и там подробно описывают, где их поселили за эти деньги, и спрашивают, как им возвращаться назад, указывая свои мобильные телефоны. Слушайте, коллеги, друзья, чем думают наши потребители, когда идут на поводу откровенного обмана?
Вопрос: Но это не горящие путёвки?
В.Мединский: Да какая разница – горящие, не горящие! Это сюжет из сказки «Золотой ключик», понимаете? Ярчайшая иллюстрация. Ну как можно за 300 евро на человека неделю, включая авиаперелёт, отдыхать на Кипре? Это невозможно. Значит, это однозначная пирамида. То есть с вас взяли маленькую толику, а за остальное заплатят следующие и так далее.
Поэтому надо крайне осмотрительно подходить к выбору турагентства, к выбору туроператора, внимательнейшим образом читать договор. Ещё раз подчеркну: всё, что написано на сайте Министерства культуры и Ростуризма, каждый документ должен быть приложен к этому договору. Постараться застраховать свою путёвку самостоятельно, добровольно (это делают многие страховые компании) и понимать, что бесплатный сыр – только в мышеловке.
Вопрос: Что касается ваших предложений, – какие ещё, помимо озвученных вами? Там была информация об уголовной ответственности…
В.Мединский: Там большой пакет предложений, я просто все перечислять не буду. К 1 октября представим все согласованные поправки в законодательство и в правительственные постановления.
Вопрос: А когда могут вступить в силу эти поправки, со следующего года?
В.Мединский: Это процедура, это зависит не от нас, а от Государственной Думы, от требований формальных – процедуры рассмотрения, общественного обсуждения поправок.
Вопрос: Почему отказались от идеи лицензирования?
В.Мединский: Лицензирование не является 100-процентной гарантией небанкротства компании, вообще никакой гарантией не является. Компания может быть многократно залицензирована и потом продавать подобного рода турпродукты на Кипр. В то же время это только увеличит головную боль лицензирующего органа, безусловно, создаст дополнительные предпосылки для коррупционной деятельности. И вообще по большому счёту это шаг назад. Нам кажется, если мы наведём должный порядок в течение года с реестром туроператоров, это в достаточной мере защитит рынок. Сейчас, к сожалению, Ростуризм не имеет даже полномочий по исключению недобросовестных компаний из реестра туроператоров. В наших предложениях – подобного рода полномочия Ростуризму дать.
Спасибо.