Стенограмма:
Н.Никифоров: Уважаемые коллеги, сегодня на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен законопроект, который устанавливает особенности акционирования «Почты России». Хочу сразу сделать важную оговорку: акционирование «Почты России» ‒ это ни в коем случае не приватизация «Почты России». Речь идёт лишь о преобразовании организационно-правовой формы из ФГУП в ОАО.
Федеральное государственное унитарное предприятие сегодня является по целому ряду направлений сдерживающим фактором для той активной модернизации «Почты России», которая происходит в последний год. Очевидно, что «Почте России» как предприятию современному, которое должно пройти все фазы модернизации, необходимы современные подходы к управлению, устоявшиеся современные корпоративные модели управления, эффективное управление имуществом. Всё это невозможно без такой формы собственности, как ОАО – ОАО со 100-процентной долей государства.
Законопроект устанавливает отдельные особенности, связанные с оформлением имущества, с прохождением некоторых других стадий акционирования, что позволит пройти эту процедуру значительно быстрее. Аналогичные законы принимались Российской Федерацией в части таких, к примеру, госкорпораций, как «Росатом», «Ростехнологии», «РЖД». Но опять же хочу сразу сделать оговорку, что ОАО «Почта России» ‒ это не госкорпорация в том смысле, как это было предусмотрено отдельными законами. Это обычное ОАО, живущее по всем принципам корпоративного управления, которые в Российской Федерации сегодня существуют. Будет создан обязательно совет директоров, в который войдут профессиональные директоры, и именно через них государство, через механизм директив будет участвовать в том случае, если это будет необходимо, исходя из полномочий, которые предусмотрены, будет давать соответствующие директивы на принятие тех или иных решений. В остальном «Почта России» будет работать как все другие открытые акционерные общества.
Хочу отдельно добавить, что, несмотря на нашу в целом обеспокоенность состоянием дел на «Почте России», как и обеспокоенность, я думаю, всех жителей нашей страны ‒ мы все хотим, чтобы письма, посылки доходили быстрей, чтобы не было очередей в почтовых отделениях, чтобы заработная плата сотрудников почты находилась на должном, конкурентоспособном уровне, ‒ несмотря на весь этот клубок проблем, которые накопились за последние годы, мы видим, что за последний год уже произошли достаточно существенные улучшения.
Детальные вопросы вы сможете задать Дмитрию Страшнову, генеральному директору «Почты России», но от себя хотел бы отметить пять ключевых фактов, которые действительно свидетельствуют о том, что положение дел существенным образом улучшается.
Первое. Мы оценили статистические данные за I квартал 2014 года и видим, что за I квартал 2014 года в Москве как в некоем индикативном регионе количество писем, доставленных вовремя, достигло 85%, это рекордный показатель за последние три года. Напомню, что год назад количество писем, доставленных в срок по Москве, было 5%, а теперь – 85%. Есть разница.
Второй факт. В целом по России процент доставки корреспонденции в срок достиг 94%, что тоже является абсолютным максимумом за последние годы и соответствует международным нормативам.
В декабре 2013 года «Почта России» доставила 5,5 млн посылок. Всегда у нас есть такая традиция ‒ к Новому году осуществлять дополнительные покупки в интернет-магазинах, в том числе по всему миру, и всегда Новый год был периодом коллапса. Этот Новый год впервые прошёл без сбоев, при этом рекордное количество посылок.
Четвёртое. Мы видим, что в I квартале 2014 года на 20% сократилось количество претензий, которые граждане направляют нам с жалобами на те или иные проблемы, сроки доставки, иные какие-то замечания в работе.
И последний, пятый момент, который очень важен для министерства, очень важен лично для меня, – это то, что мы смогли начать шаг за шагом масштабную программу по увеличению заработной платы. Это происходило уже два раза: 1 октября 2013 года, 1 января 2014 года. «Почта России» для нас здесь находится в особом, скажем так, приоритете, потому что это второй крупнейший работодатель в стране, это 360 тыс. сотрудников. Там очень много любопытных фактов, поделюсь одним из них: у нас одновременно только в отпуске по уходу за ребёнком всё время находится почти 15 тыс. сотрудников почты, постоянно, одновременно. Это просто некая иллюстрация той социальной значимости, которая есть у такого крупнейшего работодателя, такого крупнейшего предприятия страны, и повышение заработной платы, создание нормальных условий труда для всех сотрудников «Почты России» для нас является безусловным приоритетом. Убеждён, что реформы, проводимые в соответствии с разрабатываемой стратегией «Почты России», концепцией развития всей почтовой отрасли нашей страны, позволят нам реализовать все эти амбициозные задачи. Спасибо.
Вопрос: «Российская газета». Хотелось бы уточнить. Вы в «Твиттере» сказали, что, когда почта акционируется, она будет работать эффективнее. В чём возможность более эффективной её работы, ведь уже идёт улучшение работы почтовой связи? Будет больше заимствований, больше возможностей привлечения инвестиций в качестве акционерного общества?
Н.Никифоров: То есть как конкретно преобразование в ОАО позволит повысить эффективность?
Вопрос: Да.
Н.Никифоров: Если можно, я передам слово Дмитрию Страшнову, чтобы он рассказал про детали их ежедневной работы.
Д.Страшнов (генеральный директор ФГУП «Почта России»): Спасибо большое, Николай Анатольевич. Уже было упомянуто, что одна из исключительных особенностей формы собственности ОАО – это корпоративная система управления, это скорость принятия решений и, собственно говоря, наверное, своевременность принятия решений. Это один из факторов, который, безусловно, будет влиять на эффективность. Наверное, ещё один фактор, о котором было сказано, – это возможность ОАО «Почта России» более эффективно использовать свои имущественные ресурсы, потому что сегодня почта обладает большим количеством объектов, которые зачастую либо неэффективно используются, либо в принципе почте для операционной деятельности не так важны. Эти объекты имеют определённую ценность, и, безусловно, учитывая, что в рамках модернизации инфраструктуры логистической и инфраструктуры почтовых отделений необходимы серьёзные инвестиции, эти активы, эти ресурсы могут быть использованы в том числе для этих преобразований.
Я просто, если позволите, дополню. Цифры, которые прозвучали из уст Николая Анатольевича: 15 тыс. сотрудниц – в отпуске по уходу за ребёнком. Ещё 15 тыс. – в декретном отпуске. У нас 30 тыс. сотрудников перманентно занимаются родами и воспитанием нашего молодого поколения. Это 10% от общей численности женского состава, работающего на почте. А их почти 90% из 360 тыс.
Н.Никифоров: Просим не снижать эти обороты.
Д.Страшнов: Будем стараться.
Вопрос: Добрый день. Газета «Ведомости». Вопрос министру. Премьер во вступительном слове сказал (во всяком случае, его так можно было понять), что после акционирования не планируется приватизации «Почты России». Правильно ли мы поняли премьера, что от этой идеи совсем отказались и, скажем так, в обозримой перспективе (пять-десять лет) это даже не обсуждается?
И второй вопрос, если позволите. На этой неделе какая-то дискуссия разгорелась вокруг приватизации «Ростелекома». Можете всё-таки пояснить позицию министерства? Очевидно, что уже в этом году, по-видимому, раз в бюджете эти деньги больше не заложены, эта приватизация не состоится. На какой год она отложена? На 2015-й, 2016-й или на более далёкую перспективу?
Н.Никифоров: В выступлении Дмитрия Анатольевича Медведева действительно было подчёркнуто, что «Почта» не будет приватизирована (речь идёт о перспективе трёх-пяти лет). Вряд ли мы увидим, что, кроме государства, кто-то ещё станет соакционером «Почты России». В то же время стратегически, если говорить о более долгосрочной перспективе, нельзя исключать самых разных других форм развития «Почты России». Это может быть и народное IPO ‒ почему бы нет, это нормальная практика в целом ряде стран, ‒ это могут быть другие какие-то формы сотрудничества. Опять же мы внимательно анализировали мировой опыт, есть самые разные варианты развития. На данном этапе, когда идёт фаза преобразований, становления предприятия после такого затяжного кризисного положения, мы считаем, что государство должно сохранить 100-процентное участие.
Что касается приватизации «Ростелекома», всё-таки этот вопрос больше должен быть адресован Министерству экономического развития, Росимуществу. С позиций Минкомсвязи России нам важно, что «Ростелеком» действительно является системообразующим предприятием с точки зрения проводной прежде всего отрасли связи, фиксированного доступа в интернет, оказания телефонных услуг, в том числе оказания услуг спецпотребителям. Поэтому для нас очень важно, чтобы любые решения по его приватизации никоим образом не сказывались на задачах обеспечения связью стратегических объектов, наших силовых структур, и это отдельно прорабатывается совместно с коллегами из этих ведомств. Ни приватизация «Ростелекома», ни других предприятий ни в коем случае не является самоцелью для Правительства. Нет такой задачи ‒ приватизировать обязательно в какой-то год любой ценой. Это вопрос серьёзного принятия решений, взвешивания всех за и против, в том числе ситуации на международных рынках, в том числе ситуации с текущей ценой акций и так далее. Поэтому здесь самоцели никакой быть не может. То, что дискуссия эта идёт и есть определённые заявления и Министерства финансов, и Министерства экономического развития, ‒ это совершенно нормально, это говорит как раз о том, что этот проект должен быть взвешен со всех сторон.
Мы, конечно, видим достаточно сложный процесс с точки зрения вовлечённости «Ростелекома» в оказание услуг спецпотребителям. Есть целый ряд поручений, в рамках которых Росимущество прописывает особенности возможных акционерных соглашений, то есть, если вдруг это решение будет приниматься, как должны быть оформлены все отношения с инвестором, какое право вето должно остаться за государством, потому что очевидно, что хотя бы какая-то доля, хоть какая-то «золотая акция» или 25 + 1 всё равно там должно оставаться, эти все условия прописываются. С этим вопросом более подробно рекомендую обратиться в Росимущество, всё-таки это их полномочия.
Вопрос: Вот про народное IPO «Почты России»... В этой вы как министерство, как Министр связи хотя бы какие-то предварительные предложения отправляли в Правительство, в том числе о возможности IPO, выхода на рынок, привлечения каких-то..?
Н.Никифоров: Нет, такие предложения не отправлялись, в то же время мы их, как и любые другие варианты, рассматриваем. Но пока говорить о них преждевременно. Наша задача ‒ обеспечить доставку писем, посылок в срок, поднять заработную плату сотрудникам «Почты России», вообще превратить «Почту России» в нормальное современное предприятие, для того чтобы население было довольно почтовыми услугами. И считаю, что после этого цена капитализации (если можно так сказать уже применительно к ОАО) этого предприятия значительно возрастёт. Сегодня точно не тот момент, когда нужно выходить на народное IPO «Почты России».
Из уст Дмитрия Страшнова прозвучал тезис про продажу имущества и так далее. Я тоже хочу, коллеги, чтобы мы не драматизировали эту ситуацию. Предприятие хочет быть эффективным. Мы много раз с вами обсуждали, что стратегия развития «Почты России», все эти финансовые модели, которые там есть, не предполагают бюджетного финансирования. «Почта России» вообще на самом деле сейчас, по сути, с 2015 года, идёт в режиме свободного плавания, она получает в 2015 году 0 рублей 0 копеек, никаких субсидий нет. На подписку нет, на Крайний Север нет, бюджет не может себе позволить финансировать эти расходы. Это, конечно, очень печально, но что поделаешь, мы в такой ситуации находимся. Поэтому почте нужно искать другие механизмы.
Это заёмные средства ‒ раз, это продажа действительно непрофильных каких-то активов, ненужных зданий. Она должна перекомпоноваться, переоптимизироваться. Несколько миллиардов рублей в рамках финмодели «Почты России» планируется выручить в том числе и от продажи этого ненужного имущества ‒ продажи по открытым принципам, через аукционы, публично. Мы не допустим никаких процедур, так сказать, связанных с непрозрачностью. Для нас это принципиальная позиция, я просто посчитал важным прокомментировать эти слова про продажу имущества.
Вопрос: Ещё раз «Российская газета». Полтора года – это с сегодняшнего дня (процесс акционирования) или когда всё будет уже утверждено Государственной Думой? Когда вы рассчитываете, что законопроект поступит по всей процедуре? Можно поподробнее. И второй вопрос очередной по поводу банка: как идёт процесс выбора банка, который будет сотрудничать с почтой?
Н.Никифоров: Правительство лишь одобрило законопроект в установленном порядке, из Правительства он попадёт в Госдуму. С учётом специфики этого законопроекта, необходимости как минимум месячной рассылки его по регионам и так далее очевидно, что он будет принят не раньше осенней сессии Думы, и это уже будут полномочия депутатов ‒ принять его в таком виде, внести поправки или вообще за него голосовать или не голосовать. Поэтому мы ожидаем его принятия осенью. «Почта России» на самом деле всё это время вела и ведёт работу по переучёту своего имущества, оформлению прав. Где-то это, к сожалению, судебные процессы, то есть просто «Почта России» сидит в каких-то помещениях, которые никак не оформлены. Идёт большая-большая работа, которая как раз в итоге и приведёт к оформлению всего имущества и его внесению в уставной капитал этого акционерного общества. Поэтому полтора года – это некий наш стратегический горизонт. Мы рассчитываем, что в осеннюю сессию закон выйдет, но с момента принятия закона, наверное, год останется. Постараемся сделать как можно скорее. Мы все ‒ и «Почта России», и министерство заинтересованы, чтобы это произошло как можно скорее. Мы хотим, чтобы это было акционерное общество, с советом директоров, с нормальными, понятными процедурами, поэтому делаем всё возможное, чтобы это состоялось быстрее.
Про банк. «Почта России» действительно (я думаю, что Дмитрий Страшнов сейчас пояснит) изучала разные предложения, но пока мы лишь присматриваемся к ситуации на рынке, соответствующие предложения будем в Правительство вносить, на сегодня они не представлены в Правительство. Считаем, что почтовые отделения должны оказывать некий базовый набор финансовых услуг. Банк ни в коем случае не является каким-то мейнстримом для «Почты России», это лишь попытка расширить набор оказываемых услуг, повысить, скажем так, доходность от функционирования каждого почтового отделения, а как следствие ‒ заработную плату его сотрудников. Почтовые отделения есть так и так, но есть много территорий, особенно в малых городах ‒ а у нас около 20 тыс. почтовых отделений находится в малых населённых пунктах, ‒ где просто нет ни одного отделения банка. Мы считаем, что жителям этих населённых пунктов нужно дать возможность получать базовые банковские услуги. Но рассматривать «Почту России» как некоего полноценного участника рынка банковской сферы я бы не стал. Речь идёт именно о таком фокусированном оказании услуг для населения.
Вопрос: То есть вы отказались от идеи банка, включения в банковскую сферу?
Н.Никифоров: Нет. Почему? «Почта России» рассматривает… Был открытый сбор предложений, я думаю, Дмитрий Страшнов может рассказать более подробно. Предложения эти собраны, они проанализированы, дальше мы соответствующие предложения будем вносить уже в Правительство и так далее.
Вопрос: А когда?
Н.Никифоров: Здесь нет какой-то жёсткой даты. Дело в том, что у нас в стратегии это отражено, стратегия сама формально не утверждена, мы даже сделали уже новую редакцию стратегии, пересчитали все цифры, потому что предприятие работает и вся эта цепочка функционирует. Мне сложно сейчас назвать эту дату, могу сказать, что мы вчера внесли в Правительство новую версию концепции развития почтовой отрасли в целом ‒ не «Почты России», а почтовой отрасли в целом. Плюс хочу напомнить, что в Государственной Думе находится законопроект новой редакции закона о почтовой связи. Это всё взаимоувязанные вещи, поэтому здесь нет какой-то даты, красной черты, до которой «Почта России» обязательно должна начать оказывать банковские услуги, но стратегия это предусматривает. «Почта России» рассчитывает в том числе на эти некие дополнительные доходы, несущественные доходы, от оказания этих банковских услуг. Поэтому «Почта России», как любое нормальное предприятие, готовится к любым вариантам развития событий, но ключевые решения здесь за Правительством. Дмитрий, какой-то комментарий по отбору банков? Сколько предложений вы получили?
Д.Страшнов: Поясню. Один из ключевых, важных факторов, почему «Почта России» задумалась на эту тему, озаботилась получением в том или ином виде банковской лицензии либо приобретением банка: мы в первую очередь обязаны защитить свой финансовый сегмент, в котором почта оказывает услуги уже много десятков, может быть, даже больше сотни лет, ‒ это денежные переводы и выдача пенсий. Как вы знаете, сегодня денежные переводы практически уходят в банковский сектор, без наличия банковской лицензии этот бизнес уже просто заканчивается. Пенсии ‒ то же самое, все новые пенсионеры приходят с карточками, со счетами, и мы просто видим ужасающую тенденцию потерь наших клиентов именно в сегменте выдачи пенсий. Коллеги, сегодня ежедневно почта теряет порядка 2750 пенсионеров, которые просто уходят из жизни. А все новые пенсионеры приходят уже не к нам.
Н.Никифоров: Все новые приходят уже с карточками в банк.
Д.Страшнов: Поэтому, конечно, эту тенденцию тоже нужно останавливать, потому что это чревато серьёзными финансовыми проблемами для почты. Нам просто не хватит денег ни на реформу, ни на зарплату своим сотрудникам. Это очень важный момент. Поэтому здесь вопрос, безусловно, для нас очень важный. И, если спросить «Почту», конечно, чем быстрее этот вопрос будет решён, тем лучше будет для нашей организации.
Н.Никифоров: Про отбор банков. Сколько предложений вы получили?
Д.Страшнов: У нас было более 20 предложений. Это так называемый лонг-лист.
Н.Никифоров: В открытом режиме всё это было?
Д.Страшнов: Да, абсолютно. Был задан некий публичный формат, мы собрали предложения, которые соответствуют нашим требованиям. Изучаем сейчас весь список, формируется так называемый шорт-лист, то есть это несколько предложений, которые в наибольшей степени отвечают тем критериям, которые указывались в открытом конкурсе, и, соответственно, дальше уже будут проходить консультации на уровне Правительства о дальнейших шагах и, собственно говоря, о возможных сроках принятия решения в отношении той или иной формы получения банковской лицензии. Опять повторюсь: есть несколько вариантов – получение лицензии либо покупка банка, который этой лицензией обладает.
Вопрос: Сколько «Почта» готова потратить?
Д.Страшнов: Порядок цифр я могу вам сказать. Это небольшие деньги, то есть понятно, что мы не хотим (и в принципе в этом нет необходимости) покупать большой банк, который имеет и достаточно большую клиентскую базу, и большие активы. Для нас важна, собственно говоря, чистота этого актива, этого банка, отсутствие скелетов в шкафу, потому что мы понимаем, что нам важна здесь лицензия, и банк не должен быть обременён какими-то дополнительными финансовыми обязательствами. Поэтому мы в большей степени смотрим не на размер операционной деятельности банка, а на его чистоту, его, собственно говоря, историю. Поэтому денег больших он стоить в общем-то не может. Вы знаете рыночные цены, это порядка 5‒10 млн долларов, можете умножить, посчитать, сколько это стоит в переводе на рубли.
Н.Никифоров: Чтобы расставить акценты по банкам. Банк – это что такое? Это лицензия, команда, выстроенные процедуры, IT-система и в том числе определённые, грубо говоря, денежные средства, некие активы, которыми этот банк оперирует. Если всё это сложить… Поэтому ответить на вопрос, за сколько «Почта» готова купить банк, мне достаточно сложно. Нужно смотреть, что же это за банк. Если у этого банка у самого ещё 300 млн активов на счетах, то понятно, что он должен стоить на 300 млн дороже, потому что в том числе и эти активы переходят.
Д.Страшнов: Наша оценка, можно так, наверное, сказать в двух словах, это стоимость капитала.
Н.Никифоров: Да, стоимость капитала.
Д.Страшнов: Всё. То есть мы готовы платить стоимость капитала, некие премиальные за лицензию.
Н.Никифоров: Ещё один акцент по теме банка, покупки и так далее.
«Почта России» – это некоммерческое предприятие. У неё 42 тыс. отделений. Если бы у неё был частный инвестор, он бы половину из них закрыл немедленно и уволил бы две трети сотрудников. «Почта» не может этого сделать, у неё есть задача это обеспечивать. Государство ушло от финансирования почты вообще – 0 рублей 0 копеек. Эти отделения мы не хотим закрывать, потому что считаем, что в этом социальная миссия почты – присутствовать на тех территориях, где кроме почты вообще больше ничего нет ‒ магазинов нет, госорганов нет, только почтовые отделения. Мы хотим их сохранить. Чтобы их сохранить, мы должны добавить эти дополнительные услуги. Почта действительно занимается доставкой пенсий, пособий, почтовых переводов, всех иных платежей. Было бы странно, если бы она не сражалась за эту свою клиентскую базу и как-то это, так сказать, игнорировала.
Просто есть очень много дискуссий относительно того, что почта должна быть лишь неким агентом и продвигать услуги других банков. С точки зрения обеспечения доходности от финансовых услуг почты, к сожалению, это не работает. Или, к счастью, это не работает.
Поэтому мы такой подход полностью поддерживаем, ожидаем, что после оформления всех необходимых документов Правительство примет те или иные решения. Но здесь эти решения будут уже за Правительством, это достаточно ответственные, юридически значимые действия.
Мы считаем, что в условиях, когда бюджет Российской Федерации «Почту России» не поддерживает никак, в условиях, когда предприятие находится в такой ситуации, нужно либо деньгами почте помогать, либо не мешать почте заниматься её работой. Третьего варианта здесь не может быть. И деньгами не помогать, и работать не давать – это будет странная позиция. Тогда просто естественным образом почта обанкротится, закроет отделения и уволит сотрудников. Чудес не бывает. Нет каких-то других способов как-то повысить эффективность этой огромной сети. Базовые финансовые услуги должны быть доступны населению России и в городах-миллионниках, и в сёлах, где 500 человек жителей. Мы считаем, что это надо делать.
Вопрос: Татьяна Золотова, Telecom Daily. Что в принципе российская сторона, в том числе Минкомсвязь как профильное ведомство и «Почта России» как участник Всемирного почтового союза, предпринимает для того, чтобы этот важный регулирующий орган признал Крым именно в отношении почтовой связи и как-то быстрее там начиналась адекватная работа нашей почты?
И второй момент. Был прецедент: «Укртелеком» подал в наш российский Роспатент заявку на патенты на озвученные нашими властями планируемые названия телеком-операторов там.
Н.Никифоров: А какие нашими властями были озвучены планируемые название?
Вопрос: «Крымтелеком», «Крымсвязь».
Н.Никифоров: Хочу вас разочаровать, российские власти вообще не создают никаких операторов, никак не участвуют в этом. Мы лишь создаём условия для того, чтобы они там создавались.
Вопрос: Просто назывались предполагаемые имена… И «Укртелеком» в том числе и на них подал патенты. В принципе то же самое, к примеру, может сделать украинская почта…
Н.Никифоров: Честно говоря, мне неизвестно про эту заявку в Роспатент. Операторы связи ‒ и российские, и украинские ‒ могут оказывать услуги где угодно в соответствии с законодательством той территории, где эти услуги оказываются, и торговые марки могут регистрировать какие угодно.
Поэтому ещё раз: государство к этому относится абсолютно равноудалённо, мы готовы и на территории Республики Крым, и в Севастополе в соответствии с действующим законодательством… Там просто есть некий переходный период. Напомню, что в федеральном конституционном законе о Крыме есть формулировка, что пока продолжают действовать лицензии, выданные украинской стороной, – до 1 января 2015 года. Там есть ещё ряд других тонкостей, но базовый принцип такой. Исходя из этого, мы и работаем в Крыму. И средства массовой информации регистрируются, и операторы связи подают свои заявления на лицензии в Роскомнадзор. Просто есть данный период, в рамках которого нужно привести свои сети, свою инфраструктуру и свои документы в соответствие.
Мы будем рады любым операторам. Да, им для этого нужно будет создать юридические лица на территории Российской Федерации. Но, поверьте, государство здесь ничего не продюсирует, мы никаких названий не придумываем, специальных каких-то решений не принимаем. Всё это происходит в нормальной рыночной среде. У нас поэтому, кстати, связь в стране, связь и интернет… Вчера Президент на встрече с интернет-предпринимателями как раз и отметил, что такие темпы развития связаны с тем, что государство здесь никак не вмешивается в работу. Поэтому мы желаем успехов всем операторам связи, и чем их будет больше, чем больше видов услуг они там будут оказывать, тем будет лучше для населения Крымского полуострова.
А с точки зрения Всемирного почтового союза и какой-то международной посылки пусть Дмитрий Евгеньевич расскажет.
Д.Страшнов: Позиция ВПС очень простая – повсеместное обеспечение населения, проживающего на определённых территориях, определённым набором, базовыми услугами почтовой связи. Собственно говоря, это то, чем сейчас озадачены мы. Естественно, почта на сегодняшний день на территории Крыма функционирует, наша задача сейчас ‒ выполнять роль и экспертного центра, предоставить возможность в том числе решать проблематику, связанную с международным почтовым обменом. Безусловно, та экспертиза, которая есть у «Почты России», сегодня востребована, и мы в определённой форме эту помощь оказываем.
Н.Никифоров: Я позволю себе так ещё прокомментировать дополнительно. Коллеги, давайте совсем упростим. Житель Европы или Соединённых Штатов Америки хочет отправить посылку в Крым. Если он напишет «Украина, Крым», то посылка придёт на Украину. Как украинская почта будет доставлять её в Крым, мне неизвестно, потому что это территория другой страны. Если он напишет «Россия, Крым», то посылка придёт в Россию, скорее всего, попадёт в наш суперсовременный внуковский логистический центр, будет оперативно обработана, будет доставлена авиарейсом Москва ‒ Симферополь и дальше будет доставлена адресату. Если житель Крыма что-то закажет в интернет-магазине и напишет «Россия, Крым», всё будет доставлено в срок. Никаких вопросов, никаких задержек не возникнет. Поэтому нужно просто правильно писать адрес. Если кто-то напишет неправильный адрес, то посылка не дойдёт, если напишут правильный адрес, то всё дойдёт.
Я вас уверяю, что ни Всемирный почтовый союз, ни какие-то другие почтовые операторы не анализируют, какой там номер дома, номер улицы, и посылки маршрутизируются по страновой принадлежности. Хотя, правда, как известно, был прецедент, когда одноимённому Сергею Иванову из Санкт-Петербурга кроссовки не дошли, но это по другим причинам, которые мы хорошо знаем.
Вопрос: А в принципе «Почта России» как-то пытается доказывать почтовому союзу..?
Н.Никифоров: А зачем доказывать? Посылки доходят ‒ очень хорошо. Никому ничего доказывать не нужно.
Д.Страшнов: В интересах, опять же повторюсь, Всемирного почтового союза, так же как и почтовых администраций России и Украины, на самом деле функционирование почты на определённой территории. Поэтому сегодня задача, чтобы посылки из Штатов…
Н.Никифоров: Да откуда угодно.
Д.Страшнов: …из Крыма уходили и приходили. И, собственно говоря, в этом основная функция национальных почтовых администраций.
Н.Никифоров: Если честно, мне даже неизвестно ни об одном факте, когда с территории России, из города Симферополя отправили куда-нибудь посылку, а она не дошла, потому что была отправлена с надписью, что она из России. Я не знаю ни об одном таком факте. Если вам они известны, сообщите, будет очень интересно их расследовать. Ещё раз повторю, если кто-то отправит посылку на Украину, в город Симферополь, она не дойдёт. Она просто придёт на почту Украины, видимо, и где-то там будет лежать, наверное. Потом, может быть, вернётся назад. Я не знаю, что с ней будет происходить, как они будут её обрабатывать. Это надо коллегам задать вопрос. Если будет написано, что это Россия, Симферополь, улица такая-то, дом такой-то, всё дойдёт нормально. Никаких проблем нигде не будет. Нет такой проблемы просто, никому не надо ничего доказывать.
Вопрос: А есть уже какие-то данные по количеству отправлений и прибытий сообщений, посылок на территорию Крыма с момента его присоединения? Числовые.
Н.Никифоров: Честно говоря, у меня нет. Я внимательно отслеживал, когда первый самолёт туда прилетел, практически лично его контролировал. Он прилетел, и уже по новым правилам, в новой юрисдикции, скажем так, там всё это заработало. У меня нет такой оперативной статистики сейчас.
Д.Страшнов: Важный факт, что у нас не существует проблем на территории Крыма ни с приёмом, ни с отправкой отправлений, нормальная ежедневная работа.
Н.Никифоров: Всё работает.
Д.Страшнов: Коллапса там нет никакого, слава богу.
Н.Никифоров: А саму почту на территории Крыма, конечно, нужно модернизировать, мы это предусматриваем. Там нужно закупить новый автотранспорт, нужно привести в порядок сами отделения, нужно модернизировать IT-системы, там нужно много приложить сил и затратить средств, для того чтобы почта на территории Крыма была современной, качественно обслуживала потребителя, вовремя всё доставлялось и оказывалось. Почта на территории Крыма и Севастополя сыграла ключевую роль в определённый момент очень чувствительный, социально важный момент выдачи пенсий и пособий, когда, как мы знаем, там был целый ряд блокировок этих платежей и так далее. Почта всё это подхватила, и в рублях пенсии и пособия оперативно в те непростые дни стали выдаваться. Пользуясь случаем, хотел бы высказать слова благодарности всем сотрудникам, на которых свалился грандиозный объём этой дополнительной работы. Они этого раньше не делали, там тоже многие обслуживались через банки и так далее. Всё это вдруг перестало работать. И всё это выдавалось наличными в почтовых отделениях по совершенно особому режиму. Люди просто работали в два-три раза больше, поэтому будем ходатайствовать о том, чтобы они тоже были отмечены каким-то образом уже по линии предприятия.
Вопрос: Но для организации тоже нужны деньги, из каких статей расходов «Почта» будет их брать?
Н.Никифоров: «Почта России» готовит такие предложения, они у нас в министерстве есть, мы ведём расчёты, будем смотреть. Не исключаю, что здесь будет и определённое бюджетное финансирование. Мы такие заявки, в частности, подаём, обосновываем их с нашими коллегами. Пока эти решения ещё не приняты. Возможно, это будет какая-то дополнительная субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации в связи со спецификой этой ситуации.
Вопрос: Когда это будет?
Н.Никифоров: Мы хотим, чтобы как можно скорее. Ещё раз: расчёты есть, работа опять же ведётся, по факту там ведётся ежедневная работа. Просто мы считаем, что нужно кардинальным образом модернизировать ту почтовую инфраструктуру, которая на территориях двух новых субъектов Российской Федерации сегодня есть.
Вопрос: Газета «Коммерсант». Хотел у Дмитрия Евгеньевича уточнить по недвижимости: сколько зданий нужно ещё оформить в собственность, которой сейчас владеет Росимущество, государство? Можете как бы апдейт сделать по ситуации?
Д.Страшнов: Смотрите, такими очень большими мазками. Сегодня у нас июнь 2014 года. На сегодняшний день полностью зарегистрировано более 55% всех объектов, которые находятся на балансе либо в хозяйственном ведении «Почты России». На середину 2013 года это было около 20‒25%. Параллельно в работе находятся все остальные объекты, степень готовности которых достаточно высока. Наша задача на сегодняшний день – к концу 2014 года выйти с результатом 85% объектов, которые должны быть полностью зарегистрированы, и быть готовыми к началу процесса акционирования уже с 1 января следующего года. В принципе это очень высокий показатель. Если вы проконсультируетесь с коллегами из Росимущества, то в принципе это один из таких серьёзных, беспрецедентных показателей, которого, я считаю, мы сможем достигнуть.
При этом, безусловно, конечная цель – это как минимум 95%. К моменту окончания акционирования эта цифра должна быть достигнута. 5% – это некий плавающий остаток, который будет находиться перманентно под рассмотрением, в том числе судебных органов, там права собственности… Всегда есть какие-то объекты, которые можно оспорить, какие-то объекты, которые каким-то образом либо отчуждались, либо были попытки их отчуждения. Поэтому мы оцениваем это пятипроцентным порогом, а задача наша к концу года ‒ полностью закончить регистрацию 85% всех объектов, которые у нас находятся в хозяйственном ведении.
Н.Никифоров: У меня тоже короткая реплика. Мы так хорошо об этом, сидя в Белом доме, в центре Москвы, рассуждаем ‒ про эти 5% объектов, ещё что-то... Жизнь устроена гораздо проще. Если поездить по регионам, если поехать, например, в Якутию и подальше от Якутска куда-нибудь забраться, там есть какое-нибудь село. И жители говорят: «Тут у нас когда-то было почтовое отделение, оно закрылось. Давайте мы летом сами поставим сруб, просто сами выйдем, несколько семей, поставим сруб, а вы в нём почту откроете». Как оформить этот сруб в якутском селе? Это что такое? Мы как будем его оформлять и вносить в уставной капитал ОАО «Почта России»? Судиться будем с кем-то, что ли, там? Или что-то ещё делать? Или что-то уже стоит там на каком-то земельном участке. Мы не можем это внести без того, чтобы земельный участок под этим зданием не оформить. В общем, это вся наша широкая география больших российских просторов. Поэтому к этому просто надо относиться с пониманием.
Д.Страшнов: И ещё добавлю, что у нас закончилась полная инвентаризация всех объектов имущественного комплекса. В течение последних, наверное, восьми месяцев нами была проведена серьёзная ревизия, и мы нашли ещё около 2 тыс. объектов, которые раньше не были учтены. Поэтому инвентаризация проведена, дальше начинаем планово все эти объекты переводить, собственно говоря, на баланс Российской Федерации.
Вопрос: Хотел бы про продажу имущества спросить. Что это за объекты, которые будут продаваться? В каких городах?
Н.Никифоров: Вы так говорите, как будто хотите что-то купить.
Вопрос: Я хотел бы написать об этом.
Д.Страшнов: Списка нет. Ещё раз: для нас очень важно, чтобы наша инфраструктура, имущественный блок в первую очередь отвечал тем задачам, которые перед собой ставим. Это функционирование почтовой связи, это, соответственно, функционирование инфраструктуры логистики и функционирование инфраструктуры почтовых отделений. Наверняка есть объекты, которые являются непрофильными. Высвобождение этих объектов – это уже вопрос, наверное, хозяйственной деятельности предприятия. И, безусловно, все эти вещи, как сказал Николай Анатольевич (Н.Никифоров), будут согласовываться с Правительством, потому что всё-таки акционером основным будет ещё долго оставаться государство.
Н.Никифоров: Но всё-таки крупные сделки тоже будут, я думаю, что они будут формально…
Д.Страшнов: Форма реализации однозначно будет…
Н.Никифоров: Открытый аукцион. Безусловно.
Д.Страшнов: Да, это открытый аукцион. То есть будут сидеть с молотком за столом, и кто больше даст.
Н.Никифоров: Скорее всего, в электронном виде он будет происходить.
Д.Страшнов: Я утрирую.
Н.Никифоров: Минкомсвязь ведёт системную работу по отмене любых аукционов с молотком. По крайней мере мы говорим о том, что электронные технологии гораздо эффективнее, прозрачнее и надёжнее, чем любые молотки, и я думаю, что будем склонять «Почту России» к тому, чтобы это тоже были такие совсем независимые процедуры.
А если говорить про здания, известно грандиозное здание «Почты России» на Варшавке. Я не знаю, в каком году точно оно было построено…
Д.Страшнов: По-моему, в первой половине 1980-х годов.
Н.Никифоров: Сегодня это здание точно логистически не подходит как некий центр для осуществления всех тех функций, которые там есть... Какова его площадь?
Д.Страшнов: Там, по-моему, около 60 тыс. кв. м.
Н.Никифоров: Оно функционально сегодня гораздо больше подходит под торгово-развлекательный центр с какими-нибудь магазинами, кинотеатрами и так далее. Исторически так вышло, что там «Почта России» сидит, но «Почте» самой там тесно и неудобно. И если будет какая-то глобальная передислокация, очевидно, что такой комплекс надо высвобождать, его с открытого аукциона продавать. Это позволит выручить какое-то количество, я не знаю, сотен миллионов или миллиард рублей для «Почты России». Она их направит на то, чтобы модернизировать свою почтовую инфраструктуру и зарплаты повышать. Такой подход. Поэтому, я думаю, здесь просто надо внимательнее смотреть, как «Почта» будет модернизировать свою сеть в том числе логистических центров и так далее.
Вопрос: 15‒20 млрд хотели по стратегии выручить от продажи непроизводственных активов. Эта цель сохраняется?
Д.Страшнов: Это предварительная оценка.
Н.Никифоров: Цель сохранятся, цифра может уточняться, но цель сохраняется.
Д.Страшнов: Я думаю, что порядок приблизительно такой.
Н.Никифоров: Да, порядок такой.
Вопрос: Сколько в этом году планируете привлечь кредитов и в каком виде?
Д.Страшнов: Мы в этом году больше ничего не планируем привлекать. Условно говоря, текущее финансирование операционной деятельности компании будет осуществляться за счёт опять же прибыли, которую мы должны сгенерировать.
Год очень непростой. Мы в этом году серьёзно подкорректировали заработную плату: подняли в среднем на 15% впервые за последние пять лет, если не ошибаюсь. Учитывая, что фонд заработной платы на «Почте России» достигает более 60% (порядка 65%) выручки, для того чтобы такой подъём заработной платы осилить, нам необходимо приложить очень много усилий, чтобы поднять выручку. И это на сегодняшний день задача номер один для управленческой команды, задача очень непростая. То есть мы видим некую динамику, тем не менее это требует серьёзного погружения и серьёзной работы. Мы не останавливаемся ни на минуту, и помимо, естественно, зарабатывания денег за счёт увеличения выручки, безусловно, процесс оптимизации затрат тоже происходит.
Н.Никифоров: Проще говоря, зарплату почтовикам подняли авансом, но сделали это сознательно, потому что мы считаем, что при такой зарплате вообще даже укомплектовать штат и что-то требовать от людей невозможно. Подняли авансом. Мы рассчитываем, что повышение эффективности работы «Почты России» приведёт уже в 2014 году, а тем более в 2015-м, 2016-м и далее к росту выручки.
Вопрос: А при акционировании будет ли в ближайшие годы сокращение количества отделений и сокращение персонала? Есть ли такой план?
Н.Никифоров: Мы считаем, что количество отделений не должно сокращаться, мы боремся за то, чтобы сохранить каждое из них, в том числе в малых населённых пунктах.
Д.Страшнов: Задачи сократить персонал нет. Возможно, будет некая перегруппировка с точки зрения набора рабочих специальностей, численности сотрудников, которые занимаются разными категориями работ. Скорее всего, нам нужно будет усиливать розницу, усиливать именно почтовые отделения за счёт автоматизации. На производственных процессах мы, наверное, сможем оптимизировать численность людей.
Н.Никифоров: Посмотрите, логистический центр во Внуково. Там действительно не такое большое количество людей.
Д.Страшнов: Все прекрасно знают, что не хватает народа в отделениях, есть пустые окна, есть очереди, поэтому там народ, скорее всего, будет даже добавляться. При этом технологический цикл при определённом уровне оптимизации может дать нам определённую экономию в численности сотрудников.
Вопрос: Возвращаясь к головному офису: где тогда головной офис «Почты России» должен располагаться? В логистическом центре, я так понимаю?
Д.Страшнов: Есть три сценария. Мы сейчас рассчитываем экономическую эффективность. Выберем тот, который будет для нас менее затратным.
Вопрос: А какие три сценария?
Д.Страшнов: Скажем так, один из этих сценариев ‒ остаться на Варшавке. Условно говоря, во всех трёх сценариях учитывается, что и управленческая команда центрального аппарата, и управленческая команда Москвы, и управленческая команда Московской области, и всех функций, которые сейчас разнесены (ГЦМПП, АСЦ), ‒ они все соберутся в одном месте.
Вопрос: Принято ли решение, где разместить логистический центр в Южном федеральном округе – в Краснодаре или в Ростове-на-Дону? Были предложения от «Базэл Аэро», чтобы разместить в уже действующем аэропорту в Краснодаре.
Н.Никифоров: Это решение не субъективное, оно может основываться лишь на объективной статистике по собственно объёму почтовых отправлений и по логистическому плечу до других населённых пунктов. Потому что, по сути, всё будет приходить в эту точку, а дальше доставляться по другим субъектам. Пока наша математическая логистическая модель говорит о том, что это должно быть в Ростове, но мы эти расчёты продолжаем.
Д.Страшнов: Критерии простые и прозрачные: максимальная близость с максимальной ёмкостью.
Н.Никифоров: Мы понимаем желание губернаторов, местных властей получить те или иные новые инфраструктурные объекты, которые создают определённое количество рабочих мест и так далее. Но ещё раз: здесь исключительно математика – плечо, вид транспорта и так далее. Там очень много факторов. Там даже расстояние надо не напрямую считать, а именно протяжённость автодороги, её загрузку, скорость доезда и так далее. Там много разных составляющих. У «Почты» есть очень интересные модели, мы этим детально занимались, то есть это целое научное исследование на тему.
Спасибо.