Законопроект разработан с целью устранения правовой коллизии, выявленной Верховным судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 года, а также уточнения социальных гарантий гражданам, переселяющимся на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований.
Проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"» разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации.
Законопроект подготовлен с целью устранения правовой коллизии, выявленной Верховным судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 года №ГКПИ09-1447, а также уточнения социальных гарантий гражданам, переселяющимся на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО).
Верховный суд Российской Федерации признал противоречащим закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и, следовательно, недействующим пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года №23 «Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами ЗАТО.
Законопроектом предлагается установить, что на территории ЗАТО осуществляется государственная поддержка граждан путём предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения при соблюдении ряда условий, одним из которых является отсутствие у граждан и членов их семей жилых помещений за границами данного ЗАТО. Данное положение законопроекта позволит устранить указанную правовую коллизию, выявленную Верховным судом Российской Федерации, поскольку условие для предоставления социальной выплаты будет установлено законодательным актом, а не постановлением Правительства Российской Федерации.
Такая государственная поддержка будет осуществляться лишь в отношении граждан, не имеющих жилых помещений за пределами конкретного ЗАТО, при условии их постоянного проживания на территории ЗАТО, прекращения ими трудовых (служебных) отношений с соответствующими организациями и наличия стажа работы в данных организациях 15 и более лет.
Таким образом, положения законопроекта направлены на сохранение особого режима безопасного функционирования организаций и объектов, расположенных на территории ЗАТО, который будет обеспечиваться в том числе с помощью переселения на новое место жительство за пределы ЗАТО граждан, прекративших трудовые (служебные) отношения с соответствующими организациями.
Законопроектом предусмотрено, что переселяющимся из ЗАТО гражданам социальная выплата для приобретения ими жилых помещений на новом месте жительства предоставляется за счёт средств федерального бюджета. Кроме того, органы местного самоуправления ЗАТО за счёт средств местных бюджетов будут оплачивать гражданам стоимость их проезда и проезда членов их семей до нового места жительства, а также стоимость провоза домашнего имущества. Расходы бюджетов ЗАТО на указанные цели будут компенсированы за счёт дотаций из федерального бюджета, предоставляемых на обеспечение режима безопасного функционирования организаций и объектов, расположенных на территории ЗАТО.
Законопроектом предлагается наделить органы местного самоуправления ЗАТО полномочием по ведению учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Законопроектом предусматривается обязанность уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти издать нормативные правовые акты, определяющие норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и порядок принятия на учёт и ведения учёта граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.