Работа Правительства: факты и цифры.
Торгово-экономические отношения в СНГ
Интеграция на евразийском пространстве
Экономические связи в рамках Шанхайской организации сотрудничества
Экономические связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Торгово-экономические отношения в СНГ
Основное внимание на экономическом направлении в рамках Содружества Независимых Государств было сосредоточено на реализации положений Договора о зоне свободной торговли (ДЗСТ) от 18 октября 2011 года, который стал важным инструментом, обеспечивающим развитие торгово-экономических отношений между странами Содружества на современной нормативно-правовой основе. В этом контексте принципиальным моментом стало подписание 31 мая 2013 года в ходе заседания Совета глав правительств СНГ Протокола о применении Договора между его сторонами и Республикой Узбекистан.
Интеграция на евразийском пространстве
В прошлом году наращивались темпы интеграции на евразийском пространстве. В целях выполнения задачи по формированию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проводилась активная работа по кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, подготовке проекта Договора о ЕАЭС. Правительства государств «тройки» ТС и ЕЭП при участии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разработали проект институциональной части Договора, определяющей международно-правовой статус, организационные рамки и механизмы функционирования учреждаемого Союза. Проводилась работа по содержательному наполнению отраслевой части Договора, в том числе в рамках подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
В 2013 году проведено три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств (29 мая в Астане, 24 октября в Минске и 24 декабря в Москве), в ходе которых приняты принципиальные решения о поэтапном устранении изъятий и ограничений взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – участников ТС и ЕЭП в целях обеспечения свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Первое заседание ВЕЭС на уровне глав правительств состоялось 25 сентября 2013 года в Астане.
В 2013 году запущен и динамично реализуется процесс подключения Республики Армения к интеграционным форматам в рамках «тройки», утверждена «дорожная карта» по её присоединению к ТС и ЕЭП. В ноябре 2013 года Советом ЕЭК одобрен проект Плана мероприятий по вопросу присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу. 31 мая 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Украиной.
Единой делегацией России, Белоруссии и Казахстана продолжается обсуждение проекта соглашения о свободной торговле (ССТ) между странами ТС и Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн), а также Новой Зеландией. Запущен переговорный процесс о заключении ССТ с Вьетнамом: в 2013 году состоялось четыре раунда переговоров.
В 2013 году подготовлен проект Меморандума о взаимодействии между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией по вопросам Всемирной торговой организации.
Экономические связи в рамках Шанхайской организации сотрудничества
В 2013 году предпринимались шаги по наращиванию взаимодействия со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На заседании Совета глав правительств государств – членов ШОС обсуждены перспективы развития экономических связей, в том числе ход реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности на 2012–2016 годы. Продолжалась работа по формированию механизмов финансового сопровождения проектной деятельности ШОС. Достигнута договорённость о расширении сотрудничества в области энергетики, транспорта, телекоммуникации, науки и технологии, здравоохранения и сельского хозяйства. На совещании министров транспорта государств – членов ШОС (Ташкент, ноябрь 2013 год) подготовлено к подписанию соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности остаётся развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Европы. Дальнейшие шаги по его активизации в таких ключевых областях, как визовая либерализация, энергетика и торговля, были намечены в ходе состоявшейся в марте 2013 года в Москве встречи Правительство Российской Федерации – Европейская комиссия.
Велась активная работа в рамках отраслевых диалогов Россия – ЕС, призванных способствовать экономическому сближению сторон. Поддерживался интенсивный диалог, направленный на урегулирование спорных вопросов в торгово-экономической сфере в соответствии с нормами ВТО. Особое внимание уделялось закреплению взаимоприемлемых условий энергосотрудничества в контексте имплементации Третьего энергетического пакета ЕС.
В приоритетном плане обеспечивалось политико-дипломатическое сопровождение крупномасштабных стратегических энергопроектов, реализуемых российскими предприятиями в Европе. Осенью 2013 года начато строительство болгарского и сербского участков газопроводной системы «Южный поток».
В рамках инициативы «Партнёрство для модернизации» Россия – ЕС продолжалась реализация совместных проектов в области инноваций, поддержка малых и средних предприятий, сближение стандартов и техрегулирования. В целях укрепления взаимодействия в сферах науки, инноваций и высшего образования в ноябре 2013 года дан старт Году науки Россия – ЕС – 2014, в программу которого включено более 200 мероприятий.
Наращивалось конструктивное взаимодействие в рамках партнёрств «Северного измерения» в целях реализации Стратегии социально- экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации до 2020 года и российских территориальных планов развития. Велась работа по реализации имеющихся и подготовке новых программ приграничного сотрудничества Россия – ЕС на период до 2020 года.
Экономические связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Продолжалась систематическая работа по продвижению интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Акцент делался на углублении стратегического партнёрства с Китаем, Индией и Вьетнамом, расширении всесторонних связей со странами АСЕАН, США, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией. Предпринимались усилия по активизации участия России в региональных интеграционных процессах в целях социально-экономического развития регионов Восточной Европы и Дальнего Востока. Энергично использовался потенциал взаимодействия в рамках многосторонних диалоговых структур.
Особое внимание уделялось выполнению утверждённого Правительством Российской Федерации Комплексного плана действий России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2013–2015 годах. Работа фокусировалась на дальнейшем закреплении на атэсовской площадке российских инициатив по углублению региональной экономической интеграции, инновационному развитию, тематике продовольственной и энергетической безопасности, вопросам образования, борьбе с коррупцией, совершенствованию налоговой системы. В итоговых документах балийского саммита АТЭС (октябрь 2013 года) была учтена позиция России по противодействию протекционизму, а также обеспечению прозрачности региональных торговых соглашений и их соответствия принципам ВТО.
Россия активно участвовала в выстраивании деятельности Восточноазиатских саммитов как формата стратегического диалога государств региона по ключевым вопросам безопасности и устойчивого развития. В свете российской инициативы о разработке рамочных принципов укрепления сотрудничества в сфере безопасности АТР на VIII Восточноазиатском саммите в Брунее (октябрь 2013 года) одобрен запуск многосторонних консультаций по данной проблематике, первый раунд которых проведён в Брунее в ноябре 2013 года.
Продолжалась работа по расширению сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На совещании министров иностранных дел (Бандар-Сери-Бегаван, июль 2013 года) поставлены конкретные задачи по формированию условий для проведения очередного российско-асеановского саммита. В этой связи принято решение подготовить новую Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2015–2025 годы.
Приоритетное внимание уделялось реализации принятой в августе 2013 года Рабочей программы по наращиванию торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия с АСЕАН. Принимались меры по активизации и повышению эффективности проектной деятельности по линии Финансового фонда диалогового партнёрства Россия – АСЕАН, в рамках которой основной упор делался на проектах в области космоса, нанобиотехнологий, туризма и культуры. Важным шагом в развитии бизнес-контактов стала встреча российских и асеановских предпринимателей, организованная Деловым советом Россия – АСЕАН в рамках XVII Петербургского международного экономического форума (июнь 2013 года) при активной поддержке МИД России и Минэкономразвития России.
По материалам Министерства иностранных дел Российской Федерации