Распоряжение от 24 марта 2014 года №434-р
Документ
-
Распоряжение от 24 марта 2014 года №434-р
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”» разработан во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации.
Основными целями законопроекта являются:
1) отмена противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод требования о необходимости подтверждения 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для её государственной регистрации в качестве религиозной организации;
2) совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций;
3) отмена обязанности религиозных организаций ежегодно помимо отчёта по установленной форме предоставлять дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.
Вступившим в законную силу 10 марта 2010 года решением Европейского суда по правам человека (далее – Европейский суд) по делу «Кимля и другие против России» (жалобы №№76836/01 и 32782/03) установлено несоответствие части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой обязательным условием для регистрации религиозной организации является необходимость подтверждения существования религиозной группы на протяжении не менее 15 лет, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд указал, что названная норма не отвечает критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.
В связи с изложенным предлагается отменить обязанность представлять для государственной регистрации создания местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию, документ, подтверждающий её существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее 15 лет (пункт 5 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Отмена «правила 15 лет» позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18.02.2009 №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».
Законопроект предполагает изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций.
Это позволит избежать необходимости представления для государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации, специального подтверждения, выданного органом местного самоуправления, а также позволит религиозной группе воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях, помещениях и иных местах, специально предоставленных религиозной группе для этих целей на основании гражданско-правового договора.
Законопроект также предусматривает внесение в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» изменений, направленных на приведение его положений в соответствие с нормами базового Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части правового регулирования порядка взаимодействия органов юстиции с налоговыми органами и сроков принятия отдельных решений при государственной регистрации религиозных организаций. Законопроектом предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять помимо отчёта по установленной форме (статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях») дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”» позволит привести нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации.