Выявленные нарушения при проведении обязательного общественного обсуждения крупных контрактов будут включены в доклад Правительству, который сейчас готовит Минэкономразвития. Участники заседания решили создать специальную площадку, в течение апреля исследовать технологические, информационные, организационные проблемы в работе системы общественного обсуждения госконтрактов и к июню выработать конкретные предложения по её модернизации.
Единый порядок закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях — 44-ФЗ – вступил в силу 1 января. В частности, обязательным стало обсуждение планов-графиков размещения заказа и закупок свыше 1 млрд рублей. Система запущена с учётом пилотного проекта, который Экспертный совет при Правительстве проводил с марта 2013 года. Пилотами выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан, где уже в прошлом году госзакупки проводились с учётом ряда положений закона о контрактной системе.
«Система обсуждений должна, с одной стороны, помочь нашим министерствам и ведомствам повысить прозрачность государственных закупок, с другой стороны – повысить доверие граждан с точки зрения противодействия коррупции и злоупотребления доверием», – сказал министр РФ Михаил Абызов.
В пилотном режиме система общественного обсуждения крупных контрактов действует с августа 2012 года, за это время на сайте госзакупок размещено 577 извещений об осуществлении закупок стоимостью свыше 1 млрд рублей на сумму более 1,7 трлн рублей. Но в первой половине 2013 года только 78% федеральных органов исполнительной власти осуществляли общественное обсуждение. Во втором полугодии ситуацию исправили.
При этом интерес общественности высок: количество посещений специализированного форума на сайте госзакупок за год выросло в 3 раза. По результатам общественных обсуждений полностью отменены более 20 закупок, в 30% случаев заказчики внесли изменения.
По результатам накопленного опыта система общественного обсуждения будет модернизирована. В частности, требуется точно определить место проведения очных слушаний. Так, заказчики с разветвлённой сетью филиалов иногда устраивают слушания в центральном офисе в Москве, тогда как объект строительства находится в другом городе.
Михаил Абызов попросил Минэкономразвития представить доклад о вопиющих нарушениях, которые фиксируются в ходе обсуждения крупных контрактов, а также о нарушениях самой процедуры в первом полугодии 2013 года. Вместе с тем, считает министр, самые ответственные министерства тоже должны быть отмечены и поощрены. Процедура проведения очных и онлайн-обсуждений должна быть регламентирована, согласился Михаил Абызов с участниками заседания.
Также участники совещания сошлись во мнении о необходимости совершенствования работы единого портала госзакупок. К нему и у контрольных органов, и у экспертов есть претензии. Основная проблема – информация о закупках и общественных обсуждениях размещается в разных форматах и частях сайта, и её сложно искать и анализировать. В свою очередь в Казначействе пообещали проанализировать работу сайта и модернизировать его.
Предложения рабочей группы Экспертного совета, Минэкономразвития, контролирующих ведомств, общественных организаций будут суммированы, переработаны в конкретные предложения и вынесены на обсуждение Правительственной комиссии в июне. В целом, по мнению участников заседания, механизм общественных обсуждений работает, но требует усовершенствования процедур.