Cтенограмма:
О.Дергунова: Сегодняшнее совещание у Председателя Правительства было посвящено планам приватизации крупнейших компаний, которые включены в первый раздел программы приватизации. По сути, мы уточнили и ещё раз обсудили, какие необходимо сделать шаги, с тем чтобы те планы, которые были намечены, состоялись.
Обсуждали несколько компаний. Это подготовка к приватизации компании «Ростелеком»: предстоит большая работа – уточнить требования спецпотребителей, которые работают с данной компанией, уточнить финансовые показатели компании по итогам годовой отчётности и после этого приступить к структурированию сделки, исходя из тех ограничений, которые могут накладывать и спецпотребители, и рынок, и иные потребители услуг данной компании.
Вторая компания, которая обсуждалась, – это компания «Совкомфлот». Как вы помните, это актив, который готов к приватизации, мы обсуждаем его уже не первый год. Основная тема, которая обсуждалась на сегодняшний день, – это уточнение структуры сделки. Предыдущая сделка предполагала часть средств направить в капитал компании, часть средств направить в бюджет компании, а также нужно уточнить место размещения акций, потому что предполагалась сделка на публичной бирже. Мы обсуждали 2 года назад и год назад подтверждали готовность компании идти и на Московскую биржу, и на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Исходя из приоритетов развития московского международного финансового центра, обсуждается вопрос, насколько целесообразно сейчас делать двойное размещение, или, как это было с успешным размещением компании «АЛРОСА», лучше ориентироваться прежде всего на Московскую биржу. Мы будем уточнять в данном случае два этих параметра. Но компания в хорошей готовности, компания хорошо себя чувствует. Нам, конечно, очень приятно, что на фоне непростых ситуаций в мировой экономике, тем не менее, у нас есть такие флагманы рынка, которые приятно структурировать для приватизации.
Также мы рассматривали иные пакеты с меньшей степенью детализации. Это, как вы помните, продажа 3% акций компании «Транснефть» до сохранения доли государства на 75% плюс одна (это отражено в плане Правительства, в плане приватизации), а также шаги по приватизации до 50% плюс одна акций «Аэрофлота», компании «ОЗК» и иные активы, которые так или иначе могут быть затронуты.
В двух словах обсудили вопросы, связанные с Московским авиаузлом и подготовкой активов, а именно консолидацией доли государства в двух аэропортах, где государство присутствует как акционер. Это аэропорт Внуково и международный аэропорт Шереметьево. В данном случае есть «дорожная карта», есть работа, которой занимается Министерство транспорта, и Росимущество вместе с Министерством экономики как частью этой «дорожной карты» занимаются структурированием этих активов.
По сути, рабочая встреча, на которой были подтверждены планы, уточнены, собственно, направления движения, и дальше, как мы обещали, к июню многие решения уже по подготовленным сделкам мы должны предложить Правительству для реализации.
Вопрос: То есть ожидать в первом полугодии какой-либо сделки не стоит?
О.Дергунова: Нет. Собственно, как мы говорили, первые полгода – это всегда подготовка к сделкам.
Вопрос: То есть можно сказать, что во втором полугодии возможна продажа?
О.Дергунова: Знаете, скажем так, в I квартале мы не предполагаем, в I квартале мы готовимся. Со II квартала начинается на самом деле как раз то время, когда можно рассчитывать на сделки.
Вопрос: Вы про НМТП ничего не сказали.
О.Дергунова: Обсуждалось, но опять же исключительно как один из активов, который требует дополнительного структурирования, поэтому по-прежнему идёт дискуссия о наилучших способах и формах. В деталях не обсуждали.
Вопрос: Во II квартале будет лучше конъюнктура?
О.Дергунова: Вы знаете, нет. Во II квартале будет лучше готовность уже агентов, например, по сделке с «Совкомфлотом». Мы ответим на вопросы по структуре сделки и по месту размещения, будут понятны дальнейшие шаги и «дорожные карты», последовательность шагов по размещению «Аэрофлота», то есть мы будем лучше понимать даты, когда мы будем это делать. Сейчас, как мы уже говорили перед Новым годом, мы в фазе подготовки всех этих сделок, и со II квартала они начнут совершаться.
Вопрос: То есть «Аэрофлот» может успеть в весеннее окно?
О.Дергунова: В принципе «Аэрофлот» – публичная компания, он всегда готов к размещению.
Вопрос: А речь идёт о пакете, который до контрольного?
О.Дергунова: До 50+1, да. Ничего другого мы не обсуждали. Собственно, все те планы, которые мы с вами обсуждали в конце года, подтвердились. И мы двигаемся, как планировали. Неожиданностей нет, слава богу.
Вопрос: Скажите, а «РусГидро» не ожидается?
О.Дергунова: Мы не обсуждали этот вопрос.
Вопрос: А «Ростелеком» – на какие сроки ориентируетесь по приватизации?
О.Дергунова: По плану приватизации… Ещё раз: ничего сейчас не решено. Мы обсуждали последовательность шагов, которая должна помочь структурировать сделку. Поэтому к июню мы ожидаем, что сможем сформулировать те ограничения и требования, которые разные потребители и рынок предъявляют к этому активу, чтобы выйти с предложением о возможной структуре сделки. Раньше мы не планировали этого сделать и раньше мы не сможем этого сделать.
Вопрос: Но в 2014 году возможна продажа?
О.Дергунова: Возможна. Это стоит в планах Правительства.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, Медведев сказал, что план приватизации – 200 млрд на этот год. Сколько из них в бюджет пойдёт?
О.Дергунова: Это все те цифры, которые запланированы для бюджета.
Вопрос: Все 200 млрд? Всё в бюджет?
О.Дергунова: 196, которые стоят в законе о бюджете. Львиную долю из них составляет компания «Ростелеком» – почти 150 млрд.
Вопрос: А приватизацию «Роснефти» не обсуждали?
О.Дергунова: Нет, но это как раз тот публичный актив, который всегда готов к приватизации, хорошо котируется, акции растут. Котировка акций позволяет принять это решение в любой момент времени. В конечном итоге это решение Правительства и Президента, когда принимать это решение. В принципе актив готов.
Вопрос: «РЖД» обсуждали?
О.Дергунова: Да, обсуждали «РЖД». Принятые решения о развитии «РЖД» и инвестициях в Транссибирскую магистраль предполагают, что сначала сделаны все инвестиции со стороны ФНБ и иные допэмиссии, которые позволят реализовывать это стратегическое направление, а дальше, уже совершив эти операции, мы начинаем двигаться со сделкой по размещению, возможному размещению 5% акций.
Вопрос: А сроки какие?
О.Дергунова: Я напомню, что сроки зависят от двух параметров. Первое – это выход закона, изменения в закон об особенностях железнодорожного транспорта, который сейчас по-прежнему запрещает вообще отчуждение акций. По сути, мы должны изменить на то, чтобы 5% акций могли быть отчуждены, соответственно, и проданы из собственности государства. Поэтому сначала изменения в закон – это совпадает с тем движением, когда вносятся средства в виде допэмиссии для развития компании и проекта по Транссибу, – и следующим шагом можно совершать приватизационную сделку. Здесь мы не отказываемся от этого подхода, просто дальше это вопрос синхронизации сроков. Потому что, конечно, размер инвестиций на Транссиб предполагает специальные усилия, для того чтобы это сделать.
Вопрос: Можно уточнить по «Ростелекому» – вы решили, какой формы будет приватизация?
О.Дергунова: Нет. Это ещё не обсуждается, ещё далеко до этой дискуссии.