2 октября в Астрахани на площадке корпоративного учебного центра ОАО «Лукойл – Нижневолжскнефть» Дмитрий Медведев проведёт совещание, на котором обсудят вопросы недропользования и транспортировки углеводородов на Каспии.
Также Председатель Правительства посетит морскую ледостойкую стационарную платформу им. Ю.Корчагина ОАО «Лукойл», где осмотрит жилые и производственные помещения, буровое оборудование и системы управления платформой.
В совещании примут участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович, полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЮФО В.В.Устинов, Министр природных ресурсов и экологии С.Е.Донской, Министр энергетики А.В.Новак, представители министерств и ведомств, губернатор Астраханской области А.А.Жилкин.
***
Добыча углеводородного сырья в последние годы достигла значительных объёмов и в 2012 году составила 518 млн т нефти и 655 млрд кубометров природного газа.
Вместе с тем в ряде традиционных нефтедобывающих регионов наблюдается истощение активных запасов нефти. В перспективе основной прирост добычи нефти будет обеспечиваться за счёт новых нефтедобывающих провинций (Восточная Сибирь, Дальний Восток, континентальный шельф и дно Каспийского моря).
При этом увеличение добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе ведёт к увеличению рисков аварий на объектах добычи и транспортировки нефти и, как следствие, к аварийным разливам нефти. В связи с этим создание морских производственных объектов и интенсивное развитие танкерного и трубопроводного транспорта углеводородов требует особого внимания к обеспечению промышленной и экологической безопасности.
Правительством ведётся работа по совершенствованию нормативной базы в сфере охраны окружающей среды.
В 2011 году принято два федеральных закона о повышении эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга – от 18 июля 2011 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 21 ноября 2011 года №331-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время дорабатывается законопроект о регулировании процедуры ликвидации экологического ущерба, предусматривающий, в частности, создание ликвидационного фонда и учитывающий международный опыт в области восстановления нарушенных в ходе промышленного освоения земель.
В июле 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” и Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”».
Данным актом законодательно закреплены обязанности эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на континентальном шельфе, по проведению мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, обязательным условием работ эксплуатирующих организаций на континентальном шельфе при освоении месторождений углеводородного сырья является наличие:
системы наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов;
финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объёме вреда, причинённого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
В целях реализации положений Федерального закона №287-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается утвердить Правила планирования и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их ликвидации на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Каспийское море является уникальным внутриконтинентальным водоёмом, нуждающимся в особом правовом статусе. Дно Каспийского моря не является в настоящее время ни территорией Российской Федерации, ни континентальным шельфом, ни исключительной экономической зоной Российской Федерации. Таким образом, законодательство Российской Федерации (кроме ратифицированных соглашений с Казахстаном и Азербайджаном) формально никаким образом не регулирует отношения недропользования на участках дна Каспийского моря.
В результате поисковых и разведочных работ открыты 7 месторождений нефти и газа в Каспийском море: им. Ю.Корчагина, им. В.Филановского, Хвалынское, Сарматское, Широтное, Ракушечное и 170-й км. Всего запасы открытых месторождений по категориям «доказанные», «вероятные» и «возможные» оцениваются в 1 млрд т условного топлива.
Бурение, добыча и подготовка нефти на месторождении им. Ю.Корчагина с 2009 года ведутся со стационарной платформы (ЛСП-1). В ходе проведения буровых работ в Каспийском море применяется технология «нулевого сброса»: отходы, образующиеся в результате производственной деятельности, не сбрасываются в море, а собираются в закрытые контейнеры и вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации.
Особое внимание уделяется защищённости объектов нефтегазового комплекса от противоправных действий.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №Пр-352 и от 9 августа 2012 года №Пр-2101 Правительством Российской Федерации ведётся работа по формированию необходимой нормативной правовой базы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в связи с принятием Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Для реализации положений данного закона принято четыре постановления Правительства Российской Федерации, подготовлено к подписанию постановление Правительства «Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса».
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 года №1673-р в Государственную Думу внесён проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона “О полиции”», предусматривающий возложение на полицию обязанностей по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года №364-р в Государственную Думу внесён проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которым предусматривается предоставление ОАО «Газпром» и ОАО «АК “Транснефть”» права создания собственной ведомственной охраны и наделения работников подразделений охраны дополнительными функциями и правами (законопроект принят Государственной Думой в первом чтении).
МВД России совместно с ОАО «АК “Транснефть”» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлён комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на усиление работы по предотвращению несанкционированных врезок в магистральные и межпромысловые нефтепроводы, нефтепродуктопроводы.
* * *
Месторождение им. Ю.Корчагина в Каспийском море открыто ОАО «Лукойл» в 2000 году. Запасы углеводородов составляют 570 млн баррелей нефтяного эквивалента; максимальный уровень добычи нефти и газового конденсата – 2,3 млн т и 1,2 млрд кубометров газа в год. С 2004 по 2009 год инвестиции в освоение месторождения составили 34,4 млрд рублей.
Разработка месторождения осуществляется в соответствии с Тегеранской конвенцией 2003 года «О защите морской среды Каспийского моря».
На сегодняшний день на месторождении добыто свыше 1,5 млн т нефти, эксплуатируется 11 добывающих скважин, 2 газопоглощающие и 1 водонагнетательная.
Бурение производится с морской ледостойкой стационарной платформы им. Ю.Корчагина, оборудованной буровым комплексом грузоподъёмностью 560 т для прохождения скважин глубиной до 7,4 тыс. м. При бурении скважин применяется уникальное для России проектно-технологическое решение: горизонтальные скважины сверхпротяжённой длины более 5 км. Равномерное радиальное размещение скважин позволяет добиться одновременного вскрытия всех продуктивных пластов. Производится регулярный мониторинг бурения, в том числе с берега по спутниковому каналу связи в режиме онлайн.
В жилом модуле платформы размещаются общественные, медицинские и служебные помещения, камбузный блок, провизионные кладовые. Модуль рассчитан на 105 мест с автономным пребыванием в течение 15 суток. На пятой палубе установлена вертолётная площадка.
Транспортировка нефти с платформы осуществляется как по подводному трубопроводу (длина 58 км, диаметр 300 мм), так и с помощью танкеров-челноков.
Корпоративный учебный центр ОАО «Лукойл» открыт 25 апреля 2011 года в п. Ильинка Астраханской области. Состоит из учебно-административного здания, тренажёрного комплекса с бассейном, пожарно-тренажёрной площадки, гостиницы и помещений социально-культурного и бытового назначения.
Обучение в центре проводится по таким направлениям, как выживание на море (в том числе покидание аварийного вертолёта); борьба с пожаром и специальная подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований; промышленная безопасность; оказание первой медицинской помощи; пожарно-технический минимум; подготовка спасателей аварийно-нештатных формирований.
В конце 2012 года завершилось строительство второго модуля Корпоративного учебного центра.
В оснащение центра входят пожарный полигон, тренажёрные комплексы, моделирующие различные процессы горения и задымления, а также классы для проведения практических занятий по медицинской подготовке.
В 2012 году обучение в центре прошли 5579 человек.