На заседании Правительства Российской Федерации 4 октября 2012 года планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О результатах работы по созданию центров управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и задачах по их дальнейшему развитию
В целях выполнения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации создана система управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основу которой составляют координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
Создание Центров управления в кризисных ситуациях было обусловлено необходимостью построения единой, интеграционной вертикали межведомственной системы управления в ходе решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения координации действий сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
К органам повседневного управления РСЧС относятся:
- на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- на межрегиональном уровне - 8 центров управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России в федеральных округах;
- на региональном уровне - 81 центр управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации»
В настоящее время Уголовным кодексом предусмотрены различные виды и размеры санкций за организацию незаконной миграции: штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы с ограничением свободы или без такового.
Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что количество выявляемых фактов организации незаконной миграции имеет тенденцию к росту. Так, если в 2006 г. только по материалам подразделений ФМС было возбуждено 228 уголовных дел, то по итогам 2011 г. - уже 385.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит увеличить размеры и сроки наказания за организацию незаконной миграции, предусмотренные указанной статьей. Максимальный размер штрафа увеличится с двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, максимальный срок обязательных работ - с трехсот шестидесяти до четырехсот двадцати часов, максимальный срок исправительных работ - с одного года до двух лет, максимальный срок принудительных работ - с двух до трех лет, максимальный срок лишения свободы - с двух до пяти лет с ограничением свободы с одного года до двух лет. В случае совершения тех же деяний организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации максимальный срок лишения свободы увеличится с пяти до семи лет.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»
Проект федерального закона направлен на обеспечение готовности Российской Федерации к выполнению отдельных обязательств, предусмотренных Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.
В настоящее время Уголовным кодексом установлена ответственность физических лиц за совершение предусмотренных Факультативным протоколом и Конвенцией таких преступлений, как торговля детьми, эксплуатация детей, использование ребенка в целях изготовления порнографических материалов.
Вместе с тем согласно уголовное законодательство не предусматривает возможности привлечения юридического лица к уголовной ответственности.
В связи с этим предлагается внести изменения, в частности:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предлагается дополнить дефинициями «торговля детьми» и «эксплуатация детей», положением об отнесении юридических лиц к субъектам ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также новой статьей «Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей», в которой определяются основы противодействия торговле детьми и эксплуатации детей, а также виды ответственности физических и юридических лиц за совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и их эксплуатацией.
- в КоАП вводятся новые составы административных правонарушений – «Создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей» и «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборот». При этом в качестве мер административного наказания для юридических лиц предусматриваются административный штраф в размерах от восьмисот тысяч до миллиона рублей – за создание условий для торговли детьми; от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей – за создание условий для эксплуатации детей и от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей – за изготовление материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
(в части установления уголовной ответственности совершеннолетнего лица за пользование сексуальными услугами несовершеннолетнего лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет)
Законопроект разработан в целях обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств, предусмотренных Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений и Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
В соответствии с Конвенцией и Факультативным протоколом государства-участники обязуются принять необходимые меры по криминализации деяний, связанных с использованием услуг «детской проституции».
При этом согласно Конвенции ребенком является любое лицо в возрасте до восемнадцати лет.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить УК статьей, устанавливающей уголовную ответственность лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, за пользование сексуальными услугами заведомо несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Постановлением Конституционного Суда признаны не соответствующими Конституции положения статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в той мере, в которой они не конкретизируют срок, на который избирается мера пресечения в виде домашнего ареста, не определяют основания и порядок его продления и не ограничивают предельную продолжительность пребывания лица под домашним арестом, в том числе с учетом срока содержания под стражей в качестве меры пресечения.
В действующей редакции УПК не содержится положение, отражающее вывод Конституционного Суда о необходимости законодательного закрепления правила, согласно которому совокупный срок содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей и под домашним арестом в качестве меры пресечения не превышал бы предельную продолжительность содержания под стражей, определенную в статье 109 УПК.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 107 УПК соответствующей нормой.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
Законопроектом предусматривается новое направление государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий – поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.
Законопроект раскрывает понятие «неблагоприятный регион для ведения сельского хозяйства». Неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионом признается территория, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными и географическими факторами уровень доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли, однако сельскохозяйственная деятельность должна осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня их доходов, сохранения традиционного уклада жизни.
7. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма об условиях пребывания ее Секретариата на территории Российской Федерации»
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма создана 6 октября 2004 г. по инициативе Российской Федерации. 16 июня 2011 г. в Москве состоялось подписание Соглашения о Евразийской группе, в соответствии с которым она приобрела статус региональной межправительственной организации.
Государствами-членами Евразийской группы являются Российская Федерация, Республика Белоруссия, Китайская Народная Республика, Республика Индия, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Местом нахождения Секретариата Евразийской группы является город Москва. В связи с этим возникла объективная необходимость заключения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской группой об условиях пребывания ее Секретариата на территории страны.
8. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Зимбабве о поощрении и взаимной защите капиталовложений
9. Об утверждении Правил предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и распределения субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике
Практика выделения субсидий бюджетам субъектов на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике показала необходимость совершенствования правил предоставления этих субсидий и методики их расчета.
Представленным проектом предусмотрено утверждение скорректированных правил предоставления субсидий из федерального бюджета и методики их расчета. Корректировка правил предоставления субсидий из федерального бюджета и методики их расчета связаны с необходимостью приведения их в соответствие с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
10. О внесении изменений в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 392
Проектом предусмотрено утверждение технического изменения в постановление Правительства «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», которым устанавливается взаимосвязь с общими правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов страны.
11. О Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
В состав Совета предполагается включить 20 экспертов из государственных учреждений, общественных и коммерческих организаций. Участие представителей федеральных органов исполнительной власти не предусматривается. В данном формате Совет формируется впервые.
Совет станет совещательным органом, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов в области социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных групп граждан, охраны здоровья граждан и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере.
Основными задачами Совета являются, в частности:
- содействие реализации государственной политики, развитию благотворительности и попечительства в социальной сфере;
- участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, а также инициатив граждан, общественных и иных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;
- участие в информировании граждан о деятельности органов государственной власти в социальной сфере, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов государственной власти в социальной сфере.
12. О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации
Постановлением Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности в области авиации» подтверждены полномочия Минпромторга по государственному регулированию в области экспериментальной авиации. Однако исполнению Минпромторгом указанных полномочий в полном объеме препятствует отсутствие в положении о Министерстве его определения в качестве уполномоченного органа в области оборонной промышленности, как того требует ряд статей Воздушного кодекса. Это касается вопросов государственного учета экспериментальных воздушных судов, порядка допуска к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации, допуска к полетам воздушных судов, регистрации дополнительных опознавательных знаков, номеров и т.п.
13. О внесении изменения в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации
В результате принятия проекта постановления Минобрнауки будет наделено полномочием по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, что позволит министерству обеспечить регулирование отношений в данной сфере.
14. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Проектом постановления предлагается уточнить наименование органа регулирования в области использования атомной энергии, а также наделить Ростехнадзор следующими полномочиями:
- разработка, утверждение и введение в действие руководств по безопасности при использовании атомной энергии;
- участие в работе по аккредитации в области использования атомной энергии;
- установление порядка проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
- установление порядка представления эксплуатирующей организацией документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения и обосновывающих безопасность их эксплуатации, а также требований к составу и содержанию этих документов;
- установление особенностей оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, и связанных с такой продукцией процессов.
Москва,
3 октября 2012 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.