На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. Об исполнении федерального бюджета за 2011 год
2. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год
Бюджет Фонда формировался в 2011 г. в соответствии с установленными Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» тарифами страховых взносов, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных поступлений.
Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2011 г. по доходам составило 5 255,6 млрд рублей (101,5% к бюджетным назначениям) и по расходам – 4 922,1 млрд рублей (98,7%).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством, поступили в объеме 2 379,8 млрд рублей, в том числе на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций - 281,9 млрд рублей, на покрытие дефицита бюджета Фонда - 924,4 млрд рублей, на компенсацию выпадающих доходов Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 69,6 млрд рублей.
В полном объеме поступили средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и другим категориям граждан), - 335,3 млрд рублей, на предоставление материнского (семейного) капитала - 174,3 млрд рублей, на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 34,5 млрд рублей, на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния - 3,4 млрд рублей.
Доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, за 2011 г. составили 418,1 млрд рублей (100,2% к бюджетным назначениям), из них поступление страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - 369,9 млрд рублей (101,7% к бюджетным назначениям), доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений и реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, - 23,5 млрд рублей.
Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 177,5 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2012 г. составил 1 444,5 млрд рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 1 189,8 млрд рублей, из них государственной управляющей компании (ВЭБ) – 1 164,8 млрд рублей; средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 247,3 млрд рублей, из них направленные на временное размещение в разрешенные законодательством виды активов, - 150,2 млрд рублей.
Расходы на выплату трудовых пенсий составили за 2011 г. – 3 755,3 млрд. рублей, или 99,95% к бюджетным назначениям.
С 1 февраля 2011 г. произведена индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 8,8%, а с 1 апреля 2011 г. индексация социальных пенсий на 10,27%.
В результате осуществленных мероприятий по повышению пенсий средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 710 рублей, или на 8,7% и на начало 2012 г. составил 8 876 рублей.
Увеличены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан с 1 апреля 2011 г. на 6,5%.
На начало 2012 г. общий уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 25 тыс. рублей (увеличение на 2 тыс. рублей); у вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, - 18,7 тыс. рублей (увеличение на 1,5 тыс. рублей).
Размер материнского (семейного) капитала увеличен на 6,5% и составил в 2011 г. 365, 7 тыс. рублей.
За 2011 г. бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 156 млрд рублей по текущим обязательствам и с превышением доходов над расходами в сумме 177,6 млрд рублей по накопительной составляющей бюджета.
3. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год
Бюджет Фонда формировался в 2011 г. в соответствии с установленными законодательством тарифами страховых взносов, ставками налогов, средств, передаваемых из федерального бюджета, и иных поступлений.
Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2011 г. по доходам составило 558,6 млрд рублей (109,5% к уточненным бюджетным назначениям) и по расходам - 497,6 млрд рублей (98,4%).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступили в 2011 г. в сумме 313,6 млрд рублей или 102,0% от запланированного показателя (за 2010 г. - 90,3%).
На увеличение доходов от указанных страховых взносов повлиял в основном рост базы для начисления страховых взносов по сравнению с расчетной величиной на 112,9 млрд рублей или на 1 процент, а также увеличение доходов от страхователей, ранее применявших либо пониженные тарифы страховых взносов, либо освобожденных от их уплаты и перешедших в 2011 г. на уплату взносов по общему тарифу.
Доля облагаемой заработной платы (до 463 тыс. рублей на 1 работающего) составила в 2011 г. 80,5%.
По итогам 2011 г. уровень сбора страховых взносов по данному виду страхования составил 98,9% при плановом показателе 97,5%.
Налоги на совокупный доход (взимаемые по упрощенной системе, на вмененный доход и т.д.), зачисляемые в Фонд, поступили в размере 6,0 млрд рублей или 100,4% от плана (отчет 2010 г. - 85,6%).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 71,5 млрд рублей или 103,2% от плана (отчет 2010 г. - 105,0%). Коэффициент сбора страховых взносов составил 97,6% против запланированных 97,0%. Средневзвешенный по отраслям тариф страховых взносов сложился в размере 0,52%, что на 0,01% выше планового уровня.
Основная часть расходов Фонда (350,8 млрд рублей или 70,5% всех расходов; отчет 2010 г. - 72,0%) направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В целом расходы на эти цели в 2011 г. составили 101,0% от уточненной бюджетной росписи (отчет 2010 г. - 102,0%)).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 151,7 млрд рублей (101,6%) от плана) и снизились относительно 2010 г. на 30,8 млрд рублей или на 16,9%, в основном, в результате сокращения числа оплаченных дней нетрудоспособности за счет средств Фонда.
Расходы на выплату пособий в связи с материнством, осуществляемые Фондом, выросли по сравнению с 2010 г. на 15,5% и составили 185,5 млрд рублей (100,8%) от плана).
Страховые выплаты и другие расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 г. составили 60,0 млрд рублей или 94,8% от плана (отчет 2010г.- 95,4%), что обусловлено в основном снижением числа оплаченных дней временной нетрудоспособности по этому виду страхования, а также количества единовременных и ежемесячных страховых выплат от запланированных показателей.
За счет средств федерального бюджета в 2011 г. финансировались расходы Фонда на выплату предусмотренных законодательством пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, а также на государственную социальную помощь отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, на выплату неработающим гражданам пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Средства на эти цели в общей сумме 75,1 млрд рублей были перечислены из федерального бюджета в бюджет Фонда (99,5% к запланированным).
При этом в большинстве случаев эти средства не были использованы полностью (в целом на 92,5%) из-за позднего их перечисления из федерального бюджета. Остатки средств будут использованы Фондом в текущем году.
Также за счет средств федерального бюджета осуществлялось в 2011 г. выделение средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в размере 65,4 млрд рублей и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в размере 5,4 млрд рублей.
В 2011 г. Фондом за счет перечисляемых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялась оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в первый год жизни - всего в размере 18,0 млрд рублей (92% к запланированным), из которых было использовано 96,3%.
Остатки указанных средств в сумме 0,7 млрд рублей будут использованы Фондом в 2012 г. на те же цели.
3а 2011 г. бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 61,0 млрд рублей. При этом складывающийся текущий дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 26,7 млрд рублей был обеспечен за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных в бюджет Фонда в 2011 г. из федерального бюджета.
4. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования формировался на 2011 г. в соответствии с установленными законодательством тарифами страховых взносов на обязательное медицинское страхование, ставками налогов, средств, передаваемых из федерального бюджета, и иных поступлений.
Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2011 г. составило по доходам 348,4 млрд рублей (103,7% к бюджетным назначениям) и по расходам – 310,4 млрд рублей (92,4% к бюджетным назначениям).
Страховые взносы на ОМС поступили в бюджет Фонда в сумме 326,6 млрд рублей, что в 3,6 раза больше, чем в 2010 г. (91 млрд рублей) в основном за счет увеличения тарифа страховых взносов в 2011 г. с 1,1% до 3,1%.
Налоговые платежи по спецрежимам (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог), поступили в размере 591,7 млн рублей.
Из федерального бюджета на целевое финансирование (безвозмездные поступления) в бюджет Фонда поступили средства в размере 21,14 млрд рублей, которые в полном объеме направлены на:
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей – 16,25 млрд рублей;
- проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 0,89 млрд рублей;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 4 млрд рублей.
Расходы Фонда в 2011 г. составили 310,4 млрд рублей.
Дотации Фонда на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 95,9 млрд рублей (106,8% от суммы, предусмотренной в бюджете Фонда за счет перечисления на указанные цели 6,1 млрд рублей из средств нормированного страхового запаса Фонда).
На оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерного (профилактическому) наблюдения ребенка в течение первого года жизни бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 18 млрд рублей (100% от запланированного объема).
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», в том числе на проведение:
- дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4,04 млрд рублей или 101,1% от суммы, предусмотренной в бюджете Фонда на 2011 г. за счет использования остатков средств федерального бюджета (105,5 млн рублей), образовавшихся на 1 января 2011 г. связи с неполным их использованием на указанные цели в 2010 г. (в 2010 г. - 4,2 млрд рублей или 103,9% к плановым назначениям);
- диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 0,92 млрд рублей или 103,4% к бюджетным назначениям за счет использования остатков средств федерального бюджета (7,4 млн рублей), образовавшихся на 1 января 2011 г. в связи с неполным их использованием на указанные цели в 2010 году (в 2010 году – 0,8 млрд. рублей или 108,4%).
Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы» установлено, что Фонд в 2011 и 2012 гг. направляет в бюджеты территориальных фондов ОМС субсидии на софинансирование региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и на финансовое обеспечение реализации программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
В бюджете Фонда на 2011 г. на указанные цели было предусмотрено 215,9 млрд рублей.
На реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предусмотрено 190,4 млрд рублей, которые в отчетном году перечислены в полном объеме (100%) на:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 141,7 млрд рублей;
- внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца – 9,5 млрд рублей;
- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи – 39,2 млрд рублей.
В связи с тем, что в 2011 г. программы модернизации федеральных государственных учреждений не реализовывались, предусмотренные средства в бюджете Фонда в сумме 25,5 млрд рублей будут направлены на указанные цели в 2012 г.
Бюджет Фонда за 2011 г. исполнен с профицитом в общей сумме 38 млрд рублей за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов (12,5 млрд рублей) и резервирования средств в целях финансового обеспечения расходов на реализацию программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в сумме 25,5 млрд рублей.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об электронной подписи»
Законопроект направлен на упрощение процедуры трудовых отношений между работодателем и работником, выполняющим трудовую деятельность вне места расположения работодателя (дистанционная работа).
С этой целью предусматривается возможность заключения трудового договора с указанной категорией работников в электронном виде и вводится норма, позволяющая по желанию работника не вносить сведения о дистанционной работе в трудовую книжку. В этом случае документами, подтверждающими период дистанционной работы, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора.
Законопроектом также устанавливается норма об использовании усиленной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, связанных с необходимостью проставления сторонами трудового договора подписей.
Для работника, выполняющего работу вне места расположения работодателя, законопроектом предусмотрено право распределять свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором.
Кроме того, Трудовой кодекс дополняется нормами, дающими возможность дистанционному работнику предъявлять работодателю при поступлении на работу документы в электронном виде, и таким же образом с использованием усиленной электронной подписи допускается ознакомление работников с документами, предусмотренными статьей 68 Трудового кодекса (правила внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективный договор).
Законопроектом в виде отсылочной нормы, указывающей на возможность использования электронного документооборота в отношении дистанционных работников, вносятся изменения в Федеральный закон «Об электронной подписи».
7. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об упрощении визовых формальностей для граждан Российской Федерации и граждан Соединенных Штатов Америки»
Проект федерального закона внесен МИДом России.
Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об упрощении визовых формальностей для граждан Российской Федерации и граждан Соединенных Штатов Америки разработано во исполнение Совместного заявления президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в визовой сфере, принятого по итогам встречи в Довиле 26 мая 2011 г., и заключено в форме обмена нотами от 1 и 19 ноября 2011 г.
Соглашение направлено на создание более благоприятных условий для поездок граждан России и США, развитие экономических, культурных, научных, гуманитарных связей между двумя государствами, укрепление договорно-правовой базы двусторонних отношений.
Соглашение содержит такие положения, как оформление деловых, частных, гуманитарных и туристических виз по прямым приглашениям принимающей стороны на срок до 3 лет с возможностью непрерывного пребывания в стране въезда до 6 месяцев, а также ограничение сроков обработки визового заявления 15 календарными днями.
Соглашением предусмотрена выдача многократных виз на срок до 1 года для осуществления краткосрочных официальных поездок с возможностью непрерывного пребывания в стране въезда до 3 месяцев с даты каждого въезда.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи»
Законопроектом предусматривается внести изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», устанавливающие правовые основания для оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, заключаемого между гражданином и органом социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания.
В социальном контракте устанавливаются права и обязанности гражданина и уполномоченного органа при оказании государственной социальной помощи, виды, размер, порядок и сроки ее оказания, а также порядок изменения и прекращения контракта.
Контракт заключается на основании программы социальной адаптации, разработанной уполномоченным органом совместно с гражданином и включающей комплекс мероприятий, направленных на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации (поиск работы, профессиональная подготовка, ведение личного подсобного хозяйства, занятие индивидуальной трудовой деятельностью и другие).
Период оказания государственной социальной помощи предусматривается установить от 3 месяцев до 1 года с учетом содержания программы социальной адаптации.
Законопроектом устанавливается возможность продления периода оказания помощи по основаниям, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отказа в назначении государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с данным Федеральным законом без заключения контракта.
Методику оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта предлагается утверждать в порядке, определяемом Правительством.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
Проект федерального закона внесен Минобороны России.
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидам вследствие военной травмы из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, предоставлено льготное право на одновременное получение двух пенсий (им выплачиваются пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости с учетом фиксированного базового размера ее страховой части).
Инвалидам вследствие военной травмы из числа граждан, проходивших военную службу по контракту, которые не приобрели права для назначения пенсии за выслугу лет, выплачивается одна пенсия по инвалидности, а в случае приобретения ими права на трудовую пенсию по старости она выплачивается без фиксированного базового размера ее страховой части.
Указанные различия условий пенсионного обеспечения, которые не имеют объективного обоснования (с учетом позиции Конституционного Суда о содержании принципа равенства в сфере пенсионного обеспечения), подлежат устранению.
Законопроектом эта задача решается. Так, инвалидам вследствие военной травмы из числа граждан, проходивших военную службу по контракту, которым выплачивается одна пенсия по инвалидности, предлагается по достижении ими пенсионного возраста (60 лет у мужчин, 55 лет у женщин) установить надбавку к этой пенсии, размер которой равен фиксированному базовому размеру ее страховой части. Тем самым будет установлено равенство условий пенсионного обеспечения одной категории граждан (инвалиды вследствие военной травмы) вне зависимости от того, на какой службе была получена военная травма.
10. Об образовании Президиума Правительства Российской Федерации
Проект постановления предусматривает образовать Президиум Правительства Российской Федерации и его состав.
Москва,
23 мая 2012 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.