В совещании примут участие заместитель Председателя Правительства О.Ю.Голодец, помощник Президента Российской Федерации А.А.Фурсенко, Министр образования и науки Д.В.Ливанов, главы регионов, ректоры вузов и представители общественных организаций.
***
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» долгосрочным приоритетом развития высшего образования является повышение глобальной конкурентоспособности, качества образования, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
На начало 2013/2014 учебного года в Российской Федерации насчитывалось 969 государственных и негосударственных вузов, где по программам высшего образования обучались 5,647 млн студентов. Численность профессорско-преподавательского состава составила 312,4 тыс. человек.
Наибольшая плотность сети вузов достигнута в Москве (92 государственных вуза, 133 негосударственных) и Санкт-Петербурге (43 государственных, 34 негосударственных).
В настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на модернизацию системы высшего образования:
- Поддержка вузов-лидеров.
Для обеспечения повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов и реализации задачи по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов на конкурсной основе предоставлена государственная поддержка 14 российским университетам. Также поддержка из средств федерального бюджета оказывается в целях реализации программ развития федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, вузов, реализующих программы стратегического развития, и вузов-победителей конкурса «Кадры для регионов».
- Реализация нового механизма распределения контрольных цифр приёма граждан на обучение за счёт бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Начиная с 2013 года контрольные цифры приёма распределяются по результатам публичного конкурса, в основу которого положены 12 основных показателей, характеризующих научную и образовательную деятельность образовательных организаций высшего образования, что позволяет предоставлять бюджетные места тем вузам и филиалам, которые имеют более высокий образовательный и научный потенциал.
Кроме того, в результате реализации нового механизма распределения контрольных цифр приёма субъекты Российской Федерация получили реальную возможность влиять на решения по распределению бюджетных мест в вузах, расположенных на их территории.
- Повышение качества высшего образования за счёт оптимизации деятельности неэффективных вузов и филиалов.
Основным инструментом в реализации данного направления является мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, проводимый с 2012 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599.
Всего по итогам мониторинга 2012–2013 годов реорганизованы 23 вуза и 173 филиала, ещё 90 вузов и 146 филиалов реализуют программы оптимизации своей деятельности.
В 2014 году Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (далее – Межведомственная комиссия) сформирован список из 1006 образовательных организаций, выполнивших менее четырёх показателей мониторинга эффективности и список образовательных организаций, не предоставивших информацию для проведения мониторинга эффективности (20 головных вузов).
Повышается эффективность контрольно-надзорных мероприятий: увеличена штатная численность Рособрнадзора (на 27 единиц), рассмотрен в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», предусматривающий в том числе при проведении внеплановых проверочных мероприятий возможность воздействовать на образовательную организацию путём приостановления действия и последующего лишения государственной аккредитации (а не только лицензии, как это существует в настоящее время).
Кроме того, первоочередной задачей развития системы высшего образования Российской Федерации выступает оптимизация состава специальностей и направлений подготовки в филиалах с учётом их реализации в соответствующих региональных вузах, а также устранение избыточности филиальной сети, которая неспособна удерживать требуемый уровень качества высшего образования.