Дмитрий Медведев встретится с ведущими дискуссионных площадок форума.
Основными темами форума станут ограничение роста платежей за коммунальные услуги и социальная поддержка отдельных категорий граждан, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, модернизация жилищного фонда и расселение аварийного жилья, лицензирование управляющих компаний.
В работе форума примут участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козак, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе И.Р.Холманских, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М.А.Мень, Министр регионального развития И.Н.Слюняев, Министр экономического развития А.В.Улюкаев, первый заместитель Председателя Государственной Думы, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе А.Д.Жуков, секретарь Генерального совета ВПП «Единая Россия» С.И.Неверов, исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Б.А.Дубровский.
Также среди участников – председатели советов многоквартирных домов, руководители центров общественного контроля ЖКХ, руководители ЖСК, ТСЖ, управляющих компаний, региональные координаторы проекта «Управдом», председатели профильных комитетов законодательных собраний регионов, депутаты органов местного самоуправления, занимающиеся вопросами ЖКХ, эксперты.
В ходе поездки в Челябинск Председатель Правительства также посетит строящийся жилой микрорайон «Академ Riverside», где осмотрит объекты инфраструктуры жилого комплекса.
***
Организатором форума выступает ВПП «Единая Россия». Ранее новый формат партийных мероприятий был реализован в Волгограде в рамках Съезда депутатов сельских поселений 4–5 апреля 2014 года. Такой формат встреч позволит сократить время для решения вопросов на уровне законодательной и исполнительной власти, а также сроки реализации предложений, поступивших от населения.
ЖКХ является одной из крупнейших и ключевых инфраструктурных отраслей экономики, направленной на обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан Российской Федерации.
В отрасли работает более 36 тыс. учреждений с количеством занятых около 2 млн человек и годовым оборотом порядка 4 трлн рублей.
Объём жилищного фонда в России составляет 3,3 млрд кв. м, в том числе многоквартирных домов – 2,2 млрд кв. м (67%), индивидуальных жилых домов – порядка 1 млрд кв. м.
Суммарно общий объём капитальных вложений в объекты жилищно-коммунального комплекса составил (с учётом средств бюджетов всех уровней) в период с 2010-го по 2013 год 599 млрд рублей.
К основным проблемам отрасли относятся невысокое качество коммунальных услуг, изношенность инфраструктуры и высокая аварийность, задолженность за потреблённые ресурсы.
В настоящее время реформирование отрасли осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
– Создание условий для привлечения инвестиций в целях модернизации коммунальной инфраструктуры и обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг.
На сегодняшний день фактически завершена работа по подготовке соответствующей нормативной базы. Приняты нормативные правовые акты, определившие механизмы установления долгосрочных тарифов, заключения концессионных соглашений, долгосрочного ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Несмотря на проблемы, отрасль имеет существенный потенциал развития, серьёзные предпосылки к инновациям и инвестициям. В частности, в настоящее время в ЖКХ реализуются более 70 инвестиционных проектов на общую сумму более 227 млрд рублей, в том числе более 139 млрд рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.
– Ликвидация аварийного жилья.
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения до 1 сентября 2017 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600, составляет 11,37 млн кв. м. Количество проживающих здесь – 777,33 тыс. человек.
Правительством Российской Федерации утверждён обновлённый Комплекс мер по ликвидации аварийного жилого фонда, которым для каждого субъекта Российской Федерации установлены чёткие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению.
– Совершенствование механизмов управления многоквартирными домами.
Одной из главных задач является запуск механизма лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Соответствующий законопроект принят в первом чтении Государственной Думой и в настоящее время готовится к принятию во втором и третьем чтениях в весеннюю сессию 2014 года.
Введение лицензирования планируется с 1 сентября 2014 года. При этом организациям, занимающимся управлением многоквартирными домами, будет предоставлен переходный период для приведения своей деятельности в полное соответствие с новыми требованиями законодательства.
Начиная с 1 мая 2015 года все организации должны будут работать только по новым правилам.
Кроме того, законопроект предусматривает запрет на осуществление такой деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях.
– Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Всего с 2008 года по программам капитального ремонта домов отремонтировано 141,86 тыс. домов общей площадью 426,83 млн кв. м, что улучшило условия проживания 18,4 млн человек. В настоящее время в 75 субъектах Российской Федерации реализуются программы капитального ремонта многоквартирных домов. Общий объём софинансирования программ капитального ремонта из средств Фонда ЖКХ на 2013–2015 годы составляет 18 млрд рублей, что позволит отремонтировать 41,1 тыс. домов общей площадью 43,08 млн кв. м, улучшив условия проживания 2,94 млн человек.
Также в 2012 году перед субъектами Российской Федерации была поставлена задача формирования новых региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях организации планового и постоянного капитального ремонта многоквартирных домов за счёт взносов, уплачиваемых гражданами, являющимися собственниками помещений в многоквартирных домах.
На сегодняшний день региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (со сроком от 25 лет и выше) приняты в 69 субъектах Российской Федерации, в 14 субъектах Российской Федерации работа продолжается. Региональные операторы капитального ремонта зарегистрированы в 74 субъектах Российской Федерации.
– Организация общественного контроля.
В целях организации общественного контроля в 71 субъекте Российской Федерации созданы центры общественного контроля. В текущем году в региональные общественные приёмные и приёмную некоммерческого партнёрства «ЖКХ-Контроль» поступило более 2,5 тыс. обращений граждан по рассматриваемой тематике. Проведено свыше 400 образовательно-просветительских мероприятий.
– Ресурсосбережение. Энергоэффективность.
Одной из основных задач на муниципальном и региональном уровнях является повышение ресурсосбережения и энергоэффективности за счёт привлечения внебюджетных средств по схеме энергосервисных контрактов. Сегодня создана правовая база для реализации таких проектов, приняты необходимые нормативно-правовые акты и сформирована практика эффективных технических и технологических решений.
В частности, на федеральном уровне утверждены Правила коммерческого учёта тепловой энергии, однако до настоящего времени уровень обеспеченности приборным учётом во многих регионах не превышает 50%. При этом уровень применения современных систем автоматизированного съёма и обработки показаний приборов учёта не превышает 10%.
– Формирование прозрачной системы ограничения размера платы граждан.
Правительством Российской Федерации утверждены основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, определившие принципы и порядок установления вышеуказанных индексов, а также порядок мониторинга и контроля за их соблюдением.
Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 года по 2018 год.
При этом в среднем по Российской Федерации изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в 2014 году не превысит параметров, обозначенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год.
***
Строительство района «Академ Riverside» является частью комплексной застройки в северо-западной части Челябинска вблизи береговой линии р. Миасс. На участке площадью 50 га предусмотрено строительство более 500 тыс. кв. м жилья для 20 тыс. человек.
В 2013–2014 годах введено в эксплуатацию 11 многоэтажных жилых домов общей площадью 92,9 тыс. кв. м (общая площадь квартир составляет 66,6 тыс. кв. м). В настоящий момент в стадии строительства находится 41 жилой дом.
Полностью строительство планируется завершить в 2015 году.
Покупателям в жилом районе предлагается на выбор более 40 планировочных решений квартир площадью от 30 кв. м. Для улучшения качества жизни его жителей ограждаются территории дворов, устанавливается внутриквартальная система видеонаблюдения, созданы современные спортивные площадки, используются антибактериальные ручки на дверях общего пользования и на детских площадках. В качестве эксперимента на одном из домов планируется к установке современная система централизованной фильтрации воды.
Благодаря энергосберегающим технологиям размер коммунальных платежей в новом районе на 15% ниже, чем в среднем по Челябинску.
В целях обеспечения доступа в жилые дома для маломобильных категорий граждан подъезды домов оснащены пандусами, оборудованы съезды с тротуаров, входные двери домов и лифтов имеют ширину более 1,2 м, что позволяет обеспечить беспрепятственный проезд инвалидной коляски, подъезды оборудованы лифтами с кабиной проходного типа для детских и инвалидных колясок.
Эксплуатация домов осуществляется собственной управляющей компанией застройщика «Ключевые люди», которая участвует в проекте начиная с этапа проектирования жилых домов и инженерных сетей. Это обеспечивает более эффективное управление общедомовым имуществом и эксплуатацию сетей. Взаимодействие жильцов с управляющей компанией организовано в том числе через интернет – жильцы могут отправлять показания счётчиков, оплачивать коммунальные услуги через личный кабинет, оформлять вызов специалиста на дом.