Совещание в режиме видеоконференции.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дмитрия Патрушева о ходе подготовки госпрограммы комплексного развития сельских территорий
Из стенограммы:
Д.Медведев: Прежде чем мы перейдём к теме совещания, два слова о документе, который я только что подписал. Это постановление Правительства, которое касается условий размещения молока и молочной продукции в организациях розничной торговли.
Мы дополняем правила продажи отдельных товаров. Согласно этому постановлению молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира.
Такая информация нужна, поскольку покупатель имеет право знать, что он приобретает. А в последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры. Эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость. То есть там есть свои плюсы. Но далеко не всегда эти детали изложены на упаковке. И не все хотят эти продукты покупать.
Участники совещания
-
PDF
137Kb
Список участников совещания о ходе подготовки государственной программы комплексного развития сельских территорий, 29 января 2019 года
Новые требования, кстати, будут полезны малым и средним предприятиям, которые занимаются производством молока. Им зачастую непросто наладить сбыт этой продукции из-за конкуренции с крупными производителями, особенно если они поставляют натуральное молоко и молочные продукты, у которых, как правило, короткий срок реализации. Конечно, мы оказываем бизнесу, работающему в этой сфере, государственную поддержку. А новые правила выкладки молока и молочной продукции в магазине позволят сельхозпроизводителям, занимающимся производством молочной продукции без заменителя молочного жира, привлечь внимание потребителей. Чтобы у ритейлеров были соответствующие возможности и время на подготовку, новые правила начнут действовать с 1 июля текущего года.
Теперь вернёмся к основной теме совещания – комплексное развитие сельских территорий. Очевидно, что успехи нашего агропромышленного комплекса связаны не только с мощной государственной поддержкой, которую мы оказываем в последние годы сельскому хозяйству. Это прежде всего заслуга людей, которые работают и живут на селе. И мы обязаны обеспечить им нормальные условия жизни. Это не только тёплые дома с современным водоснабжением, хотя и они важны. Но нужны и дороги, чтобы можно было подъехать к жилью, школам, магазинам в любую погоду. Нужен доступ к социальной инфраструктуре, к услугам здравоохранения, образования. И условия для того, чтобы можно было интересно и с пользой проводить свободное время, то есть возможность посетить дом культуры, зайти в интернет, позаниматься на спортплощадке непосредственно по месту жительства. Другими словами, нужен комплексный подход к формированию нового типа сельских поселений.
Мы утвердили Стратегию устойчивого развития сельских территорий до 2030 года. В течение пяти лет, с 2014 по 2018 год, мы вели работу по развитию сельских территорий через соответствующую федеральную целевую программу и подпрограмму госпрограммы по развитию сельского хозяйства. Всего на эти цели за пять лет было направлено более 170 млрд рублей. Мы видим отдачу от этих денег.
На селе построено почти 4 млн кв. м
жилья, более половины этого жилья – для молодых семей и специалистов. Открыты
630 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики. Заработали
школы почти на 13 тыс. мест. И конечно, мы строили дороги, проводили газ, воду,
открывали спортплощадки и клубы.
Таким образом, результаты есть. Но и сделать предстоит ещё очень много. Только в этом году на развитие сельских территорий планируется направить более 25 млрд рублей.
Есть поручение Президента о разработке новой госпрограммы развития сельских территорий. Мы обсуждали этот вопрос на совещании, которое было в октябре на Ставрополье.
Госпрограмма должна учитывать мероприятия, которые предусмотрены в рамках реализации национальных проектов. Безусловно, нужно сохранить меры, которые ранее доказали свою эффективность. Это должен быть чётко выстроенный и продуманный документ с реальными сроками исполнения, экономическими обоснованиями по каждой из статей расходов. Уже сейчас, на этапе подготовки, нужно учесть два принципиальных момента.
Во-первых, мы должны исключить дублирование позиций, которые содержатся в других государственных программах. Предполагается, что координировать работу ведомств и определять необходимые для развития сельских территорий мероприятия будет Минсельхоз.
Во-вторых, нужно чётко выделить цели, которые будут реализованы в первую очередь, а для этого учесть специфику развития сельских территорий в каждом регионе. Поэтому сегодня на совещание приглашены руководители регионов, у которых есть свой опыт работы в этом направлении и конкретные предложения, как действовать дальше. Давайте их и обсудим.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Патрушеву), Вам слово.
Д.Патрушев: Дмитрий Анатольевич, как Вы уже отметили, в октябре 2018 года Президент дал Правительству поручение в срок до 1 июня 2019 года разработать и утвердить государственную программу по комплексному развитию сельских территорий. До настоящего времени работа по развитию села проводилась в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года, которая была утверждена Правительством в феврале 2015 года. Её цель состоит в формировании единой политики в отношении сельских территорий на долгосрочный период. Стратегия направлена на создание условий для стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения. Это должно быть обеспечено региональной диверсифицированной политикой развития села, основанной на скоординированных действиях различных министерств и ведомств. Ключевыми инструментами стратегии являются госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы и входившая на тот момент в её состав подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». С 2019 года подпрограмма преобразована в ведомственную целевую программу.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, о положительных результатах реализации подпрограммы Вы уже сказали – это новое жильё для сельских жителей, школы, ФАПы, коммуникации и многое другое. Однако меры господдержки, которые принимаются для развития села и повышения уровня жизни сельских жителей, нельзя считать достаточными. Остаётся немало вопросов, которые следует решить. Об этом говорят следующие цифры.
Уровень безработицы на сельских территориях достигает 8%, тогда как в городе этот показатель составляет 4,3%. Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума – 20%. В городе – 11,2%. Более 67% жилищного фонда в сельской местности оборудовано не всеми видами благоустройства, в городе – менее 21%. 400 тысяч сельских школьников вынуждены обучаться в две и даже три смены. Нормативным требованиям отвечают только 53% местных и немногим более 43% региональных дорог. Менее 63% сельских домохозяйств имеют персональный компьютер, тогда как в городе показатель – 78,3%. И чуть более половины домохозяйств имеют скоростной доступ в интернет, в городе – порядка 80%. Сельское население за 10 лет сократилось на 500 тысяч человек.
На сегодняшний день в значительном повышении уровня жизни нуждаются более 37 миллионов сельских жителей – более четверти всего населения Российской Федерации. Принимаемые Правительством меры позволили существенно повысить качество жизни на селе. Однако сегодня необходим комплексный подход к решению вопросов социально-экономического развития сельских территорий. И это должна обеспечить государственная программа развития сельских территорий, которую разрабатывает Министерство сельского хозяйства.
Новая госпрограмма соответствует задачам Стратегии пространственного развития, которую готовит Минэк России, а также является одним из инструментов решения обозначенных в стратегии проблем.
Минсельхоз России определяет основными целями госпрограммы комплексного развития сельских территорий повышение уровня благосостояния и качества жизни сельского населения, сохранение численности сельского населения, в первую очередь – молодёжи, обеспечение сбалансированности расселения, то есть равномерного распределения людей по территории страны. Для достижения этих целей необходима совместная с субъектами Федерации работа по решению целого комплекса задач различной отраслевой направленности.
Оценка эффективности решений должна проводиться по
качественным показателям.
В рамках госпрограммы предполагается решение следующих ключевых задач. Это строительство жилья и развитие инженерной инфраструктуры, в первую очередь коммунальной, доступность и качество медицинских услуг и образования, развитие и повышение качества транспортно-логистической инфраструктуры и общественного транспорта, физическая доступность продуктов питания и бытовых товаров, покрытие территории современными средствами связи, возможность физического развития населения, доступ к системе предоставления социальных услуг, развитие рекреационной системы, экотуризма, улучшение экологической ситуации.
Необходимо предусмотреть реализацию решения этих задач с помощью современных технологий, что в свою очередь будет способствовать их масштабному распространению. К современным технологиям, востребованным на сельских территориях, можно отнести: использование возобновляемых источников энергии для обеспечения энергоснабжения, распространение инструментов телемедицины, дистанционное образование, творческое развитие и так далее.
Кроме того, особенности сельской жизни требуют пересмотра существующих стандартов обеспечения социальными услугами. Работая над этим совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, мы сможем повысить качество и доступность социальных услуг на селе.
Подчеркну, что одним из основных направлений госпрограммы станут перспективные территории экономического роста, где реализуются или планируются новые инвестиционные проекты различной отраслевой направленности и всех сегментов бизнеса. Конечно, особое внимание будет уделено проектам малого и среднего бизнеса, в том числе фермерским хозяйствам.
Важно отметить, что новая госпрограмма будет также нацелена на территории перспективного развития всех отраслей экономики, не только сельского хозяйства, а сферы сельской экономики должны стать разнонаправленными. Это будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, повышению благосостояния населения, формированию дополнительных источников доходов для бюджетов муниципальных образований.
Особо хочу подчеркнуть, что решение социальных
вопросов села во взаимодействии с бизнесом позволит повысить его
ответственность перед населением.
Ещё одним направлением работы станут территории, которые необходимо, что называется, подтянуть до определённого стандарта. На первом этапе реализации госпрограммы к стандарту должны быть приведены районные центры, в том числе расположенные на геостратегических территориях. Для этого важно совместно с регионами определить чёткий план первоочередных мероприятий, выработанных с учётом особенностей территорий. После этого необходима оперативная реализация этого плана.
Конечно, мероприятия госпрограммы будут пересекаться с мероприятиями отраслевых министерств. Поэтому просил бы, как уже было Вами отмечено, закрепить за Минсельхозом России как органом исполнительной власти, во-первых, координацию работы, во-вторых – определение мероприятий, необходимых для комплексного развития сельских территорий, и наконец –ответственность совместно с субъектами за достижение показателей эффективности этих мероприятий.
Сейчас разработка госпрограммы ведётся с участием представителей заинтересованных ФОИВ, субъектов Федерации, научных, учебных и общественных организаций. Создана межведомственная рабочая группа для обсуждения направлений реализации будущей госпрограммы. Финансовое наполнение, а также возможные дополнительные инструменты финансирования, которые будут заложены в документ, на сегодняшний момент также прорабатываются.
На основании предоставленной субъектами информации предварительный объём финансирования госпрограммы для решения поставленных задач оценивается в 200 млрд рублей ежегодно – на период до 2025 года. Часть необходимых мероприятий затрагивает бюджеты отраслевых министерств и ведомств. В этой связи в рамках исполнения поставленной Вами сегодня задачи будет проведена совместная работа по недопущению дублирования мероприятий, а также определены возможные альтернативные инструменты финансирования.
В соответствии с «дорожной картой» подготовку госпрограммы планируем завершить 15 марта текущего года.
Просил бы рассмотреть возможность проведения в марте текущего года заседания Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий.
В марте госпрограмма будет размещена для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, а также направлена на рассмотрение и согласование заинтересованным ФОИВ. В этой связи прошу коллег из других министерств и ведомств при получении документа оперативно его рассмотреть и представить свои замечания, предложения в Минсельхоз России в кратчайшие сроки.
Д.Медведев: Спасибо, Дмитрий Николаевич. Комиссию большую по аграрному сектору мы проведём, как Вы и предлагаете. Давайте к ней будем готовиться. На ней окончательно и рассмотрим программу, которая будет подготовлена.
<…>