Обсуждались вопросы систематизации и юридического оформления порядка взимания неналоговых платежей.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Александр Николаевич, достаточно важной является тема, касающаяся неналоговых платежей. Мы неоднократно к ней обращались во время встреч с РСПП, в ходе обсуждения делового климата с участием Правительства, депутатов Государственной Думы. Очевидно, что здесь нет совсем лёгких решений. Вы сами, выступая, предлагали разные варианты по взысканию неналоговых платежей и юридическому оформлению порядка взимания неналоговых платежей. Будет ли это делаться через горнило Налогового кодекса, или это может быть отдельный закон, или какая-то совмещённая модель – всё это не абстрактные юридические модели. В конечном счёте от этого будет зависеть, с одной стороны, само взыскание неналоговых платежей, с другой стороны, то, насколько это будет посильно для бизнеса, насколько прозрачны и понятны процедуры, каким образом будут появляться те или иные неналоговые платежи. Чтобы этот процесс довести до логического завершения, я образовал экспертную группу по вопросам неналоговых платежей предпринимателей. Возглавит её мой Первый заместитель – Министр финансов Антон Германович Силуанов. Естественно, здесь будут участвовать все наши основные бизнес-объединения и, конечно, РСПП. Попросил бы Вас принять во всей этой работе активное участие.
А.Шохин: Спасибо за это решение. Хотел напомнить, что в марте Вы проводили большое совещание, где были определены основные подходы к оформлению неналоговых платежей. Главная задача, как её видит бизнес, – чтобы не появлялись неналоговые платежи по упрощённой процедуре, нужно законодательное оформление. Тогда было принято решение, что часть платежей может быть оформлена как квазиналоговая и перекочевать в отдельную статью Налогового кодекса. Другая часть – в другой раздел Налогового кодекса, «Государственная пошлина». Но всё равно что-то останется. И этот остаток, конечно, тоже нужно законодательно оформить, чтобы, извините за это слово, креативность разных структур, федеральных, региональных, как-то ограничить.
Я думаю, что уже в ближайшее время мы можем в рамках этой экспертной рабочей группы выйти на решения. В частности, Министерство финансов готовит как раз первую часть, где речь идёт о Налоговом кодексе. Но мы опять будем просить Вас обратить внимание на то, что здесь нужны достаточно длительные переходные периоды, потому что передача этих платежей в Налоговый кодекс одновременно может означать и всю полноту ответственности. Сейчас в большей степени административная ответственность за эти платежи, а может появиться уголовная. Мы у Вас тогда на совещании договаривались, что переходный период до 10 лет может быть. Кроме того, нам хотелось бы, чтобы Правительство сразу по всем этим трём блокам – собственно налоги, госпошлина и прочие неналоговые платежи – подготовило предложения, чтобы нам всю картину в целом было видно.
Д.Медведев: Я думаю, что это абсолютно правомерный подход, потому что действительно неналоговые платежи существуют, но они не должны возникать, просто исходя из соображений целесообразности, если возникло желание у того или иного ведомства. Суть неналогового платежа всё-таки остаётся очень близкой к налогу – это обязательное зачисление той или иной суммы в доход бюджета. И в принципе с экономической точки зрения особой разницы между ними нет. Именно поэтому мы и договорились, что это всё будет оформлено в рамках закона, чтобы подобного рода неналоговые платежи не возникали в результате действий тех или иных ведомств. Давайте этот процесс доведём до конца. Я готов впоследствии уже встретиться, чтобы окончательно выслушать предложения.
<…>