Федеральный закон от 1 мая 2019 года №88-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 июня 2018 года №1326-р. Федеральным законом, в частности, в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносятся изменения, предусматривающие снятие запрета на перестрахование обязательств страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 июня 2018 года №1326-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 17 апреля 2019 года и одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года.
Федеральным законом в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносятся изменения, предусматривающие снятие запрета на перестрахование обязательств страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Этот вид обязательного страхования является в настоящее время единственным видом имущественного страхования, риски по которому не передаются в перестрахование. Снятие этого ограничения обусловлено тем, что за период действия Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Федеральный закон №40-ФЗ) значительно увеличились объемы собираемых страховщиками страховых премий по этому виду страхования, а также увеличился средний размер страховой выплаты и выросли активы страховщиков.
Федеральный закон №40-ФЗ, в частности, дополняется положениями, устанавливающими обязанность владельца транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию России, иметь договор ОСАГО, заключенный на условиях, предусмотренных Федеральным законом №40-ФЗ, или в рамках международных систем страхования. При этом на такое транспортное средство будет распространяться возможность при определенных условиях оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на это сотрудников полиции.
С учетом анализа правоприменительной практики в Федеральном законе №40-ФЗ уточняются порядок заключения договора ОСАГО; список транспортных средств, на владельцев которых не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности; список служб и организаций, которые могут выдавать документы, подтверждающие факт наступления страхового случая (полиция, аварийно-спасательные службы, медицинские организации); порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, в случае, если ответственными за причинение вреда признаны несколько участников ДТП. В этом случае причиненный вред будет возмещаться страховщиками солидарно, однако общий размер страховой выплаты не может превышать 500 тыс. рублей. Также уточняются квалификационные требования к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств (на экспертов возлагается обязанность проходить профессиональную аттестацию, при этом сведения о них будут вноситься в государственный реестр экспертов-техников), порядок проведения их профессиональной аттестации; перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причинение вреда. При этом регрессное требование не может быть предъявлено к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу в случае причинения вреда его здоровью, а также к родственникам и наследникам в случае смерти пешехода в результате этого ДТП. Корректируются перечень документов для заключения ОСАГО; функции представителя страховщика, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших; порядок контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по их страхованию, в том числе транспортных средств, пересекающих Государственную границу России.
В Федеральный закон №40-ФЗ также вносятся изменения, устанавливающие новые категории граждан, которые наряду с потерпевшими или выгодоприобретателями имеют право предъявить к профессиональному объединению страховщиков требование о компенсационной выплате (в частности, наследники, представители потерпевшего), а также сроки, в течение которых эти граждане вправе предъявить иск об осуществлении таких выплат (три года). При этом устанавливается, что объединение страховщиков, так же как и страховые компании, будет нести ответственность за несоблюдение сроков осуществления компенсационной выплаты в виде уплаты неустойки (пени).
Кроме того, устанавливается процедура рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между гражданами и объединением страховщиков, аналогичная процедуре рассмотрения споров между гражданами и страховыми компаниями. При наличии разногласий между гражданином и объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру компенсационной выплаты) гражданин, прежде чем предъявить судебный иск, должен будет повторно обратиться к объединению страховщиков с обоснованием своих требований. Такая претензия должна быть рассмотрена в течение десяти календарных дней.
С учетом правовой природы компенсационных выплат устанавливается, что к отношениям между объединением страховщиков, страхователями и лицами, которые наряду с потерпевшими или выгодоприобретателями имеют право предъявить к объединению страховщиков требование о компенсационной выплате, не применяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».