Федеральные законы от 27 декабря 2018 года №520-ФЗ, 510-ФЗ, 512-ФЗ. Проекты федеральных законов были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 22 июня 2018 года №1248-р, 1249-р, 1250-р. Федеральные законы направлены на предотвращение хищений при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В частности, устанавливаются уголовная и административная ответственность за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №520-ФЗ), «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее, соответственно, – Федеральный закон №510-ФЗ, КоАП) и «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №512-ФЗ) были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 22 июня 2018 года №1248-р, 1249-р, 1250-р.
Федеральные законы приняты Государственной Думой 18 декабря 2018 года, одобрены Советом Федерации 21 декабря 2018 года.
Федеральный закон №520-ФЗ направлен на повышение эффективности механизмов предотвращения хищений при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В Уголовный кодекс вносятся изменения, корреспондирующие положениям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» об ответственности эксперта и должностных лиц экспертной организации за предоставление заведомо ложного экспертного заключения.
В частности, Уголовный кодекс дополняется статьёй 2006, устанавливающей ответственность за дачу экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок, если это повлекло причинение крупного ущерба. При этом крупным ущербом признаётся ущерб, сумма которого превышает 2,5 млн рублей. За такое деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, устанавливается повышенная ответственность.
Корреспондирующие изменения вносятся в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса в целях отнесения к подследственности следователей Следственного комитета уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьёй 2006 Уголовного кодекса.
***
Федеральным законом №510-ФЗ КоАП дополняется статьей 7.326, устанавливающей административную ответственность за дачу экспертом, экспертной организацией или уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Одновременно в статьи 2.4 и 3.11 КоАП вносятся изменения, в соответствии с которыми физические лица, занимающиеся деятельностью в области проведения экспертизы госзакупок, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.326 КоАП, будут нести административную ответственность как должностные лица. При этом к должностным лицам может применяться дисквалификация в виде лишения их права деятельности в области проведения экспертизы госзакупок.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.326 КоАП, относятся к подведомственности Федерального казначейства, органов исполнительной власти субъектов Федерации, исполняющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контрольных органов в сфере закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а также ФАС России (статьи 23.7, 23.71, 23.66, 23.82 КоАП).
Федеральным законом также установлено, что, в случае если дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.326 КоАП, передано органом или должностным лицом, к которым оно поступило, на рассмотрение судье, оно будет рассматриваться судьей (часть 2 статьи 23.1 КоАП).
Кроме того, закреплено право инспекторов Счетной палаты, уполномоченных должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Федерации, органов муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.326 КоАП. При этом дела о таких административных правонарушениях будут рассматриваться судьями (часть 7 статьи 28.3, часть 11 статьи 23.1 КоАП).
***
Федеральным законом №512-ФЗ в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вносятся изменения, которыми устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок. Это позволит исключить случаи злоупотребления профессиональными полномочиями со стороны экспертов и экспертных организаций.
Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, должны оформляться в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации и её должностные лица будут нести ответственность в соответствии с законодательством.
Оригинал. (Федеральный закон №520-ФЗ)
Оригинал. (Федеральный закон №510-ФЗ)
Оригинал. (Федеральный закон №512-ФЗ)