Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №430-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 4 октября 2018 года №1189. Афинская конвенция, которой определяется ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа, была принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987 года. Россия участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. 1 ноября 2002 года в Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции, который вступил в силу 23 апреля 2014 года. Протокол 2002 года внёс существенные изменения в содержание Афинской конвенции. В частности, введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира.
Проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года» (далее, соответственно, – Федеральный закон, Протокол 2002 года) был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 4 октября 2018 года №1189.
Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2018 года и одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.
Протоколом 2002 года в Конвенцию внесены существенные изменения, касающиеся в том числе обязательного страхования пассажиров на судах, повышения предела ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира, установления предела ответственности по каждому конкретному инциденту за всё время перевозки, исключения ответственности перевозчика, если инцидент произошёл в результате военных действий.
Согласно Протоколу 2002 года присоединение к нему возможно только в случае денонсации Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к ней, если государство является их стороной. В связи с этим Федеральным законом также предусматривается денонсация соответствующих международных актов.
Реализация Федерального закона будет способствовать дополнительной защите интересов российских граждан, так как позволит уравнять в правах российских пассажиров с пассажирами – гражданами государств, являющихся участниками Протокола 2002 года.