Федеральный закон от 3 октября 2018 года №349-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 16 июня 2018 года №685. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102) принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года.
Проект федерального закона «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» (далее, соответственно, – Федеральный закон, Конвенция № 102) был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 16 июня 2018 года №685.
Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.
Конвенция № 102 принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. В настоящее время Конвенцию №102 ратифицировали 55 государств.
Статья 2 Конвенции №102 позволяет государствам самим определить ее разделы, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.
Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции №102 - медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.
Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции №102 (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, соответствуют положениям раздела II Конвенции №102 «Медицинское обслуживание».
В отношении раздела III Конвенции №102 «Обеспечение по болезни» следует отметить, что российское законодательство полностью соответствует ее положениям, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.
Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией №102 как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).
В отличие от Конвенции №102 российское законодательство не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.
Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией №102, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности, экстракорпоральным оплодотворением, карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией №102 не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия существуют многие годы.
Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции №102 период его выплаты может быть ограничен.
Российское законодательство, в том числе Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон №125-ФЗ), (раздел VI Конвенции №102 «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием») предоставляет более высокий уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учетом международных норм в этой области).
Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией №102.
Кроме того, Федеральный закон №125-ФЗ не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного социального страхования, возмещается моральный вред.
Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией №102, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.
Нормы российского законодательства, в частности федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции №102 «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.
В ряде случаев российским законодательством установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в России пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).
Согласно Конвенции №102 продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в России пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.
Разделы I, XI – XIV Конвенции №102, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства – члены, ее ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции №102 (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.
Пособие по беременности и родам в России выше этой минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100% заработка).
Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в России (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции №102.
Разделы V «Обеспечение по старости», и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции №102 реализуются в России в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».
Исходя из статьи 29 и приложения к разделу XI Конвенции №102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка. Согласно позиции Правительства России в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции №102, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.
Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции №102 показал, что параметры системы социального обеспечения в России отвечают положениям Конвенции.
В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком. Предусмотрено, что коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%. Аналогичный показатель зафиксирован в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р).
В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в Конвенции №102 (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).
Ратификация Россией Конвенции №102 позволит создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного обеспечения, граждан.
Конвенция №102 обладает собственным контрольным механизмом, который предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. Выполнение этих обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции №102.
Конвенция №102 подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.