Федеральный закон от 3 августа 2018 года №316-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 января 2018 года №98-р. Федеральным законом, в частности, предусматривается, что перечень видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством России, а перечень видов регионального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Правительство России вправе определить виды регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 апреля 2018 года №98-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 26 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года.
Федеральным законом уточняются понятия «федеральный государственный контроль (надзор)» и «региональный государственный контроль (надзор)».
Предусматривается, что перечень видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством России, а перечень видов регионального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Правительство России вправе определить виды регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
Согласно Федеральному закону критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством России. Правительство России вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности при организации регионального государственного контроля, а также к порядку их установления.
Положениями о видах федерального государственного контроля может быть предусмотрено использование органами государственного контроля индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок.
В соответствии с Федеральным законом порядок организации и проведения лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством России. Таким положением может быть установлено, что при проведении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при проведении такого лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу опасности.
Кроме того, дополняются правила проведения мероприятий по контролю соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.