Федеральный закон от 3 августа 2018 года №310-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 ноября 2015 года №2266-р. Цель Федерального закона – совершенствование правового регулирования в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В частности, уточнён перечень лиц, являющихся инсайдерами, определены требования по ведению и передаче списка инсайдеров и понятие инсайдерской информации, конкретизирована обязанность юридических лиц по составлению собственных перечней такой информации с учётом особенностей их деятельности. Усовершенствовано правовое регулирование механизмов противодействия манипулированию рынком. Определено понятие манипулирования рынком, а также установлено полномочие Банка России утверждать исчерпывающий перечень действий, являющихся манипулированием рынком.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 ноября 2015 года №2266-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 26 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года.
Цель Федерального закона – совершенствование правового регулирования в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В этих целях в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми уточнён перечень лиц, являющихся инсайдерами, определены требования по ведению и передаче списка инсайдеров и понятие инсайдерской информации, конкретизирована обязанность юридических лиц по составлению собственных перечней такой информации с учётом особенностей их деятельности.
На юридические лица, относящиеся к инсайдерам, возложена обязанность с учётом требований Банка России утвердить правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.
Уточнены особенности раскрытия инсайдерской информации, в том числе закреплено полномочие Правительства России определить случаи, в которых инсайдерская информация не подлежит раскрытию (предоставлению) или подлежит раскрытию (предоставлению) в ограниченном составе.
Усовершенствовано правовое регулирование механизмов противодействия манипулированию рынком. В частности, определено понятие манипулирования рынком, а также установлено полномочие Банка России утверждать исчерпывающий перечень действий, являющихся манипулированием рынком.
Помимо этого, конкретизированы основания и особенности проведения Банком России проверок соблюдения отдельными органами, организациями, служащими Банка России, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. В частности, определены особенности проведения проверок Банком России лиц, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
За разглашение инсайдерской или другой информации, составляющей коммерческую, служебную, другую охраняемую законом тайну и полученной в ходе проведённых Банком России проверок, Банк России и его служащие будут нести предусмотренную законодательством ответственность, в том числе в виде возмещения убытков.
Корреспондирующие изменения, касающиеся принятия клиринговыми организациями и организаторами торговли мер по контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, внесены в федеральные законы «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и «Об организованных торгах».