Федеральный закон от 20 апреля 2014 года №79-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 февраля 2014 года №263-р. Федеральным законом устанавливается возможность заключения договора воздушной перевозки пассажира как на условии возврата провозной платы, так и на условии невозврата провозной платы при его расторжении.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее, соответственно, – Федеральный закон, Кодекс) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 февраля 2014 года №263-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 4 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года.
Устанавливается возможность заключения договора воздушной перевозки пассажира как на условии возврата провозной платы при его расторжении, так и на условии невозврата провозной платы при его расторжении (так называемый невозвратный тариф).
Перевозчик или уполномоченное им лицо будет обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку платы до заключения договора.
Устанавливаются порядок и условия возврата или невозврата провозной платы за воздушную перевозку при прекращении действия договора как по инициативе перевозчика, так и по инициативе пассажира.
В частности, если пассажиром заключён договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о возврате провозной платы, то при прекращении действия договора по инициативе перевозчика провозная плата возвращается пассажиру с взысканием неустойки в размере 25% этой платы и суммы фактически понесённых перевозчиком расходов, перечень которых определяется Минтрансом России. Провозная плата возвращается пассажиру в полном объёме, если состояние его здоровья требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами. Однако провозная плата не возвращается пассажиру, если состояние его здоровья создаёт неустранимые неудобства для других лиц, а также если пассажир нарушает правила поведения и не выполняет распоряжений командира воздушного судна.
При прекращении по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки, предусматривающего условие о возврате провозной платы, размер возвращаемой суммы зависит от срока, в который пассажир уведомил перевозчика. Если пассажир уведомил авиакомпанию не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс провозная плата возвращается (за исключением суммы фактически понесённых перевозчиком расходов); позднее чем за 24 часа, но до окончания регистрации на рейс - провозная плата возвращается с взысканием неустойки в размере 25% этой платы и суммы фактически понесённых перевозчиком расходов; после окончания регистрации на рейс провозная плата пассажиру не возвращается.
В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи (супруга/супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновлённых) либо близкого родственника (дедушки, бабушки, внуков, полнородных и неполнородных братьев и сестёр), совместно следующих с ним на воздушном судне, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника и уведомления об этом перевозчика до окончания регистрации на рейс, а также в связи с задержкой отправления воздушного судна, другими действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки, пассажиру возвращается уплаченная провозная плата.
Предусмотренные Федеральным законом изменения в Кодекс позволят ввести более дешёвые невозвратные тарифы, что увеличит пассажиропоток и сделает воздушный транспорт более доступным для населения.