Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №296-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 15 августа 2012 года №1475-р. Реализация федерального закона позволит расширить сферы применения русского жестового языка, повысить его роль в обеспечении коммуникационных возможностей для интеграции в общество инвалидов по слуху.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 15 августа 2012 года №1475-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Федеральным законом реализуются нормы Конвенции о правах инвалидов, согласно которой инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для принятия и содействия использованию жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов, признавать и поощрять использование жестовых языков, содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих при реализации инвалидами права на образование.
В статью 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вносятся изменения, уточняющие статус русского жестового языка и определяющие его как язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка.
Кроме того, устанавливается требование о наличии соответствующего образования и квалификации у переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков). Это позволит повысить качество предоставляемых инвалидам услуг по сурдопереводу.
При получении инвалидами образования специальные учебники, учебные пособия, другая учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков будут предоставляться им бесплатно. Также государством будет обеспечена подготовка и переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать в подведомственных образовательных учреждениях условия для получения инвалидами услуг по переводу.