Федеральный закон от 17 апреля 2017 года №73-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле, и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска. Кроме того, органы предварительного расследования и суд будут учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации» (далее, соответственно, – Федеральный закон, Кодекс)
был внесён в Госдуму Президентом России.
Федеральный закон принят Государственной Думой 5 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 12 апреля 2017 года.
Федеральным законом в статью 49 Кодекса вносятся изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле, и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска. Установленный подход полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, части третья и четвертая статьи 50 Кодекса дополняются положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.
В статье 56 Кодекса, исключается возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с частью третьей этой статьи.
Статья 58 Кодекса дополняется положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Перечень недопустимых доказательств, закрепленный в части второй статьи 75 Кодекса, дополняется указанием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий путем изъятия из производства адвоката по делам его доверителей.
В статью 159 Кодекса включено положение, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют такие лица, имеют значение для этого уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Новая редакция статьи 161 Кодекса конкретизирует правила сохранения тайны следствия.
В статью 40117 Кодекса вносятся изменения, которые позволят обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не обращавшимся с жалобой на вступивший в силу судебный приговор либо обращавшимся в кассационную инстанцию, но по другим правовым основаниям. Предлагаемая норма также отвечает правовым позициям, сформулированным в ряде решений Конституционного Суда.
Требования к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий закрепляются в новой статье 4501 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» Кодекса. В частности, обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, также недопустимы фотографирование, киносъемка, видеозапись и другая фиксация материалов адвокатского досье.