Федеральный закон от 3 июля 2016 года №261-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации в соответствующем реестре. Кроме того, уточняются особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания и в условиях выездного обслуживания, места и прилегающие к ним территории, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) внесен депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Федеральный закон направлен на пресечение незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральным законом устанавливается государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации в соответствующем реестре. Использование оборудования и владение оборудованием, которое не зарегистрировано, и (или) не законсервировано, и (или) не расконсервировано в установленном порядке, запрещается. На основании решений уполномоченных органов и должностных лиц такое оборудование подлежит изъятию из незаконного оборота.
В целях государственной регистрации владеющие таким оборудованием лица обязаны до 1 июля 2017 года провести его инвентаризацию в установленном Федеральным законом порядке и представить в Росалкогольрегулирование уведомление, содержащее сведения о таком оборудовании.
Федеральным законом также регулируются отношения в сфере учёта производства фармацевтической субстанции этилового спирта (этанола). Организации, которые производят этанол для спиртосодержащих лекарственных препаратов и медицинских изделий, обязаны учитывать и декларировать объём его производства, поставки и (или) использования для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством России. На такие организации распространяются требования по оснащению их основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта и передаче информации, полученной с использованием этих средств, в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Предусмотрен ряд мер, направленных на сокращение доли незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, устанавливается запрет их оборота с фальсифицированными документами, изготовленными путём дублирования, определяется перечень оснований для отказа в выдаче федеральных специальных марок, регламентируется порядок изъятия алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведённой с использованием фармацевтической субстанции этилового спирта (этанола).
Федеральным законом уточняются особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания и в условиях выездного обслуживания, места и прилегающие к ним территории, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции.
Предусматривается отдельное лицензирование розничной продажи алкогольной продукции и её розничной продажи при оказании услуг общественного питания. При этом розничная продажа алкогольной продукции и её розничная продажа при оказании услуг общественного питания не могут производиться в одном месте.
Кроме того, устанавливается порядок осуществления незавершённой деятельности лицензиатов, осуществляющих полный цикл производства дистиллятов и (или) хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой, в случаях прекращения срока действия соответствующих лицензий.