Федеральный закон от 3 июля 2016 года №273-ФЗ. Федеральный закон направлен на совершенствование государственного регулирования торговой деятельности, а также на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами, участвующими в торговле продовольственными товарами. В частности, устанавливается, что совокупный размер всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий не может превышать 5% от цены приобретённых продовольственных товаров.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях» (далее, соответственно, – Федеральный
закон, Федеральный закон №69-ФЗ, КоАП) внесен депутатами Государственной Думы и
членами Света Федерации.
Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование государственного регулирования торговой деятельности, а также на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами, участвующими в торговле продовольственными товарами.
Федеральным законом действие правил, требований и запретов, установленных отдельными положениями Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в отношении хозяйствующего субъекта распространяется на действия других субъектов, входящих с ним в одну группу лиц. Уточняется понятие «торговая сеть», а также вводится понятие «услуги по продвижению товаров», включающее в том числе рекламирование продовольственных товаров, их специальную выкладку, исследование потребительского спроса, подготовку отчётности и другую деятельность, направленную на продвижение продовольственных товаров.
Устанавливается, что совокупный размер всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий не может превышать 5% от цены приобретённых продовольственных товаров. При этом в эти совокупные выплаты включаются как вознаграждение, выплачиваемое поставщиком в связи с приобретением определённого количества продовольственных товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и других подобных услуг. При расчёте совокупного размера всех выплат в пользу торговых предприятий не учитываются сумма налога на добавленную стоимость и сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Федеральный закон №69-ФЗ дополняется положениями, запрещающими взимание платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты, изменение ассортимента таких товаров, а также возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары и расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров. Помимо этого, закрепляется норма, в соответствии с которой выплата поставщиками вознаграждений, не предусмотренных Федеральным законом, не допускается.
Снижены предельные сроки оплаты продовольственных товаров и устанавлено, что эти сроки исчисляются не со дня приёмки таких товаров, а со дня их фактического получения. Также устанавливается обязательство поставщика передать торговому предприятию документы на поставленные товары. Кроме того, вводится запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, а также запрет на исполнение (реализацию) такого договора в соответствующей части.
С учётом сложившейся правоприменительной практики уточняется редакция статьи 13 Федерального закона №69-ФЗ. Устанавливается запрет на заключение и исполнение договоров комиссии, поручения, агентских договоров или смешанных договоров, содержащих элементы таких договоров, за исключением заключения их внутри одной группы лиц.
Уточняются полномочия федерального органа исполнительной власти, принимающего нормативные правовые акты и контролирующего соблюдение антимонопольного законодательства.
В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон №69-ФЗ предусматривается внесение соответствующих изменений в КоАП. Кроме того, устанавливается возможность дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трёх лет в случае повторного нарушения антимонопольных правил, установленных Федеральным законом №69-ФЗ.