Федеральный закон от 3 июля 2016 года №372-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 ноября 2015 года №2378-р. Федеральным законом детализируются положения деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, усиливается ответственность и контроль за их деятельностью, устраняются выявленные в ходе анализа правоприменительной практики пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность саморегулируемых организаций.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон) был
внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 ноября 2015 года №2378-р.
В соответствии с перечнем
поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета 17 мая
2016 года (№ Пр-1138ГС от 11 июня 2016 года, подпункт
«в» пункта 1) Правительством России были подготовлены поправки к
законопроекту.
Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Федеральный закон устраняет выявленные в правоприменительной практике пробелы в ходе работы саморегулируемых организаций в области строительства и предусматривает в том числе механизмы, направленные на усиление контроля за деятельностью таких организаций, повышение их ответственности за качество работ.
Уточняются требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации, к её стандартам и внутренним документам, порядок приёма в члены саморегулируемой организации и прекращения такого членства, особенности контроля саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов и применения к ним мер дисциплинарного воздействия.
Устанавливаются случаи, в которых обязательно членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также случаи, в которых такое членство не требуется.
В частности, такое членство не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий и на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся компенсационных фондов саморегулируемой организации, устанавливаются требования к размещению средств этих фондов. В частности, предусматривается, что саморегулируемая организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Кроме того, устанавливаются требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Сведения о таких специалистах включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Федеральным законом также устанавливается административная ответственность за нарушение установленных требований, вносятся корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и другие федеральные законы, а также предусматриваются переходные положения на период до его вступления в силу – до 1 июля 2017 года.
Кроме того, Федеральный закон относит подвесные канатные дороги к числу особо опасных и технически сложных объектов.