Федеральный закон от 21 июля 2014 года №216-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 18 октября 2013 года №1897-р. Федеральный закон направлен на приведение норм отдельных законодательных актов в соответствие с федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 18 октября 2013 года №1897-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 2 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.
Федеральный закон направлен на приведение норм отдельных законодательных актов в соответствие с федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», предусматривающими введение с 1 января 2015 года взамен трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца новых видов пенсионного обеспечения – страховых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, а также накопительной пенсии.
Внесенные изменения в основном носят юридико-технический характер, связанный с терминологической заменой наименования видов пенсий и их составных частей (например, накопительная пенсия и фиксированная выплата вместо соответственно накопительной части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера).
Ряд положений Федерального закона направлен на создание механизма реализации норм федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».
В частности, это касается особенностей исчисления страхового стажа с учётом новых правил, а также перерасчёта ранее назначенных пенсий отдельным категориям граждан (безработным, «чернобыльцам», лицам, имеющим право на получение двух видов пенсий или право на доплату к пенсии с учётом доли страховой пенсии по старости). При этом гарантируется, что размер ранее получаемой пенсии в результате этого перерасчёта не будет уменьшен.
Определяется порядок финансирования из средств федерального бюджета расходов Пенсионного фонда по выплате страховых пенсий с учётом нестраховых периодов, перечень которых был расширен Федеральным законом «О страховых пенсиях» (например, увеличен до 6 лет в общей сложности засчитываемый в страховой стаж период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет).
Федеральным законом предусматривается ряд новелл, направленных на упрощение процедур, связанных с подачей гражданами и страхователями различных заявлений и обращений в Пенсионный фонд, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая интернет и единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отдельных случаях допускается назначение пенсии в беззаявительном порядке – на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Например, в случаях изменения группы инвалидности получателю пенсии по инвалидности, назначения социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением предельного возраста.
В Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» вносятся изменения, предусматривающие создание в Пенсионном фонде информационной системы «личный кабинет застрахованного лица». В личном кабинете застрахованное лицо может получать сведения, содержащиеся на его индивидуальном лицевом счёте.
Изменениями, внесенными в Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений», уточняется порядок выплаты застрахованному лицу средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты. Вводится общее условие о том, что право на эту выплату возникает, если застрахованному лицу ранее не была назначена накопительная пенсия. При этом застрахованное лицо, реализовавшее свое право на единовременную выплату, вправе вновь обратиться за ней не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения.
Федеральным законом устанавливается ограничение на выплату социальной пенсии гражданам при их выезде на постоянное жительство за пределы России, а также гражданам, у которых сохранена регистрация в России, однако они постоянно проживают на территории иностранного государства.
В Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устранён пробел в вопросе об определении минимального и максимального размеров страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также об исчислении страхового стажа для этой категории застрахованных.