Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2142р. Федеральным законом в ряд законодательных актов вносятся изменения, направленные на предоставление гражданам некоторых мер социальной поддержки на основе принципа адресности и применения критериев нуждаемости.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учёта и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2142-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.
Федеральным законом в ряд законодательных актов вносятся изменения, направленные на предоставление гражданам некоторых мер социальной поддержки на основе принципа адресности и применения критериев нуждаемости.
В соответствии с изменениями, вносимыми в федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Об образовании в Российской Федерации», региональным органам государственной власти законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации предоставляется право устанавливать критерии нуждаемости при предоставлении пособия на ребёнка, компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления соответствующих критериев производится федеральным органом исполнительной власти, который вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения.
В целях соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом вносятся изменения в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым с 1 июля 2016 года таким категориям граждан отдельные меры социальной поддержки будут предоставляться при условии постоянного их проживания (работы) непосредственно перед предоставлением этих мер не менее одного года в зоне отселения, не менее трёх лет в зоне с правом на отселение или не менее четырёх лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Это условие не распространяется на детей, родившихся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, детей первого и последующих поколений ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, получивших или перенёсших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения или переселённых из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы. Это условие также не распространяется на граждан, которым по состоянию на 30 июня 2016 года соответствующие меры социальной поддержки назначены по действующим на эту дату правилам.
Кроме того, гражданам, имеющим детей и проживающим (работающим) на загрязнённых территориях, с 1 июля 2016 года предоставляется ежемесячная выплата по уходу за ребёнком в фиксированном размере: до достижения ребёнком возраста полутора лет – 3000 рублей и от полутора до трёх лет – 6000 рублей. При этом за такими гражданами сохраняется право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Одновременно Федеральным законом установлено, что в отношении граждан, которым до 30 июня 2016 года назначено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком трёх лет, сохраняется право на получение такого пособия до наступления оснований прекращения его выплаты. В этом случае не производится ежемесячная денежная выплата по уходу за ребёнком в фиксированном размере.
Также вносятся изменения в Федеральный закон «О ветеранах», уточняющие основания присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы». В частности, в перечень наград, дающих право на присвоение этих званий, включены почётная грамота Президента России и благодарность Президента России.
Кроме того, при присвоении звания «Ветеран труда» также учитываются ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Помимо прочего необходимым условием для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Федеральным законом установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (по правилам, действовавшим до принятия Федерального закона), сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» после 1 июля 2016 года при наличии трудового (страхового) стажа или выслуги лет указанной выше продолжительности.
Изменениями, внесёнными в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», предусматривается создание с 1 января 2018 года единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будут содержаться сведения о мерах социального обеспечения и социальной поддержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых гражданам в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Функции оператора этой информационной системы возлагаются на Пенсионный фонд.