Федеральный закон от 2 июля 2013 года №167-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 25 февраля 2013 года №235-р. Федеральным законом устанавливаются механизмы правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан России, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» (далее – Федеральный закон) был внесен в Госдуму распоряжением
Правительства от 25 февраля 2013 года №235-р.
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июня 2013 года и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года.
В целях материальной поддержки граждан, которые усыновляют детей, требующих особой заботы, в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вносятся изменения, предусматривающие увеличение до 100 тысяч рублей размера единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сёстрами.
Изменениями, которые вносятся в Гражданский кодекс, Семейный кодекс и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», устанавливается, что к органам опеки и попечительства наряду с органами исполнительной власти субъекта Федерации относятся также органы местного самоуправления (в случае наделения их такими полномочиями законом субъекта Федерации).
Кроме того, Федеральным законом уточняются перечень и содержание полномочий органов опеки и попечительства. В частности, в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» в качестве отдельных полномочий соответствующих органов выделяются оказание содействия в подготовке необходимых документов гражданам, желающим стать опекунами или попечителями. Также предусматривается оказание содействия опекунам и попечителям, в том числе в целях своевременного выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе воспитания приёмного ребёнка, предотвращения возврата ребёнка в организацию для детей-сирот.
Увеличивается с одного до шести месяцев срок передачи ребёнка под предварительные опеку и попечительство с возможностью продления этого срока до восьми месяцев (статья 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Такая мера позволит предотвратить помещение ребёнка в организацию для детей-сирот, поскольку у граждан будет достаточно времени, чтобы пройти подготовку и собрать все необходимые для установления опеки или усыновления документы.
Также предусмотрено сокращение объёма отчётности, представляемой опекунами, попечителями или приёмными родителями в органы опеки и попечительства, что избавит этих лиц от необходимости ведения ежедневного учёта и фиксирования расходов на мелкие бытовые нужды.
Федеральным законом совершенствуются нормы Семейного кодекса (далее – Кодекс), регулирующие порядок выявления и учёта детей, оставшихся без попечения родителей (статья 122 Кодекса), и порядок устройства таких детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155 Кодекса).
В целях упрощения процедуры передачи детей на усыновление (удочерение) из числа оснований, исключающих для гражданина возможность быть усыновителем, выведено требование к его жилому помещению. Устанавливаются требования к состоянию здоровья потенциального усыновителя и лиц, которые совместно с ним проживают. Особо оговаривается, что медицинское освидетельствование граждан, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, взять его под опеку или попечительство, в приёмную или патронатную семью, проводится бесплатно, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статьи 127 и 146 Кодекса).
Федеральным законом вводится запрет на усыновление (взятие под опеку или попечительство) детей лицами, состоящими в союзе, заключённом между лицами одного пола.
Лица, являющиеся или являвшиеся усыновителями, желающие усыновить или взять ребёнка под опеку (попечительство), освобождаются от обязанности проходить специальную подготовку (статьи 127 и 146 Кодекса и статья 271 Гражданского процессуального кодекса).
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уточняются нормы медицинского обслуживания таких детей, в том числе их права на высокотехнологичную медицинскую помощь и лечение за пределами России.
Федеральным законом совершенствуется процедура формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – он, в частности, будет дополнен сведениями о потенциальных усыновителях, опекунах (попечителях).
Это позволит упростить процедуры оформления опеки (попечительства) или усыновления для граждан, уже имеющих успешный практический опыт воспитания детей-сирот.
Изменение в Гражданском процессуальном кодексе срока на апелляционное обжалование решения суда об усыновлении с 30 до 10 дней сократит время пребывания ребёнка в организации для детей-сирот после вынесения судом решения об усыновлении, что положительно скажется на психологическом состоянии ребёнка и облегчит процесс его адаптации в семье усыновителей.
Федеральный закон расширяет предусмотренный Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В перечень включены усыновители и лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребёнка (в случае если они обращаются за оказанием помощи по вопросам, связанным с устройством ребёнка или обеспечением его прав). Расширяется и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи.