Законопроект разработан в целях создания правовых условий для подготовки законопроекта о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, создание условий по использованию возможных остатков средств федерального бюджета на 1 января 2018 года, предоставленных бюджетам субъектов Федерации в виде дотаций в целях перераспределения прироста налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в отчётном году, и не использованных в ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году. В этих целях поправками предлагается дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Проект федерального закона №270372-7 «О приостановлении действия отдельных положений статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 20 сентября 2017 года №2008-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 11 октября 2017 года.
Документ
-
Поправки к проекту федерального закона №270372-7 «О приостановлении действия отдельных положений статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году»
Законопроект разработан в целях создания правовых условий для подготовки законопроекта о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Поправки к законопроекту подготовлены Минфином России.
Поправками предлагаются следующие новеллы:
1. В целях гармонизации норм статей 78 и 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) поправкой в пункт 2 статьи 781 Кодекса предлагается установить, что порядки предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями, из федерального, регионального и местного бюджета по аналогии с порядками предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг также могут быть установлены актами соответствующих органов государственной власти (муниципальных органов).
2. Учитывая, что бюджетные кредиты по своей сути являются краткосрочными и предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предлагается внести изменение в статью 936 Кодекса, предусматривающее увеличение срока предоставления бюджетных кредитов с 50 до 90 дней.
Это изменение позволит снизить риски увеличения объёма региональных и муниципальных долговых обязательств и, как следствие, невозврата бюджетного кредита и потери части средств федерального бюджета.
3. Поправка в статью 165 Кодекса необходима для закрепления права Минфина России в рамках полномочий, предусмотренных Кодексом, устанавливать при организации исполнения федерального бюджета порядок утверждения лимитов бюджетных обязательств, который позволит не отзывать лимиты бюджетных обязательств, а только уточнять.
4. В соответствии с изменениями, внесёнными в Кодекс Федеральным законом от 18 июля 2017 года №178-ФЗ, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Указанным Федеральным законом внесено также корреспондирующее уточнение в пункт 3 статьи 232 Кодекса.
В этой связи проектом поправок предлагается закрепить в статье 219 Кодекса положение, в соответствии с которым финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого предоставляется межбюджетный трансферт, доводится уведомление о его предоставлении. При этом порядок доведения уведомления будет утверждать финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
5. Внесение изменений в статью 242 Кодекса позволит Минфину России и Федеральному казначейству размещать временно свободные остатки средств единого счёта федерального бюджета на банковских депозитах и по договорам репо с их возвратом в очередном году, что позволит повысить эффективность управления ликвидностью единого казначейского счёта.
6. Для создания условий по использованию возможных остатков средств федерального бюджета на 1 января 2018 года, предоставленных бюджетам субъектов Федерации в виде дотаций региональным бюджетам в целях перераспределения прироста налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в отчётном году, по сравнению с фактическими поступлениями за отчётный финансовый год и год, предшествующий отчётному финансовому году, и не использованных в ходе исполнения федерального бюджета в 2017 году, проектом поправок предусмотрено дополнительное к установленным статьёй 217 Кодекса основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
7. Федеральным законом о федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования, зарезервированные в составе утверждённых бюджетных ассигнований, которые могут использоваться путём внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Вместе с тем отдельные положения Кодекса, предписывая утверждение бюджетных ассигнований федеральным законом о федеральном бюджете, не позволяют использовать зарезервированные бюджетные ассигнования без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Поправка предусматривает дополнение перечня положений, которые предлагается не распространять на распределение зарезервированных бюджетных ассигнований, пунктом 5 статьи 783 Кодекса об утверждении приложением к федеральному закону о федеральном бюджете субсидий государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям.
8. В целях обеспечения исполнения поручения Правительства России о проведении эксперимента по передаче Федеральному казначейству от Федеральной службы по аккредитации функции ведения бюджетного учёта и формирования отчётности, а также начисления и перечисления оплаты труда, других выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предлагается соответствующая поправка.
Осуществление подобного проекта на федеральном уровне станет основой для дальнейшей централизации бухгалтерских функций в Федеральном казначействе и повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время правовые основания для передачи функций между федеральными государственными органами нормативными документами Российской Федерации не установлены.
9. Изменениями положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года №301-ФЗ предлагается продлить до 1 января 2021 года приостановление действия нормы Кодекса, предусматривающей направление на формирование Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) доходов от управления средствами Фонда.
Эти доходы будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
В связи с объединением ФНБ и Резервного фонда в составе ФНБ положения статьи 969 Кодекса, которой регулировались вопросы формирования Резервного фонда, признаны утратившими силу.
В этой связи необходимо исключить отсылочную норму на данную статью, а действие нормы о направлении доходов от управления средствами суверенных фондов на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета следует продлить только в отношении средств ФНБ.
10. Во исполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2017 года №Пр-1180 об увеличении объёмов бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов за счёт перераспределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории России (далее – акцизы на нефтепродукты), вносятся изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2016 года №409-ФЗ.
Поправками предусмотрено поэтапное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты и направление в бюджеты субъектов Федерации дополнительных поступлений доходов, получаемых от 1 рубля за литр дизельного топлива.
11. В целях реализации поручения Правительства России о включении в Кодекс положений, уточняющих сроки распределения Правительством России субсидий и других межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации, подготовлена поправка в статью 132 Кодекса посредством внесения изменений в Федеральный закон от 18 июля 2017 года №178-ФЗ.
12. Кроме того, проектом поправок предусмотрены поправки юридико-технического характера.